Мудрость – это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни; интеллектуальная и нравственная характеристика личности, следствие высокого овладения ею в процессе жизни социальным опытом. Мудрый человек способен оптимальным способом решать познавательные, трудовые, учебные, бытовые и другие задачи.
Мудрость рассматривается как сторона (составляющая) естественного интеллекта, которая имеет прямое отношение как к переработке информации о происходящем, так и к адаптационным процессам [2,3], как дар распознавания тенденций преобразования, роста, развития жизни людей, изменения социальных ситуаций, общественных отношений [1].
Целью работы было изучить мудрость и временную перспективу современной молодежи как психологический феномен во взаимосвязи с различными личностными и демографическими показателями.
В качестве экспериментального материала исследования была взята выборка студентов. Общее количество испытуемых составило 82 человек, в числе которых было 62 женщины и 20 мужчин. Средний возраст – 18,65. Стандартное отклонение – 1, 35.
В исследовании были использованы следующие опросники: 3D-WS М. Ардельт и опросник временной перспективы Ф. Зимбардо.
М. Ардельт трактует мудрость как «интеграцию когнитивных, рефлексивных и аффективных характеристик личности». На основе анализа работ Clayton and Birren, М. Ардельт пришла к выводу о том, что наличие этих трех групп характеристик является необходимым и достаточным для того, чтобы назвать человека мудрым [4]. Тест 3D-WS включает в себя 39 пунктов, объединенных в три шкалы: когнитивную, рефлексивную и аффективную.
Методика опросника временной перспективы направлена на оценку отношения к времени, а через это - на оценку отношения личности к окружающей действительности вообще, а также к самому себе, своему опыту и грядущим перспективам.
В исследовании стояла задача проанализировать полученные данные с опросников 3D-WS и временной перспективы и на основе этого сделать выводы о взаимосвязи между мудростью и временной перспективе. Достоверность результатов определялась статистическими методами, входящими в пакет программы SPSS 13 (Trial Version).
Был проведен корреляционный анализ на предмет выявления различных взаимосвязей. Мы использовали непараметрический корреляционный анализ Спирмена. Были выявлены значимые положительные корреляции с опросником мудрости 3D-WS М. Ардельт.
Аффективная шкала и фаталистическое настоящее (r = 362**; p = 0,01). Человек полагает, что «всё, что ни делается, всё к лучшему» и при жизненных невзгодах старается свести возникающие негативные эмоции и чувства к минимуму.
Когнитивная шкала и негативное прошлое (r = 354**; p = 0,01). Люди, получившие в прошлом отрицательный опыт, учатся на своих ошибках, стараясь избегать повторения похожих ситуаций в будущем, осознают всю глубину и значимость происходящих событий.
Когнитивная шкала и фаталистическое настоящее (r = 376**; p = 0,01). Люди осознают значимость происходящих событий, но в то же время считают, что в жизни есть такие моменты, которые от них не зависят и они не в силах повлиять на них.
Шкала рефлексии и негативное прошлое (r = 479**; p = 0,01). Люди, получившие в прошлом отрицательный опыт, не обвиняют в этом других людей и не перекладывают ответственность на какие-то внешние обстоятельства, а сознают свою вину в сложившейся ситуации.
Таким образом, мудрость, представленная моделью М. Ардельт, значимо коррелирует с временной ориентацией личности, что говорит о том, что чем мудрее человек, тем сильнее он интегрирует прошлый, настоящий и будущий опыт в процессе жизнедеятельности.