Полный текст статьи
Печать

 Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам личностным ценностям, эмоциональной сфере. Неблагополучная семья испытывает дефицит получения консультативной помощи и остается один на один с проблемами своих детей, а педагоги, школьные психологи, социальные педагоги, инспекторы по делам несовершеннолетних, сотрудники органов внутренних дел и другие специалисты испытывают затруднения в работе с неблагополучными семьями и с несовершеннолетними девиантами.

Семья – это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их холостых детей (собственных, усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества.

   Для того, чтобы понять какие бывают отношения между родителями и детьми рассмотрим систему отношений мать-ребенок. Эмоциональный компонент взаимодействия матери и ребенка – это отношение матери к ребенку и ее отношение к себе самой. Большой вклад в изучение данного вопроса принадлежит психоанализу и различным его ответвлениям. (Дж. Боулби, З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон и т. д.) с точки зрения психоанализа, важные для ребенка связи и отношения возникают уже при вынашивании плода, грудном вскармливании, гигиеническом уходе. Дж. Боулби одним из первых отметил эмоциональную бесчувственность, неспособность к привязанностям и любви, отсутствие чувства общности у детей, лишенных материнской заботы. Он подчеркивал, что лишение ребенка материнской любви в раннем возрасте имеет далеко идущие последствия для умственного и личностного развития. Нарушается Физическое, умственное, эмоциональное, социальное развитие ребенка [1,c.22].

В. М. Целуйко считает, что самой неумение распространенной ситуацией во многих нынешних неблагополучных семьях является, а иногда и нежелание родителей строить свои взаимоотношения с детьми на основе разумной любви [3,c.186].

  В классическом психоанализе З. Фрейд влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится центральное место. В первые годы жизни ребенка родители – это те лица, с которыми связаны самые важные ранние переживания. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребенком имеют важный психологический эффект [2,c.66].

          В рамках написания статьи провела опрос с целью выявить гендерные особенности агрессивного поведения подростков, то есть определить кому больше свойственно агрессивное поведение у мальчиков или у девочек. Для исследования агрессивного поведения подростков с учетом поставленной цели, нами был проведен опрос «Склонность к отклоняющему поведению». При выборе методики учитывались эффективность и надежность опросника по выявлению агрессивного поведения среди подростков. В опросе приняли участие ученики 8-9 классов средней общеобразовательной школы № 12 города Якутска, из них 15 девочек 14-16 лет, и 15 мальчиков 14-16 лет.  Результаты проведенного тестирования среди подростков показали, что агрессивность преобладает среди мальчиков. Так, 11 мальчиков и 7 девочек ответили на вопросы, которые определяют агрессивное поведение положительно. Также 4 мальчика и 8 девочек ответили на некоторые вопросы, выражающие агрессивность отрицательно и тем самым мы пришли к выводу, что 79% мальчиков и 43% девочек являются склонными к агрессивному поведению и 27% мальчиков, 53% девочек менее склонны.

   Таким образом, с помощью опросника СОП мы выявили, что агрессивное поведение в подростковом возрасте проявляется более выражено, и этому всему способствует семейное воспитание.

Рекомендации. Жизнь показывает, что на трудновоспитуемых детей и подростков традиционные методы воспитания не оказывают нужного воздействия, поэтому мы составили ряд рекомендаций для родителей, которые воспитывают трудных подростков.

  Во-первых, необходимо изменить установку родителей на ребенка. Потому что родители считают, что если они будут озлобленно относиться к своим детям, которые делают отрицательные поступки, то дети все поймут и будут чувствовать вину. Но родители должны понять, что агрессивный ребенок – это несчастный ребенок. Необходимо объяснить родителям механизм гнева и эмоционального нарушения.

  Во-вторых, рассказать родителям о том, что нужно больше уделять внимания своим детям, так как дети в большинстве случаев делают отрицательные поступки для того, чтобы привлечь внимание родителей.

   В-третьих, с самых ранних лет формировать в детях чувства добра и сопереживания к другим людям, к животным.

Для оказания помощи родителям, педагогам составлены рекомендации для социально –педагогической деятельности с данной категорией детей. Во-первых, обеспечение включенности трудного ребенка в реальные социальные отношения. Во-вторых, самореализация детей в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставление возможности трудному подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими. В-третьих, оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

Проблема агрессивности в современном мире является чрезвычайно актуальной, так как участились случаи проявления агрессии и в особенности подросткового. Рассмотрев, агрессивное поведение мальчиков и девочек мы пришли к выводу, что нам необходимо привить подросткам с раннего возраста любовь к окружающему миру. В заключении нужно сказать, что влияние семьи на агрессивное поведение подростков действительно огромное, так как семья это первичный институт социализации человека.