Полный текст статьи
Печать

Социальная проблема субъективного благополучия частично рассмотрена в таких науках, как история философии, психологии, социологии. В психологических аспектах, этот термин используется для определения уровня душевного равновесия, самоактуализации и уровня социальной значимости как во внешней среде, так и во внутренних психоэмоциональных аспектах личности в целом. Оценка человеком своей жизни, его эмоциональное отношение к ней являлись темой многих философских работ, в которых употреблялся преимущественно термин «счастье», «удовлетворение», «позитивные эмоции» и т. п., однако понятие «субъективного благополучия» нам представляется психологически более точным.

В следствии развития рыночных отношений, стали популярны профессии типа «человек-человек». Например, продавцы - консультанты, педагоги, администраторы, официанты, журналисты. Многие думают, что их работа не так уж и сложна, им не надо трудиться над сложно-вычислительной программой, интенсивно работать инструментом и поднимать большие тяжести в процессе их повседневной работы. На самом деле, это достаточно сложная и трудоемкая техника работы с большим потоком разного типа и положения людей. Это постоянный контроль над своими действиями, коммуникацией, положением всего тела и компетентностью в той области, в которой он трудится. Не говоря о том, что в голове такой сотрудник держит большое количество информации не только о том, чем он занимается, но и о многих людях, с которыми он ежедневно контактирует, так как в настоящее время очень важен индивидуальный подход к каждому клиенту в любой области работы типа «человек-человек». Субъективное благополучие этого типа складывается из многих компонентов, охватывающих эту область с разных аспектов.

Этот многофакторный конструкт раскрывается посредством подробного проблемно-хронологического описания данного феномена, детального этимологического разбора понятия, с опорой на идеи классических и современных психологических теорий Л.С Выготский, К. Роджерс, Э. Эриксон, А. Уотерман, Э. Динер, С. Рифф, Б. Сингер. Проблема субъективного благополучия рассматривается современными исследователями как в практическом так и в теоретических планах. Ряд работ посвящены измерению и концептуализации субъективного благополучия, создаются различные методики для оценки как общего субъективного благополучия так и отдельных его компонентов. Во многих исследованиях изучаются демографические и другие внешние корреляты субъективного благополучия. В нашей стране проблема субъективного благополучия почти не исследуется в научных работах. Практически не имеется проверенных диагностических методик для измерения субъективного благополучия. Вместе с тем, скрининговый инструмент может быть полезен широкому кругу психологов как в практической, так и в исследовательской деятельности.

В настоящее время вопросы эмоционального благополучия человека и методов профилактики массовых депрессивных состояний населения привлекают все больше внимания и выходят на государственный уровень. В соответствии с различными психолого-социальными концепциями благополучие личности связано со сложными переживаниями индивидом собственной жизни на основе сравнения актуальных или потенциальных ее аспектов с эталонами, нормами, отраженными в сознании человека на уровне определенного варианта самооценки, обусловленного социокультурной спецификой усвоения им существующих в социуме и культуры представлений.

Разработка понятия субъективного благополучия была осуществлена такими зарубежными авторами как, Н. Бредберн, Э. Динер, А. С. Вотерман, А. А. Кроник, К. Рифф, П. П. Фесенко, А. В. Воронина, Т. Д. Шевеленкова, Р. М. Райан, Э. Л. Диси,  Р. А. Ахмеров. Благополучие представляют как многофакторный конструкт, характеризующийся сложной взаимосвязью социальных, культурных, экономических, психологических, физических и духовных факторов. Большинство научных трудов, рассматривающих субъективное благополучие, основаны на двух парадигмах - гедонистической (Аристипп, Бентам, Д. Пирс, Дж. Локк, Т. Гоббс) и эвдимонистической (Аристотель, Вольтер, Гольбах, Дидро, Монтень, Спиноза, Ф. Аквинский, Эпикур) имеющие как различные так и схожие положения. Столкновение двух парадигм приводит к пониманию причин, роли и динамики субъективного благополучия. Их сравнение позволяет сделать вывод о многомерности изучаемого явления и невозможности использовать фундаментальных положений только одной из них. На ряду с отечественными авторами, такими как, Л.С. Выготский, Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, выделена классификация теоретических подходов к изучению субъективного благополучия, лежащие в основе психологических исследований. В большей степени субъективное благополучие рассматривается в рамках субъектного (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова) и комплексного (В.Н. Мясищева, Р.М. Шамионов, Л.В. Куликов) подходов, в методологической основе которых, находятся принципы системного подхода.

Мы опираемся в своем исследовании на положения Р.М. Шамионова. Он полагает, что в субъективном благополучии синтезируются психические, психологические и социально-психологические отношения. Последнее, по мнению автора, является ключевыми для формирования субъективного благополучия. И именно социально - психологические отношения не только в повседневной жизни работника, но и в трудовой деятельности помогают сформировать субъективное благополучие работника.

Основные особенности работника торговли: доброжелательность, открытость, компетентность, выносливость, внимательность в условиях стрессогенных ситуаций, напряженного график работы.

Цель нашего исследования: изучить взаимосвязь субъективного благополучия и его компонентов у работников торговли.

Нами были использованы следующие методики:

Тест-опросник: «Мотивация и стимулирование персонала. Анкета для определения типов трудовой мотивации работника» Ю.К. Балашев, А.Г.Коваль;

Методика: «Шкала субъективного благополучия» Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов;

Тест: «Интегральная удовлетворенность трудом» А.В. Батаршев;

Тест на стрессоустойчивость. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

Мы предположили: чем выше стаж работы, тем выше напряженность и чувствительность, основная психоэмоциональная симптоматика, значимость социального окружения, самооценка здоровья, степень удовлетворенности повседневной деятельности. То есть, чем дольше сотрудник работает в организации, тем увереннее чувствует себя, тем самым повышается его уровень субъективного благополучия со стороны трудовой деятельности.

Выявлены различия в зависимости от стажа работы сотрудника в компании. Так же для сотрудников работающих менее 3 лет характерны притязания на новые достижения в их трудовой деятельности. В отличие от сотрудников, проработавших более 3 лет, с характерными притязаниями на взаимоотношение между сотрудниками. Так же, у сотрудников с большим стажем работы, более высокий уровень стрессоустойчивости.

Вывод: гипотеза подтверждается. Есть значимые различия между стажем работы и компонентами субъективного благополучия.