Полный текст статьи
Печать

Образовательного процесса. Под гуманизацией межличностных отношений, мы понимаем систему внутренних связей личности с окружающей действительностью в виде переживаний, действий, поступков, позиций, которые стали ее мировоззрением и выражаются в уважении (неуважении) достоинства и прав человека, его ценностей, отзывчивости, гуманного отношения, эмпатии, ассертивности и прочих проявлений как к самому себе, так и к другим людям [1, 3-8].

  Нами изучались проявления гуманизации на материале студенческих групп, представленных преимущественно женской выборкой. Результаты заставляют задуматься. Обратимся к некоторым характеристикам женской нетерпимости по отношению студенток друг к другу.

В зарубежных психолого-педагогических исследованиях накоплен некоторый позитивный опыт осмысления и практического воплощения идеи нетерпимости.  Нами дополнена классификация и диагностика некоторых симптомов женской нетерпимости, предложенная Б.Э. Риэрдон [2].

Классификация и диагностика некоторых симптомов нетерпимости

п/п

Диагностика проявлений  детской нетерпимости

Симптом

1

2

3

1.

Обзывательства коллегами друг друга, использование намеков с выраженным уничижительным оттенком («дура», «ущербная»)

Вербальная агрессия

2.

Использование негативных обобщений в разговорах относительно других людей, отличающихся от них («эти городские», «столичная штучка», «деревня»)

Стереотипы

3.

Попытки поставить одногруппников в неловкое положение, привлечение внимания к каким-либо присущим им чертам, сделанным ошибкам, особенностям жизни их или их семей

Насмешки

4.

Мнение относительно собственного превосходства по каким-либо признакам в сопоставлении с другими

Предубеждения

5.

Склонность обвинять в происходящих неприятностях, конфликтах, плохом поведении, проигрышах в спортивных, интеллектуальных  иных мероприятиях других людей

Поиск «козла отпущения»

6.

Наличие в группе одногруппниц, которых всегда избегают (учебная игра, команда  по проекту и пр.)

Дискриминация

7.

Бойкот в отношении кого-то из одногруппниц — исключение из занятий, учебных игр, совместных действий, игнорирование в беседе, повседневных контактах

Остракизм

8.

Порча настроения другим девушкам, выталкивание их из ряда во время построения, подбрасывание им в сумки, учебники анонимные записки неприятного содержания, карикатур, использование др. приемов, вынуждающих преследуемого подчиниться группе сверстниц или уйти из нее

Преследование

9.

Наличие непристойных надписей, рисунков, демонстрирующих неуважение к личности других или продуктам их деятельности

Осквернение, порча

10.

Намеренное запугивание тех, кто слабее, использование социального статуса, силы для принуждения других к действиям против их воли

Запугивание

11.

Несправедливое, беспричинное изгнание кого-либо из команды, объединения, учебной игры и пр. 

Изгнание

12.

Несправедливое отчуждение и недопущение некоторых сверстниц в игры и др. занятия 

Отчуждение

13.

Тенденция собираться  общаться группами, сформированные по территориальному, возрастному, расовому, религиозному и пр. признаку

Сегрегация

14.

Вынуждение угрозами, силой не участвовать в совместных занятиях, не высказывать своего мнения

Подавление

15.

Физическое насилие, нападение со стороны других девушек

Насилие

Данное поведение встречается не массово, а характерно для  некоторой части девушек.

       Иногда девушки могут объединяться в группы. Первоначальные психологические нападения могут иметь формы провокаций, проверки границ, обозначения допустимых пространств и меры дозволенного в них. Ситуация психологического или физического нападения затрагивает всех ее явных и косвенных участников.

Можно выделить следующие роли ее участниц: зачинщик, агрессор, жертва, защитник жертвы, сторонний наблюдатель.

Основной  целью нападения является получение удовольствия в утверждении своей физической или психологической власти над другим человеком. Физическое насилие включает в себя драки, воровство, порчу и отбирание вещей, имущества, а также их перемещение в неизвестном направлении и др.

Психологическое (моральное) насилие объединяет  вербальное насилие: вербальную агрессию, обзывательства, дразнилки, насмешки, ненормативная лексика, манипуляции, шантаж, запугивание, угрозы, распространение сплетен и социальное исключение – бойкот, остракизм, преследование, изгнание, отчуждение.

Девушки склонны к эмоциональному реагированию, вербальной агрессии и социальному исключению. Уродливый опыт построения отношений в коллективе усваивается девушками еще в дошкольном детстве и подростничестве – детском саду, семье, дворе. Придя в вуз или среднее специальное учебное заведение, студентки уже демонстрируют те формы межличностных отношений, которые у них закрепились и сформировались в предшествующие периоду обучения годы[2].

