Полный текст статьи
Печать

В юношеском возрасте происходят существенные изменения в эмоционально-волевой сфере личности. Студенты вуза – это вчерашние старшеклассники, которые уже в значительной мере преодолевают свойс­твенную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. Характерным, особенно для юношества, переступившего порог высшего учебного заведения, является изменение отношения к самому себе. В самооценке студенты проявляют известную осторожность. Студент вуза начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое "Я", стремится познать сильные и слабые стороны своей личности, сопоставлять себя с ребятами из группы, факультета, искать отличное и особенное в личности бывших одноклассников. Многим студентам вуза свойственно  преувеличение личной уникальности, эмоциональности. В течение всего юношеского возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о самом себе. Именно здесь интенсивно развивается самооценка, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. На основе этих представлений человек относится к себе, строит взаимоотношения с другими людьми и миром. В отличие от старшеклассников у студентов отчётливо проявляется новая особенность их характера - самокритичность, которая помогает им более строго и объективно себя контролировать.

Что касается самооценки студента, то она становится практически независимой от мнения окружающих. Безусловно, факт внешнего окружения все так же имеет огромное значение для формирования самооценки, однако студенты находят пути самореализации в учебной деятельности. В то же время самооценка в юношеском возрасте имеет большую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания. При этом студенты при оценивании себя осторожны, больше высказываются о своих недостатках, чем о добродетелях. И девушки, и юноши отмечают у себя вспыльчивость, грубость, эгоизм. Среди положительных черт часто встречаются такие самооценки: «верен в дружбе», «не подвожу друзей», «помогаю в беде», т.е. на первый план выступают те качества, которые важны для установления контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм) [1].

Проблема развития эмоционально-волевой сферы личности не нова, ей посвящены фундаментальные труды Н.К. Аха, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, К.Э. Изарда, А.Н. Леонтьева, Н.Д. Левитова, С.Л. Рубинштейна, теоретически обосновавших и экспериментально доказавших, что эмоциональная сфера личности неразрывно связана с волевой, поскольку эмоции обеспечивают общую мобилизацию всех систем организма, в то время как воля, проявляющаяся в развитии волевых свойств личности, степени волевого усилия и саморегуляции произвольной активности, обеспечивает избирательную мобилизацию психофизических возможностей человека.

В эмоциональном портрете студента все более заметными становятся индивидуально-типологические особенности. Созревание темперамента обусловливает его влияние на процесс эмоциональной жизни.

Современный студент  всё больше  погружаются в информационное пространство.

Информационное пространство, окружающее человека, во многом определяет формирование его «картины» или «модели» мира. Студент, с присущей ему жаждой самоутверждения, проявляет громадный интерес к собственному «я» и его свойствам. В частности, он совершенно по-новому начинает воспринимать свой физический облик, свое тело. А так как студент погружен в информационное пространство навязанные им идеалы,  и эталоны пагубно влияют на их самооценку. Что приводит к неадекватному оцениванию себя и окружающих людей, студент становится более эмоционален и критичен в своих высказываниях.

Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться. Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки. Исходя из этого, можно заключить, что самосознание, эмоционально-волевая сфера личности и интерес к собственному «Я» у юношей связан не только с половым созреванием. Противоречивость положения студента, изменение его социальных ролей переход из положения вчерашнего школьника в актуальное состояние студента - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто Я и какой Я?».

Сейчас хотелось бы подумать о причинах завышенной самооценки студентов.

Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей. Это проявляется по-разному, кому легко дается учеба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются успехами по определенному предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие студенты обычно указывают на какие-то другие свои достижения.

Цель работы - изучение психологических особенностей эмоционально- волевой регуляции студентов вуза.

Задачи исследования:

  • Провести анализ научной психологической литературы по проблеме исследования.
  • Изучить и проанализировать уровень эмоционально-волевой регуляции у студентов вуза.
  • Исследовать особенности взаимосвязи эмоционально-волевой регуляции и личностных качеств у студентов.

Гипотезы исследования:

  • у студентов вуза уровень эмоционально-волевой регуляции взаимосвязан с такими личностными качествами как настойчивость, самостоятельность, ответственность, инициативность, решительность, выдержка и др.
  • уровень эмоционально-волевой регуляции определяется особенностями пола студентов вуза.

Объект исследования – волевая регуляция личности.

Предмет исследования – психологические особенности эмоционально-волевой регуляции у студентов вуза.

