Полный текст статьи
Печать

Понятие оптимистичного и пессимистичного отношения к жизни существует с давних времен. Традиционно принято считать что оптимизм – наилучший взгляд на жизнь, а пессимизм наихудший.

Оптимизм и пессимизм не обязательно только позитивное или только негативное явление. Существует немало исследований, в которых рассматриваются особенности оптимизма и пессимизма и их связь с различными аспектами жизни. За рубежом исследованиями в данной области занимались Гилхем, Филип Зимбардо, Карвар, Маршалл, Мартин Селигман, Шайер и другие ученые. В отечественной психологии Гордеева Т.О., Джидарьян И.А., Замышляева М.С., Ильин Е.П., Осин Е.Н., Сычев О.А. .

Мартин Селигман, основоположник позитивной психологии, определяет оптимизм как стиль мышления, при котором человек считает неудачи случайными и непостоянными во времени, а хорошие события - закономерными и естественными. В противовес пессимисту, который считает неудачи делом обычным, а хорошие события – случайными, никак не связанными с его достоинствами и заслугами [6]. Такое  оптимистичное или пессимистичное отношение к событиям может оказывать влияние и на мотивацию и, как следствие, на настоящее и будущее[5].

Для нас интерес представляла связь оптимизма и пессимизма с временными перспективами и психологическими особенностями, то, на чем строится оптимистичная либо пессимистичная картина мира.

Проблема «временной перспективы» стала предметом изучения в связи с теоретической и практической разработкой научной проблематики психологического времени и жизненного пути личности. Исследование этой проблемы дает возможность взглянуть на то, как отдельный человек воспринимает и представляет свое будущее, как это будущее связано с прошлым и настоящим, какое место занимает будущее в субъективной картине жизненного пути личности, как оно влияет на поведение личности [7].

Целью нашего исследования было проследить связь оптимизма и пессимизма с временными перспективами и психологическими особенностями, выделить основные составляющие из жизни человека, которые влияют на формирование оптимистичного или пессимистичного отношения к жизни.

Предметом нашего исследования являются психологические особенности у оптимистов и пессимистов.

Мы предполагаем, что у оптимистов и пессимистов  существуют различия в отношении к прошлому, настоящему и будущему.

Возможность понять причины склонности к оптимизму или пессимизму, понимание того что на них влияет, может позволить развивать то или иное отношение к жизни, или же комбинировать положительные черты и качества как от оптимизма, так и от пессимизма.

Для исследования были выбраны следующие методики:

Опросник оптимизма – ШОСТО Мартина Селигмана; адаптация Л.М. Рудиной "Тест на оптимизм" [1]. Методика «измерение надежды» М.Снайдера (Adult Dispositional Hope Scale, ADHS; C.R.Snyder et al., 1991; адаптирована К. Муздыбаевым) [3].  Шкала безнадежности Бека. Опросник временной перспективы Зимбардо [2]. Моментальный тест на позитивную и негативную аффективность [6].

Исследование проводилось в городе Котласе на студентах ГАПОУ АО Котласского электромеханического техникума, медицинского отделения. Выборку составили 101 студент возрастной категории 18-25 лет.

На первом этапе была использована методика адаптированная Л.М. Рудиной "Тест на оптимизм", позволившая выявить две группы испытуемых: 21 оптимист и 80 пессимистов. Необходимо отметить, что эта методика является адаптацией Опросника оптимизма – ШОСТО Мартина Селигмана, и потому видение оптимизма и пессимизма на западе может отличаться от взгляда отечественного.

На втором этапе нами были проанализированы значимые различия между оптимистами и пессимистами. Для этого были задействованы методики: «Измерение надежды» М. Снайдера, измерение силы воли и способности находить пути; Шкала безнадежности Бека; "Опросник временной перспективы" Зимбардо; "моментальный тест на позитивную и негативную аффективность" Мартина Селигмана; и уже упомянутый "тест на оптимизм".  Из всех тестов мы получили данные по 11 параметрам: надежда, способность находить пути, сила воли, безнадежность, позитивная аффективность, негативная аффективность, негативное прошлое, позитивное прошлое, гедонистическое настоящее, фаталистическое настоящее, будущее.

