Виктимность - особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей. Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных обстоятельств.
В отечественной психологии и социологии проблема виктимности представлена в работах О.О.Андронниковой, В.И. Загвязинского, А.В Мудрика, Ф.А. Мустаевой, М.В. Шакуровой, М.А.Одинцовой, Д.В. Ривмана, Л.В. Франка. Виктимность в поведении человека зависит как от объективных, обстоятельственных факторов, так и от личностных характеристик. М.В. Шакурова указывает на то, что фактором виктимизации человека любого возраста, может стать семья. Склонность к асоциальному образу жизни, противоправному или саморазрушительному поведению может передаваться по наследству. Кроме того, в семье может формироваться определенный тип жертвы, благодаря тем механизмам социализации, которые для нее характерны[4]. Субъективное восприятие себя жертвой во многом определяется личностными особенностями человека.
Рассматривая проявления виктимности в поведении человека, можно отметить, что в первую очередь она зависит от мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, во-вторых – от доминирующих в конкретной опасной ситуации психических состояний и, в-третьих – от уровня специальной подготовленности к действиям в опасных ситуациях. О.О. Андронникова к специфическим факторам возникновения виктимного поведения подростков относит: индивидуальный опыт переживания или наблюдения факта насилия, ранее сформированный комплекс психологических качеств (эмоциональная неустойчивость, тревожность, неадекватная самооценка), отсутствие ощущения социальной поддержки и определенные стратегии семейного воспитания отца и матери. Причем не один из вышеперечисленных факторов сам по себе не приводит к виктимному поведению, для реализации необходимо сочетание комплекса факторов, составляющих модель виктимного поведения [2].
Г.В.Семья отмечает, что для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей характерен повышенный уровень виктимности, что во многом определяется сформированностью «комплекса сироты». Кроме того, психофизические особенности детского и подросткового возраста – любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность данной группы.
Изучению характеристик виктимности в поведении воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей было посвящено исследование, проведенное в ноябре-декабре 2015 года в интернатных учреждениях Кировской области. В исследовании принял участие 61 воспитанник в возрасте 15-17 лет из 4 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для исследования использовался Стандартизированный Тест-опросник по измерению предрасположенности подростков к реализации различных форм виктимного поведения О.О.Андронниковой.
84,8% респондентов по шкале «Склонность к агрессивному виктимному поведению» показали результаты в пределах нормы. Проявляющаяся агрессия у них носит защитный, адаптивный, адекватный характер и не ведет к возникновению потенциально опасных ситуаций.
12,2% воспитанников имеют показатели по данной шкале выше нормы, что свидетельствует о том, что подростки склонны попадать в неприятные и опасные для жизни и здоровья ситуации в результате проявленной ими агрессии в форме нападения или иного провоцирующего поведения (оскорбление, клевета, издевательство и т. д.). Для них характерно намеренное создание или провоцирование конфликтной ситуации. Их поведение может являться реализацией типичной для них антиобщественной направленности личности, в рамках которой агрессивность проявляется по отношению к определенным лицам и в определенных ситуациях (избирательно), но может быть и “размытой”, неперсонифицированной по объекту. Наблюдается склонность к антиобщественному поведению, нарушению социальных норм, правил и этических ценностей, которыми зачастую субъект пренебрегает. Такие люди легко поддаются эмоциям, особенно негативного характера, ярко их выражают, доминантны, нетерпеливы, вспыльчивы. При всех различиях в мотивации поведения характерно наличие насильственной антиобщественной установки личности
По шкале «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» 30,3 % воспитанников имеют показатели выше нормы. Для респондентов с такими показателями характерна жертвенность, связанная с активным поведением человека, провоцирующим ситуацию виктимности своей просьбой или обращением. По существу, для активных потерпевших характерно поведение двух видов: провоцирующее, если для причинения вреда привлекается другое лицо, и самопричиняющее, которые характеризуется склонностью к риску, необдуманному поведению, зачастую опасному для себя и окружающих. Последствий своих действий могут не осознавать или не придавать им значения, надеясь, что все обойдется. С учетом специфики поведения и отношения к виктимным последствиям в рамках этого типа представлены: сознательный подстрекатель (обращающийся с просьбой о причинении ему вреда), неосторожный подстрекатель (поведение объективно в форме какой-либо просьбы или иным способом провоцирует преступника на причинение вреда, но сам потерпевший этого в должной мере не сознает), сознательный самопричинитель (лицо, умышленно причиняющее себе физический или имущественный вред), неосторожный самопричинитель (вред причинен собственными неосторожными действиями в процессе совершения иного умышленного или неосторожного преступления).