В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы исследования:

  • методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение) психолого-педагогической литературы;
  • метод тестирования (Опросник FPI, методика «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова, «Исследование эмоционально-эмоционально-эмоционально-волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, «Волевые качества личности» М.В. Чумакова);
  • методы количественной и качественной обработки результатов (коэффициент корреляции Ч. Спирмена, критерий Манна−Уитни, факторный анализ). Обработка проводилась с использованием компьютерной программы SPSS (программа статистической обработки данных, версия 14.0.).

Исследование проводилось на базе ряда высших учебных заведений, в работе участвовало 107 студентов (молодых людей 50 чел., девушек 57 чел.)

Результаты и их обсуждение. 

Диаграмма 1 

Выраженность средних значений волевых качеств  у девушек и юношей, студентов вуза

   

Как видно из диаграммы 1 на первом месте стоят показатели по всей выборке по шкалам: «сила воли», «волевая регуляция». На втором месте – «настойчивость», на третьем – «самообладание», «решительность», «самостоятельность», «выдержка», «настойчивость», «целеустремленность». Слабее всех показатели – по шкале «инициативность».

Далее рассмотрим результаты выраженности личностных качеств у молодых людей и девушек в таблице 1.

Таблица 1

Выраженность личностных качеств у молодых людей и девушек

№п/п

Показатели

Уровни (девушки)

Уровни (юноши)

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

1.

Невротичность

38,5

47,4

12,8

0

80

20

2.

Спонтанная агрессивность

37,2

55,1

11,5

48

52

0

3.

Депрессивность

30,8

57,7

11,5

0

86

14

4.

Раздражительность

44,9

42,3

12,8

8

82

10

5.

Общительность

3,8

60,3

35,9

20

40

40

6.

Уравновешенность

15,4

57,7

26,9

62

26

12

7.

Реактивная агрессивность

24,4

44,9

6,4

20

70

10

8.

Застенчивость

39,7

37,3

23

30

40

30

9.

Открытость

57,7

21,8

20,5

78

18

4

10.

Экстраверсия−интроверсия

11,5

60,3

28,2

36

48

16

11.

Эмоциональная лабильность

42,3

44,9

12,8

12

84

4

12.

Маскулинность − феменинность

10,3

46,2

43,5

44

32

24

                 

Обратимся к анализу таблицы 1. Молодые люди в целом более открыты, уравновешены, общительны и склонны к спонтанной агрессии. Девушки напротив, более невротичны, депрессивны, раздражительны, реактивно агрессивны, застенчивы, эмоционально-лабильны.

 Далее рассмотрим в таблице 2, каким образом распределились показатели эмоционально-волевой регуляции у опрашиваемых студентов по факультетам.

Таблица 2

 

Выраженность эмоционально-волевой регуляции испытуемых разных факультетов

Факультет

Эмоциональная  регуляция

Волевая регуляция

Самооценка

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Физической культуры

7,03

32,03

-

11,72

27,34

-

26,56

12,50

-

Филологический

0,78

7,03

-

4,69

3,13

-

3,13

4,69

-

Исторический

1,56

7,81

1,56

2,34

5,47

3,13

5,47

4,69

0,78

Лингвистики

6,25

10,94

3,91

6,25

11,72

3,13

10,94

4,69

5,47

Психологии

3,91

10,16

-

3,13

10,16

0,78

8,59

4,69

0,78

Информатики, математики, физики

1,56

4,69

0,78

2,34

3,13

1,56

3,13

1,56

2,34

Наиболее высокие показатели самооценки, волевой регуляции эмоциональной регуляции у студентов факультета физической культуры и лингвистики, самые низкие у студентов филологического факультета. Мы полагаем, что это связано с глубокими процессами рефлексии и сопоставления себя с нравственными идеалами литературных героев у последней группы студентов и реальными достижениями в спорте и межкультурной коммуникации у первых двух групп опрашиваемых студентов.

Эмоциональные состояния «радость», «страх», «печаль», «тревожность», «фрустрация», «ригидность», «агрессивность» и «гнев» у всех студентов и имеют в основном средний и низкий уровень выраженности. Однако «радость» как доминирующее эмоциональное состояние в высоком уровне выраженности более свойственна студентам с высокой самооценкой.

Анализируя полученные данные, мы определили в исследуемой нами выборке испытуемых преобладает низкий показатель уровня самооценки, т.е. большинство испытуемых низко себя оценивают, недостаточно уверенны в себе, на втором месте по количеству - испытуемые, которые имеют высокую самооценку, т.е. они считают, что обладают теми качествами, которыми в идеале должен обладать человек. И меньше всего оказалось испытуемых с адекватной самооценкой.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по проблеме специфики эмоционально-волевой сферы студентов и её влияния на самооценку, можно заключить, что юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее, в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. К ним относятся особая сензитивность чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений, и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих.