Полный текст статьи
Печать

Современная эпоха в образовательной политике ознаменовалась выдвижением положения и стратегии модернизации образования. В формирующейся на сегодняшний день новейшей парадигме образования совершается упор на социализацию подрастающего поколения, а важнейшей установкой модернизации предполагается обращение к личностной парадигме педагогической деятельности. Содержание модернизации образования предопределяет задачу формирования у студентов системы универсальных знаний, умений и навыков, навыка самостоятельной деятельности и личной ответственности, так называемые «современные ключевые компетенции».

Исследования многих ученых (А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, Е.Ю. Клепцова, А.В. Петровский) показывают, что в настоящее время наблюдается неудовлетворенность в сфере профессиональной подготовки студентов в области их психологической, личностной готовности к деятельности. В настоящее время осуществляется поиск средств, форм, методов организации профессиональной подготовки специалистов, которые позволяли бы не только вооружать студентов необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и содействовали бы их личностному развитию [2].

Концепция модернизации образования устанавливает задачи, которые нельзя решить без активизации внутреннего потенциала субъектов образования. Важнейший момент активизации внутреннего потенциала субъектов образовательного процесса – предоставление психологической поддержки. Основополагающими ее принципами могут явиться следующие: согласие на помощь и поддержку; акцент на конкретные силы и вероятные способности личности; вера в данные внутренние резервы, ориентирование на способность своими силами одолевать трудности; сотрудничество, конфиденциальность; доброжелательность и безоценочность; безопасность, охрана здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитическое отношение к процессу и результату.

Личностно-ориентированное обучение в сфере профессионального образования анализируется как деятельность по созданию лучших условий для формирования способностей студентов, их духовного начала, развития самостоятельности, профессионального становления, соответствующего профессионального поведения в будущей деятельности [1].

Студенчество - подходящая пора для развития профессиональных предпочтений и социальных моделей поведения. Поступая в вуз, молодой человек попадает в новую образовательную среду, непривычную для него.

Адаптация в широком значении слова – приспособление человека к окружающим обстоятельствам. Особую остротупроблема адаптации молодежи приобретает в наше время: согласно данным разнообразных исследований, частота расстройств психического здоровья студентов в разных вузах и регионах страны составляет 7-40%. В основной массе ситуаций - это пограничный уровень психических нарушений, которые влекут за собой снижение успеваемости и социальную дезадаптацию [3].

В работе со студентами младших курсов института приоритетными считаем психопрофилактическое и психогигиеническое направления деятельности психологов. Работа по этим направлениям оказывает содействие своевременному выявлению и предотвращению конкретных проблем или аномалий в личностном и профессиональном становлении студента, позволяет вырабатывать рекомендации по росту социально-психологического приспособления студентов к условиям обучения.

С этой целью психологами нашего филиала проводятся исследования первокурсников, направленные на выявление степени адаптации студентов к новым условиям, установление их социально-психологического статуса в группе, обнаружение уровня тревожности и прочих личностных особенностей.Результаты проведенных исследований позволяют обнаружить в любой академической группе студентов, условно принадлежащих к «группе риска», что дает возможность вовремя провести профилактическую, консультативную работу по предотвращениювозможных личностных и межличностных проблем, по укреплению учебной и профессиональной мотивации.

Этап адаптации к новой среде может протекать болезненно и быть растянутым во времени. Тем не менее, если образовательная среда является действенной, т.е. выступает как комплексное образовательное средство, то она выступает как сфера самотворчества студентов и преподавателей, а также служит основой для саморазвития и самоактуализации субъектов образования.

Психологи сопровождают образовательный процесс и в результате этого сталкиваются, прежде всего, с проблемами студентов, прямо сопряженными с ситуацией их личностного развития и деятельности.Работниками кафедры психологии филиала предпринята попытка некоторой систематизации запросов студентов, хотя в большинстве случаев запросы имеют комплексный характер, и описанные ниже классы крайне условны. Далее они приведены в порядке ранжирования по частотности соспецифичными формулировками.

1. Смысложизненные вопросы (более характерны для студентов старших курсов): мне стало тяжело жить; мне скучно жить; современная жизнь страшит; не вижу перспектив; настоящая жизнь где-то за горизонтом (варианты: у других/богатых людей, в больших городах, за границей) и т.п.

2. Проблемы индивидуального «Я» (свойства личности, склонности, способности, характер - больше волнуют студентов первых курсов): хотелось бы лучше разбираться в жизни и людях; я страдаю от одиночества; в последнее время я не понимаю себя; мучает неуверенность в правильности того, что делаю, как презентовать другим свою личность.

3.  Межличностные отношения: 1) со сверстниками, с противоположным полом: отсутствуют удовлетворительные отношения с окружающими, неимение истинного товарища; инциденты с соседями по комнате в общежитии, с бывшими одноклассниками; чувство неполноценности в отношениях с ровесниками; нерешительность в общении, особенно с незнакомыми людьми; конфликт и любимым человеком; конфликты с окружающими; 2) с родителями и другими близкими: боюсь смерти родителей; волнуют взаимоотношения между родителями; 3) с преподавателями: непонимание/конфликт с преподавателем; не поощряемая преподавателем тенденция к психологическому сближению.

4. Психоэмоциональные состояния: устойчивая усталость; все принимаю слишком близко к сердцу; мне все безразлично; страх одиночества из-за утраты близких людей; неуверенность в себе; паника перед будущим; снижение общей работоспособности; тревожность; психологический дискомфорт; беспокойство по психосоматическим причинам.

5. Учебный процесс: экзамены (страх перед экзаменами); трудности в учении (плохая память; плохая организация внеучебного времени; не могу выделить основное; не успеваю записывать; быстро устаю от монотонности учебного процесса); разбросанность интересов.

6. «Я» в системе социальных отношений (оценка выбора профессии, цель в жизни и место в ней; утрата жизненного ориентира; подбор профессии в случае отчисления (более типичны для студентов старших курсов)).

Анализ содержания жизненных проблем, с какими студенты обращаются к преподавателям, дает возможность не только корректировать направление психологического сопровождения образовательного процесса, но и исследовать отдельные факты личностного развития студента.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности специалистов образовательного заведения (психологов, преподавателей), сориентированная на организацию социально-психологических условий для результативного обучения и развития студента в ситуациях взаимодействия педагог – учащийся.

Сопровождение в образовании обращено на преобразование отрицательных условий развития (внешних и внутренних). Педагогический аспект сопровождения заключается в усилении положительных моментов развития и нейтрализации негативных, что дает возможность соотнести сопровождение с внешними преобразованиями, подходящими для содействия, подкрепления внутренних возможностей субъекта развития в образовательной среде.

Сопровождение в образовании выступает в качестве многоуровневого взаимодействия субъектов образовательного процесса, содействующего профессиональному самоопределению студентов, их личностно-профессиональному развитию[3].

Можно выделить общие, наиболее важные задачи личностного роста студентов в соответствии с этапом их профессионального обучения. Так, на первом этапе обучения в вузе – это создание установки на успешность в образовательном процессе; развитие способности получать удовлетворение от процесса познания, профессионального обучения, посредством развития познавательных способностей, волевых качеств, саморегуляции. Благодаря самоанализу студент сможет конкретизировать представления о своих индивидуальных потенциалах в учебной деятельности, а именно о сильных и слабых когнитивных, мотивационных и эмоционально-поведенческих качествах. Немаловажно для студента формировать способность устанавливать контакты и добиваться эффективного взаимодействия с преподавателями, сверстниками, прочими людьми, содействующими личностному росту студента, развивать собственные навыки сотрудничества.

На следующем этапе профессиональной подготовки необходимо развить личностную готовность к самостоятельной деятельности и корректировать стратегию самоутверждения.Все описанные характеристики в комплексе отражают уровень личностной зрелости студентов, а каждая из них представляет собой степень личностной компетентности.