63,6% опрошенных имеют результаты в пределах нормы, то есть они не склонны к саморазрушающему и самоповреждающему поведению, но и не страдает мнительностью и тревожностью. 6,1% воспитанников имеют показатели ниже нормы. Для них характерна повышенная забота о собственной безопасности, стремление оградить себя от ошибок, неприятностей, что может приводить к пассивности личности по принципу “лучше ничего не делать, чем ошибаться”. Личность характеризуется повышенной тревожностью, мнительностью, подвержена страхам.
По шкале «Склонность к гиперсоциальному виктимному поведению» результаты выше нормы показали 39,4% опрошенных. Жертвенное поведение, социально одобряемое и зачастую ожидаемое. Воспитанники, которые демонстрируют положительное поведение в ситуациях конфликта либо постоянно, либо в результате должностного положения, ожидания окружающих. Люди данного типа считают недопустимым уклонение от вмешательства в конфликт, даже если это может стоить им здоровья или жизни. Последствия таких поступков осознаются не всегда. Такие люди представляются как смелые, решительные, отзывчивые, принципиальные, искреннные, добрые, требователеные, готовы рисковать, могут быть излишне самонадеяны. Нетерпимы к поведению, нарушающему общественный порядок. 48,5 % воспитанников получили результаты по данной шкале в пределах нормы.У 12,1% воспитанников результаты по шкале – ниже нормы, они характеризуются пассивностью, равнодушием к явлениям, происходящим вокруг. Действуют по принципу “моя хата с краю”, что может быть последствием как обиды на внешний мир, так и формирования в результате ощущения непонимания, изолированности от мира, отсутствия чувства социальной поддержки и включенности в социум.
По шкале «Склонность к зависимому и беспомощному поведению» 82% воспитанников показали результаты в пределах нормы.
Результаты выше нормы показали всего 6% воспитанников. По характеристике автора теста О.О. Андронниковой, это лица, не оказывающие сопротивления, противодействия преступнику по различным причинам: в силу возраста, физической слабости, беспомощного состояния (стабильного или временно), трусости, из опасения ответственности за собственные противоправные или аморальные действия и т. д. Могут иметь установку на беспомощность. Нежелание делать что-то самому, без помощи других. Могут иметь низкую самооценку. Постоянно вовлекаются в кризисные ситуации с целью получения сочувствия и поддержки окружающих. Имеют ролевую позицию жертвы. Робки, скромны, сильно внушаемы, конформны. Возможен также вариант усвоенной беспомощности в результате неоднократного попадания в ситуации насилия. Склонны к зависимому поведению, уступчивы, оправдывают чужую агрессию, склонны всех прощать.
Результаты ниже нормы по данной шкале показали 12% воспитанников, которые склонны к независимости, обособленности. Всегда стремятся выделиться из группы сверстников, имеют на все свою точку зрения, могут быть непримиримы к мнению других, авторитарны, конфликтны. Повышенный скептицизм. Возможна внутренняя ранимость, приводящая к повышенному желанию обособиться от окружающих.
. Показатели по шкале реализованной виктимности ниже нормы у 33,3% врспитанников. Очевидно, что воспитанники нечасто попадают в критические ситуации, либо у них уже успел выработаться защитный способ поведения, позволяющий избегать опасных ситуаций. Однако внутренняя готовность к виктимному способу поведения присутствует. Скорее всего, ощущая внутренний уровень напряжения, они стремятся вообще избегать ситуации конфликта. У 66,7% воспитанников реализованная виктимность находится в пределах нормы.