Полный текст статьи
Печать

В современном мире на этапе перехода человечества к информационному обществу, увеличиваются масштабы, усложняется структура и содержание информационных потоков и всей информационной среды, многократно усиливается ее влияние на психику человека, и темпы этого влияния стремительно возрастают. Для воспитательно-образовательных организаций сегодня важной является задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, который будет способен самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность не только в соответствии со своими интересами, но и с интересами окружающих его людей.

Решение этой задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности, в том числе и у  детей старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте проявляются нравственные нормы, которые были сформированы на этапе всего дошкольного возраста.

По мнению С. Л. Рубинштейна, в формировании  личности старшего дошкольника, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится давать оценку своим поступкам и действиям окружающих. Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что этот процесс длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени, его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс [1]. 

В разные возрастные периоды личностного развития, количество социальных институтов, принимающих участие в формировании нравственных качеств ребенка возрастает. Особое значение в процессе развития личности ребенка кроме воздействия семьи, свое влияние оказывают общение со сверстниками, педагогами, а также средства массовой информации.

К.В. Гавриловец и И.И. Казимирская отмечают, что к основным тенденциям в отношении воздействия телевидения на культурное бытие, на духовную жизнь, на эстетический мир современной молодежи можно отнести: переход от образовательных передач и новостей к развлекательным особенно тем, которые ранее были недоступны по политическим или экономическим причинам; снижение популярности традиционных видов средств массовой информации; инновации в видеокультуре и модернизация технологий; изменение структуры досуга и проблемы воспитания [2].

Ученые Г.Н. Волкова, В. А. Сухомлинский, Ю. К. Бабанский, И. С. Марьенко, Н.Н. Болдырев , Н.К. Крупская говорят о важной роли телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей, и исходя из этого, тема нашего исследования направлена на выявление особенностей использования телевидения в процессе формирования духовно – нравственных ценностей старших дошкольников в процессе воспитательно – образовательной деятельности дошкольных организаций, в том числе   и средствами современного телевидения.

Для решения данной проблемы педагогу требуется не только общая грамотность, знание и понимание современных интересов воспитанников, но и знание содержания основных направлений образования и развития ребенка, кроме того  интересы, предпочтения детей при выборе передач, мультфильмов и т.д. Педагог должен знать законы и особенности средств массовой коммуникации, уметь их использовать в своих дидактических целях, для того чтобы направить свою деятельность на нравственное воспитание детей.

В рамках нашего исследования нами были определены следующие цели и задачи:

Цель работы – изучить влияние современного телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей старших дошкольников.

Задачи: изучить научно-теоретические основы воспитательной деятельности педагога, систематизировать способы воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей детей; выявить особенности влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников и описать содержательную сторону работы педагога в воспитательном процессе ДОО; провести опытно-экспериментальную работу исследовательского характера.

Мы предположили, что эффективность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста будет реализована, если использовать в своей педагогической стратегии все дидактические возможности современного телевидения. Исходя из этого, нами было разработано три этапа исследования: констатирующий, формирующий и контрольный.

На первом этапе  исследования нами было проведено анкетирование среди педагогов и родителей МДОУ д/с № 25, с целью диагностики и анализа предпочтений в телесмотрении различных передач и участии телевизора в жизни семьи. В анкетировании приняли участие 30 человек родителей детей, посещающих детский сад.

Вопросы, которые нас интересовали были следующие: «Сколько времени телевизор находится дома во включенном состоянии; сколько времени ребенок непосредственно находится у экрана телевизора; какие телепередачи чаще всего смотрит ребенок; всегда ли вы знаете содержание просматриваемых ребенком телепередач; часто ли ребенок смотрит передачи, не предназначенные для детского просмотра; ваше мнение о целесообразности проведения времени ребенком у телевизора» и др.

Мы выяснили, что большинство семей проводят возле включенного  телевизора 6-7 часов в день и более. В основном, дети смотрят мультфильмы, однако 20% опрошенных родителей никогда не знают содержание просматриваемых их ребенком телепередач и не интересуются этим. 60 % родителей считают, что проведенное время у телевизора негативно сказывается на их ребенке, в то время как 40% отмечают положительное воздействие этого влияния. Некоторые семьи могут позволить своим детям просидеть  целый день за экраном телевизора, что негативно влияет не только на зрение, психику, но и на весь растущий молодой организм малыша.

Беседа с детьми по интересующей нас проблеме, включала следующие вопросы: «что ты любишь смотреть по телевизору; что смотреть не нравится; зачем люди изобрели телевидение; с  кем из телевизионных героев ты хотел бы подружиться; почему в друзья выбрали именно этих героев; о чем бы ты хотел попросить всех телевизионщиков России?

Результаты анкетирования показали, что большинство детей смотрят  самые популярные мультфильмы: 30% детей - мультфильм «Маша и медведь»; 15% - мультфильм «Рио»; 14%- мультфильм «Храбрая сердцем»; 20% - мультфильм «Свинка Пеппа»; 21% - мультфильм «Рапунцель: Запутанная история».

На второй вопрос о том, что смотреть не нравится, ответы детей были схожи – 42% детей не любят смотреть ужасы, драки; 33% - не любят смотреть новости; 14% - Дом 2; 11% - рекламу. На третий вопрос «Зачем люди изобрели телевидение?» дети ответили следующее: 20% - чтобы было интересно; 30% - узнавать новое; 50%- чтобы смотреть. На четвертый вопрос, с кем бы из телевизионных героев дети  хотели бы подружиться, мы получили следующие ответы  - 30% с Машей и медведем; 25% - со Винкс; 25% - со Спанч Бобом; 20% - с Фиксиками. Следующий наш вопрос «Почему в друзья выбрали именно этих героев?» заставил детей немного поразмышлять: 35% детей хотели бы познакомиться именно с этими героями мультфильмов, потому что они прикольные; 20% - смешные;  30 – сильные; 15% - помогут в трудную минуту. На завершающий вопрос, о чем бы они хотели попросить всех телевизионщиков России, дети также немного задумались и дали такие ответы : 45% - делать больше мультфильмов; 25% - добрые передачи; 30% - чтобы не показывали ужасы.

Таким образом, на основе проведенной работы, можно сделать вывод о том, что телевидение позволяет ребенку увидеть мир во всем его многообразии, различных позиций, ситуаций, даже тех, в которых он никогда не был.  Телевидение обогащает, не только  нравственную сторону ребенка, но и активизирует его познавательную деятельность, пополняет внутренний багаж знаний и опыта. 

Воспитатель должен использовать возможности средств массовой информации,  информационно коммуникативных технологий на своих занятиях, зная о том, что  в его педагогической компетенции есть  те возможности, благодаря которым будут учитываться  возрастные особенности детей, а также способы и условия  формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников.