Полный текст статьи
Печать

Работы по исследованию гендера ведутся в мире уже более тридцати лет. Можно сказать, что определен предмет исследования, выявлен категориальный аппарат, сформулированы методологические принципы анализа проблем и разработаны методики их изучения. Но все это не означает, что теперь достаточно только описывать и систематизировать проявления взаимодействия мужского и женского с помощью известных схем, XXI век порождает новые проблемы. Главную из них чаще всего обозначают как проблему половой идентичности.

Первичная гендерная социализация связана с процессом формирования первичной гендерной идентичности, т. е. она связана с представлением о себе как личности определенного биологического пола. Эта социализация в большей степени связана с усвоением нормативных образцов гендерного проявления личности. С этими нормативными образцами часто связаны так называемые гендерные стереотипы. Отсюда складывается стремление к детальному изучению гендерных стереотипов, навязываемых индивиду обществом.

В настоящее же время гендерные исследования проводятся по всему миру такими учёными как Ф.Л. Джеймс, К. Хорни, К. Уэст, С. Фаррел, Т. С. Баранова, Ю. Е. Алёшина и др. Они призваны обосновать возможности изменения идентичности юношей и девушек  в ситуации социальных преобразований. Причиной такого внимания к вопросам гендерного неравенства является интенсивное распространение феминистских идей. Девушки всё чаще играют роль наёмных работников, берут на себя ответственность за содержание семейного бюджета. Юноши же - наоборот, всё больше уходят в семью, в домашнее хозяйство и заботу о детях. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе поло - ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения супругов к разным сторонам ролевого поведения в семье. В современной семье супружеские, родительские и другие социально важные роли с поразительной быстротой меняются, наполняясь новым содержанием, что актуализирует наш исследовательский интерес к их изучению.

На распределение ролей в семье особенно влияют гендерные стереотипы. Первичная гендерная социализация изначально связана с процессом формирования первичной гендерной идентичности, что в нашей культуре связано с представлением о себе как личности определенного биологического пола. В большей степени данный процесс связан с усвоением нормативных образцов гендерного проявления личности. С этими нормативными образцами часто связаны так называемые гендерные стереотипы.

Гендерные стереотипы - это комплекс стандартизированных достаточно устойчивых во времени, носящих эмоционально-оценочный характер, представлений об образах маскулинности-феминности (гендерные идеалы), статусно-ролевых позициях мужчин и женщин (гендерные диспозиции), их моделях поведения и межличностных отношений (гендерные нормы), присущих им и приемлемых для них в рамках определенного социокультурного пространства.

Гендерные стереотипы в сфере семейных отношений характеризуют межличностные отношения, направленные на создание семьи, определение репродуктивных установок, поддержание внутрисемейных ролей, а также определяют баланс между внутрисемейной и внесемейной направленностью исполняемых супругами гендерных ролей.

Для изучения особенностей гендерных стереотипов супружеских ролей у студентов было организовано эмпирическое исследование, которое проводилось в феврале 2016 г. на базе университета ВятГГУ. В исследовании приняли участие студенты общей численностью 100 человек  в возрасте 17 – 21 года, среди них 50 юношей и 50 девушек.

Целью эмпирического исследования является изучение особенностей гендерных стереотипов супружеских ролей у студентов и выявить различие между ними.

С помощью методики определения особенностей распределения ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л.Я. Гозман), были исследованы предположения распределения ролей между супругами.

Для определения значимых различий в ряде факторов, описывающих супружеские роли между девушками и юношами, был применен математический критерий U – Манна-Уитни, который показал: значимые различия по шкалам эмоциональный климат в семье (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 295) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 932), находится в зоне значимости), материальное обеспечение семьи (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 170) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 932), находится в зоне значимости), организация развлечений (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 872) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 932), находится в зоне значимости), роль хозяина и хозяйки (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 856,5) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 932), находится в зоне значимости), сексуальный партнер (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 690) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 932), находится в зоне значимости), организация семейной субкультуры (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 832) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 932), находится в зоне значимости).

С помощью метода личностного семантического дифференциала  (Кустова Ольга Л.), были описаны гендерные особенности у студентов.

Итак, в ходе обработки данных, полученных в результате выполнения девушками данной методики, можно сделать следующие выводы: мы выделили такие качества, которые считаются важными для девушек. Выражены факторы у количества девушек: привлекательности (63%); силы личности (67%); социального статуса (71%); маскулинности (60%). Средне выражены: эмпатийность (61%); фемининность (57%); андрогинность (64%). Слабо выражены: современность (69%), эмоциональность (58%) и зависимость (65%).

В ходе обработки данных, полученных в результате выполнения юношами данной методики, можно сделать следующие выводы: мы выделили такие качества, которые считаются важными для юношей. Выражены факторы у количества юношей: силы личности (64%); социального статуса (68%); эмпатийность (61%); феминность (57%). Средне выражены: привлекательности (63%); эмоциональность (59%); андрогинность (62%). Слабо выражены: маскулинность (60%); современность (67%), и зависимость (71%).

Для определения значимых различий в ряде факторов, описывающих гендерные стереотипы между девушками и юношами, был применен математический критерий U – Манна-Уитни, который показал: значимые различия по шкалам эмоциональности (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 837) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 912), находится в зоне значимости), оценки (общей привлекательности) (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 872) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 912), находится в зоне значимости), эмпатийности (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 856) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 912), находится в зоне значимости), фемининности (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 785) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 912), находится в зоне значимости), маскулинности (полученное эмпирическое значение (UЭмп = 674) меньше  критического (UКр = p≤0,01; r = 912), находится в зоне значимости).

Таким образом, существуют значимые различия в гендерных стереотипах и супружеских ролей между девушками и юношами,  в таких факторах как: эмоциональный климат в семье, материальное обеспечение семьи, организация развлечений, роль «хозяин\хозяйка», сексуальный партнер, организация семейной субкультуры, оценки (общей привлекательности), эмоциональности, эмпатийности,  фемининности, маскулинности.