Причинами агрессии в форме насилия и травли могут быть: желание самоутвердиться, поскольку унижающий имеет целью продемонстрировать лидерскую позицию; месть,  как реакция униженного в чем-то взять реванш; агрессия как сознательное желание разозлить, оскорбить, досадить, унизить одногруппницу или сверстницу; желание привлечь внимание; страх как стремление быть в компании нападающих, следствие повышенной тревожности быть избитым и другие причины.

Ситуация насилия имеет феномен социального научения, при котором вовремя не остановленное нападение является разрешительным механизмом данного поведения в группе и девушками усваивается допустимость построения подобных отношений. Истоками возникновения подобного насилия могут являться: семья, в которой ребенка с детства подвергали физическим, вербальным, психологическим формам насилия или подобное насилие он наблюдал по отношению к кому-то.

Различные психологические травмы, пережитые девушкой в разные периоды ее взросления. Опишем некоторые из них. Наблюдение и нахождение ребенка в конфликтной внутрисемейной ситуации будь то появление отчима, мачехи, нового члена семьи, или напротив потеря значимого близкого, равнодушное, пренебрежительное, гиперопекающее отношение, завышенные притязания родителей относительно учебной деятельности или развития ребенка, напротив, демонстрация полного равнодушия к ребенку, соперничество и недружелюбная семейная атмосфера и пр. [2].

Можно выделить также и другие социальные  факторы: девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение друзей, знакомых, других людей,  влияние средств массовой информации, пропагандирующих культ насилия в повседневной жизни, переполненность классов, групп в связи с «подушевым» финансированием школы, какая-либо неуспешность в школьной жизни ребенка, нескладывающиеся отношения с учителями, сверстниками или другими девушеками и пр.

Возникновению ситуации агрессии в форме травли достаточно чтобы в группе была хотя бы одна девушка, склонная к самоутверждению за счет унижения других. Часто девушки-агрессоры группируются в стаи.  Как правило, девушки-агрессоры являются сильными, самоуверенными личностями с преобладанием демонстративного и провокационного поведения. Девушки-жертвы характеризуются тревожностью, боязливостью, внешним спокойствием, могут иметь заниженную самооценку. В ситуации насилия предпочитают отступить, убежать, зареветь, приблизиться к взрослому. Однако можно выделить отдельную группу девушек, так называемых «провоцирующих жертв», ситуативно выбирающих в зависимости от настроения и провокационное и агрессивное поведение. Агрессивное поведение этих девушек характеризуется поведенческими проявлениями агрессоров: ранимость,  импульсивность, стремление к нападению, что в результате приводит к вовлечению других девушек с агрессивным поведением к нападению.   Ситуация травли является травматической по своей природе и последствиям поскольку изматывает всех ее активных и пассивных участников. В группе, где частые ситуации издевательства и унижения, девушки повышенно тревожны, неуверенны в себе, имеют низкую самооценку, проблемы в общении, и учебе и пр. неблагополучия. Детскую группу, в которой наблюдается подобное поведение трудно назвать коллективом, групповая динамика пассивна, там нет развития отношений, имеющее место быть взаимодействие приобретает уродливые варианты самоутверждения.

К сожалению, практикой жизни образовательного учреждения стали ситуации педагогического равнодушия, игнорирования, невмешательства взрослыми ее участниками ситуаций насилия в женских группах. Причем в своей практике, в частности в Волго-Вятском регионе, мы столкнулись с крайней степенью равнодушия некоторых управленцев образовательных учреждений, их заместителей к проблемам насилия и женской нетерпимости в группах и объединениях. Руководство образовательных учреждений озабочено проблемами «подушевого финансирования», рейтингами успеваемости, эффективными показателями, личными интересами. Однако личность студента, а нередко и преподавателя, родителя выпадают из поля повседневных решаемых проблем руководства. Часто и педагогами вообще данная ситуация не рассматривается как проблематичная и требующая немедленного вмешательства и реагирования. Некоторые педагоги обходятся устными замечаниями, в лучшем случае, или силой своего авторитета подавляют насильственное разрешение ситуации в женских группах.

Интолерантные проявления в студенческих женских группах являются актуальной образовательной проблемой, требующей осмысления и решения, так как сегодня за партами находятся студентки, имеющие уродливый опыт построения межличностных взаимоотношений друг с другом, а в перспективе – это будущие матери, на практике культивирующие извращенные способы утверждения себя в мире и обучающие этому своих потомков.