Полный текст статьи
Печать

“Если друг оказался …”(В.С.Высоцкий) на психологической консультации друга-терапевта.  Проблема? – Да. Для кого? – Для обоих. И  клиента (самого обратившегося), и для  консультанта.

Для рассуждения по этому вопросу необходимо сначала определиться в понятии «друг» в терминах транзактного анализа и с самим этим направлением психологии, разработанным в 50-е годы американским психологом и психиатром Эриком Леннардом Берном. Центральные составляющие транзактного анализа – структурный анализ (анализ Эго-состояний человека, т.е. его «Родителя», «Взрослого» и «Ребенка»), анализ транзакций, анализ игр и анализ сценариев. Суть транзактного анализа заключается в том, чтобы определить Эго-состояние, из которого осуществлен  посыл (транзакция) от одного человека к другому и Эго-состояние, из которого дана реакция этого другого человека на этот посыл (ответная транзакция). Эрик Берн называл транзакцию «единицей социального взаимодействия» [1].

Кто же такой «друг»? Друг – это равноценная составляющая пары и группы людей из 3х, 4х, 5-ти и т.д. человек. Необходимо отметить, что здесь существует обратная зависимость: с ростом численности человек в группе вероятность того, что каждый член группы является другом по отношению к другому снижается.

Итак, для облегчения анализа примем, что Друг - это составляющая пары людей. Равноценная составляющая. Друг обязательно предполагает существование другого (второго) Друга, который взаимодействует с ним чаще в параллельных транзакциях. Эти транзакции могут осуществляться из всех Эго-состояний («Родитель», «Взрослый» и «Ребенок»), и, если происходит параллельная транзакция Родитель-Родитель, то это, скорее всего, времяпровождение, ритуалы, деятельность. Если происходит параллельная транзакция Ребенок-Ребенок – это детская, а не психологическая игра (для взрослого человека - это, скорее, спортивная, развлекающая игра). Полагаем, что между дружескими индивидами происходят параллельные транзакции из Эго-состояния «Взрослый». Их взаимоотношения могут сопровождаться взаимными позитивными условными и безусловными поглаживаниями очень широкого диапазона (от радости и сопереживания до конструктивной критики). Каждый из них является источником утоления «голодов» (термин ТА): по стимулам, в признании, в структуре.

Обязательным условием существования и развития системы «Друг-Друг» является сохранение и проявление автономии каждого, предполагающее осознанное восприятие чистых чувственных ощущений, как это делает ребенок (компонент автономии - осознанность),  свободу выбирать чувства, мысли и поведение, подходящие к ситуации здесь и сейчас (компонент автономии - спонтанность). Да, и сама реакция на человека возникает из текущего восприятия здесь и сейчас, а не из сценарных убеждений (компонент автономии - интимность) [2]. 

Не всякого взаимодействующего с нами в параллельной транзакции мы можем назвать другом. Это, скорее, приятель. И в общении двух приятелей или коллег у одного из них (или у обоих) могут возникать контаминации (из Родителя или из Ребенка) и следующие за ними психологические игры. Контаминация происходит тогда, когда человек ошибочно принимает Родительские девизы или детские представления за реальность Взрослого [3].

Допускается ли психологическая игра в отношении друга? Думаем, нет. И когда она все же возникает (например, на транзакцию из Взрослого идет ответная транзакция из  контаминированного Родителя или Ребенка) параллельная транзакция нарушается. Возникает недопонимание. При этом Взрослый может уточнить («Что происходит?»), а  контаминированный Родитель или Ребенок продолжит игру.

Все эти представления о Друге позволяют перейти к обозначению проблем, возникающих, с нашей точки зрения,  при психологическом консультировании друзей:

«Неясный контракт»: трудности с оформлением контракта и легкость его нарушения («плавающее» время, или, например, недоумение: «Да, я опоздал, а ты…»);

 «Проблема информированности»: мы перегружены массой дополнительной, иногда и ненужной для консультирования информации, или, наоборот, есть информация, о которой человек может говорить специалисту, но не готов сообщать другу;

«Нарушение границ»: клиент не только знает о нас слишком много, но он знает наши уязвимые места. Поэтому сразу возникает проблема границ, соблюдение которых принципиально необходимо при терапии. Получается, что здесь терапевт не защищен. Впрочем, клиент – тоже. Размывание границ может привести к тому, что с легкостью возникают личные отклики, начинается контрперенос;

«Нарушение идентификации»:  нарушение границ ведет и к путанице ролей. И Друг, и терапевт дезориентируются относительно того, в какой роли они сейчас выступают и к какой роли другого каждый из них обращается. Может, вообще, произойти смена ролей. Клиент, возможно, из лучших побуждений, стремясь помочь другу, может стать терапевтом для терапевта;

«Рост недовольства»: накапливается раздражение у терапевта (он «вязнет», он несвободен в своих действиях, даже требованиях, что чревато потерей целевого вектора терапии) и у клиента (его друг-терапевт не подтвердил его ожидания) [4].

Общий итог такого взаимодействия, скорее всего, печальный: «разваливается» либо дружба, либо терапия.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что  дружба двух людей в терминах транзактного анализа - это система взаимодействия двух индивидов в Эго-состояниях «Взрослый- Взрослый», в основе существования которой находится обязательное сохранение личной автономии каждого, обеспечивающей осознанность, спонтанность и интимность в отношениях. Контаминация (из Родителя или  из Ребенка) одного из индивидов нарушает дружбу. Вариации и переходы в Эго-состояниях терапевта с клиентом, допустимые в ходе терапии, в дружбе сведены к минимуму. К проблемам, возникающим при психологическом консультировании друзей, относятся неясный контракт, проблема информированности, нарушение границ, нарушение идентификации, рост недовольства обоих – и терапевта и клиента.