Критерий U – Манна-Уитни показал следующие различия между группами оптимистов и пессимистов. Негативная аффективность, или же количество проявляемых негативных эмоций – 0,011; негативное прошлое – то, насколько сильно человек ориентирован на негативные воспоминания или зависит от них – 0,000; гедонистическое настоящее, позитивное отношение к настоящему – 0,000; будущее, а именно планы, цели – 0,000. А так же тенденция к различиям (<0,1) в позитивной аффективности – количеству положительных эмоций – 0,079.

На следующем этапе мы провели корреляционный анализ в группах оптимистов и пессимистов, с целью выявления связей у значимо различающихся параметров.

Позитивная аффективность у оптимистов связана с силой воли (r=,614** при р=0,01), и способностью находить пути (r=,487*  при р=0,05). У пессимистов позитивная аффективность так же связана с способностью находить пути (r=,378** при р=0,01), и есть отрицательная связь с безнадежностью (r=-,236* при р=0,05). Из этих данных мы видим, что у пессимистов больше положительных эмоций, когда уровень безнадежности имеет низкий показатель. У оптимистов просто больше позитивных эмоций, вне зависимости от ситуации.

Негативная аффективность у оптимистов не имеет значимых связей с другими  показателями, а у пессимистов связана с безнадежностью (r=,385** при р=0,01), и фаталистическим настоящим (r=,225* при р=0,05). Из этого можно предположить, что у оптимистов негативные эмоции непостоянны и не имеют конкретных связей, а у пессимистов они связаны с мыслями о безнадежности и покорении судьбе.

Негативное прошлое у оптимистов имеет связь с силой воли (r=,578** при р=0,01), а у пессимистов связь с фаталистическим настоящим (r=,592** при р=0,01), и отрицательную связь с силой воли (r=-,228* при р=0,05). Оптимисты на негативном прошлом укрепляют силу воли, а пессимисты наоборот, теряют силу воли и больше верят в судьбу.

Гедонистическое настоящее у оптимистов связано с будущим (r=,668** при р=0,01), и имеет отрицательную связь с безнадежностью (r=-,447* при р=0,05). У пессимистов гедонистическое настоящее связано с способностью находить пути (r=,298** при р=0,01), позитивной аффективностью (r=,261* при р=0,05), и негативным прошлым (r=,305** при р=0,01). Настоящее, направленное на получение удовольствия от жизни у оптимистов напрямую связано с будущим, и подавляет безнадежность, в то время как у пессимистов получение удовольствия от жизни связано с позитивными эмоциями и способностью находить выход из любых ситуаций, при этом есть связь с негативным прошлым, с которым вероятно сравнивается настоящее.

Будущее у оптимистов имеет связь с позитивным прошлым (r=,889** при р=0,01), и гедонистическим настоящим (r=,668** при р=0,01), а так же имеет отрицательную связь с безнадежностью (r=-,556** при р=0,01). У пессимистов будущее так же имеет связь с позитивным прошлым (r=,370** при р=0,01), отрицательную связь с безнадежностью (r=-,462** при р=0,01), а так же связь с силой воли (r=,355** при р=0,01), и способностью находить пути (r=,406** при р=0,01). Будущее и все что с ним связано, строится у оптимистов на позитивном прошлом, настоящим, и низким уровнем безнадежности. У пессимистов в отношении будущего так же есть опора на позитивное прошлое, отсутствие безнадежности, наличии сильной силы воли и способностью находить пути.

Делая вывод, мы можем сказать, что оптимисты и пессимисты по-разному относятся к прошлому, настоящему и будущему, и источником их отношения являются разные психологические особенности и жизненные факторы. Так же мы можем предположить, что на оптимистичный или пессимистичный взгляды на жизнь основное влияние оказывает жизненный опыт, то, как человек относится к своему прошлому и настоящему влияет на прогноз его будущего[4].

Полученную в ходе исследования информацию можно использовать для создания психокоррекционных программ, которые развивали бы силу воли, корректировали отношение к негативному прошлому, снижали уровень безнадежности. Пессимисты умеют находить ресурсы в психологических особенностях, что касается ресурсов прошлого опыта, это зачастую выступает в виде негативного опыта, переносящегося на настоящее и будущее. Возможность извлекать больше позитивного опыта и не зацикливаться на негативном может привести к более позитивной и успешной жизни.