Полный текст статьи
Печать

В настоящее время пристальное внимание уделяется личности человека, его уникальным особенностям. Все больше профессий требуют креативности и новаторских подходов в реализации тех или иных целей. Человек уже не просто источник идей и замыслов, но и конечный их адресат. Возрастающая субъектность всех и каждого в отдельности становится важнейшей предпосылкой создания уникальных условий жизнедеятельности, в которых современные поколения будут реализовывать себя.

Чем больше требований предъявляет общество к своим членам, тем сильнее проявляются их индивидуальные особенности. В постоянно изменяющихся условиях современный человек, приучающийся себя решать нестандартные задачи нестандартными способами, все чаще испытывает состояние стресса и перегрузки. В сложных, травмирующих психику жизненных обстоятельствах «включаются» психологические защиты [6]. К тому же в нестабильных и часто непредсказуемых условиях меняется наше отношение к себе. Удачи и провалы, верно выбранные пути и ошибки стимулируют процесс самооценивания. Такие моменты саморефлексии меняют так или иначе динамичное по своей природе самоотношение.

Поэтому особенный интерес представляет вопрос о том, как взаимодействуют данные образования – самоотношение и психологическая защита, – и есть ли различия их проявления в таких устойчивых, исторически сформировавшихся группах, как, например, юноши и девушки.

Исходя из вышесказанного, обозначим цель нашего исследования – изучение и анализ взаимосвязи самоотношения и психологических защит в группах юношей и девушек.

В качестве объекта исследования выступили самоотношение и психологические защиты.

Предмет исследования – самоотношение и психологические защиты у юношей и девушек.

Гипотеза исследования звучит следующим образом: психологическая защита взаимосвязана с самоотношением у юношей и девушек.

Методический аппарат исследования составили:

  1. Психодиагностические методики: опросник «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI) Р. Плутчика в соавторстве с Г. Келлерманом (1979 г.); методика С. Р. Пантилеева «МИС» (1989 г.).
  2. Методы математической обработки данных: коэффициент корреляции Спирмана.

В качестве методологической основы выступили Я-концепция юношества Р. Бернса, теории самосознания В. В. Столина, И. С. Кона, С. Р. Пантилеева, И. И. Чесноковой, концепции З. Фрейда, Р. Плутчика, Р. М. Грановской, Е. С. Романовой, Л. Р. Гребенникова.

В исследовании принимали участие 65 молодых людей, в том числе 33 девушки и 32 юноши в возрасте 18-25 лет.

Анализ полученных данных проводился отдельно в каждой естественной группе.

Результаты корреляционного анализа в группе юношей приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Взаимосвязь параметров самоотношения и психологических защит у юношей.

 

Откры-

тость

Самору-

ководство

Самоцен-ность

Самопри-

нятие

Самопри-вязанность

 

Конфликтность

Самооб-винение

Вытеснение

 

 

-,358*

 

 

 

 

Регрессия

 

 

 

 

 

 

,410*

Замещение

-,423*

-,354*

 

 

-,354*

,377*

 

Отрицание

 

 

 

,426*

 

 

 

Гиперком-пенсация

 

 

 

 

 

 

,424*

*p ≤ 0,05; **p ≤ 0,01

 

Анализируя данные относительно группы юношей, в первую очередь обратим внимание на значительное количество связей такой психологической защиты как замещение с несколькими параметрами самоотношения. Замещение по своей природе является амортизатором негативных эмоциональных реакций на значимую фигуру, которая фрустрирует актуальные потребности. Замещение переводит отрицательную энергию на заведомо более слабого субъекта и/или на неодушевленный  предмет [5].

Интересен тот факт, что, чем более развито замещение, тем менее юноша честен перед самим собой; тем менее он регулирует свою жизнь, с трудом руководит своим жизненным планом; тем более активно его Я, юноша желает измениться, он не удовлетворен собой в актуальный момент времени. И, соответственно, высокий уровень внутренней конфликтности связан с развитием данной защиты.

Такая сильная связь замещения с самоотношением  указывает агрессивность юношей: часто они выплескивают негатив, направленный на фрустратора, на кого-то, кто не представляет потенциальной опасности, или вовсе на бессубъектный предмет.

Забегая вперед, стоит отметить, что в группе девушек связей параметров самоотношения с замещением выявлено не было, что, в свою очередь, свидетельствует о некоторых гендерных особенностях проявления данного вида психологической защиты.

Продолжая анализ полученных данных, мы видим, что вытеснение отрицательно взаимосвязано с самоценностью. Вытеснение как защитный механизм подавляет патогенные факторы, оттесняет их в зону бессознательного, вследствие чего человек перестает их осознавать и, соответственно, источник угрозы для психики как бы устраняется, однако, негативная энергия остается и чаще всего проявляется в форме различных соматических реакций, к примеру, таких как покраснение кожных покровов [1]. В данном случае достаточно развитая защита в некоторой степени определяет сомнения в ценности собственного Я и априори предполагает незначимость Я для окружающих.

Здесь уместно обратить внимание на группу девушек, в которой такой связи не обнаружено (см. таблицу 2). Женская выборка располагает другой особенностью: чем более развито вытеснение, тем более склонна личность к самообвинению, часто – к самоуничижению.

В группе юношей самообвинение взаимосвязано с регрессией, которая представляет собой возврат на ранние стадии онтогенетического развития; поведение в патогенной для психики ситуации и способ удовлетворения фрустрируемой потребности, как правило, инфантильны у взрослых и носят деструктивный характер [4].

Отрицание у юношей взаимосвязано с самопринятием, что говорит о выраженной симпатии к самому себе, иногда даже некоторой снисходительности и согласию со своими убеждениями, решениями в стрессовых и угрожающих расстройству психологического комфорта обстоятельствах.  Отрицание, являясь онтогенетически ранней и примитивной защитой, направлено на подмену негативных аффективных реакций окружения на позитивные. Человек обычно во внимании других к себе отмечает лишь положительные аспекты, бессознательно игнорируя отрицательные [там же].

Самообвинение у юношей помимо значимой связи с регрессией взаимосвязано и с гиперкомпенсацией. Гиперкомпенсация (по Фрейду реактивное образование) по существу представляет собой механизм, развивающий противоположные неприемлемым для личности стремления, качества, свойства [2]. Так, крайне ранимый человек с усвоением социальных норм и тенденций для охранения своей психики от излишних переживаний становится нарочито бесстрастным к априори волнующим, затрагивающим тонкие душевные образования событиям. Здесь это свидетельствует о вторичном бессознательном побуждении: можно предположить, что юноши, обнаруживающие у себя данный вид защиты, испытывают вину за гиперболизированную – полярную изначальной – направленность своей личности. 

Таблица 2

Взаимосвязь параметров самоотношения и психологических защит у девушек

 

 

Открытость

Самоуве-

ренность

Самопри-

вязанность

 

Конфликтность

Самооб-

винение

Вытеснение

 

 

 

 

,348*

Регрессия

-,453**

 

 

,400*

 

Отрицание

 

,366*

,553**

 

 

Проекция

 

 

,522**

 

 

Компенсация

 

 

,490**

 

 

Рационализация

 

 

,394*

 

 

*p ≤ 0,05; **p ≤ 0,01

 

В отличие от юношей, в группе девушек наибольшее количество связей имеет один из параметров самоотношения – самопривязанность, – а не собственно защита. Предполагаем, что самоотношение как интегративное образование психики имеет более выраженный локус значимости в этом возрасте именно у представительниц прекрасного пола.

Замечательно то обстоятельство, что наличие сильной связи самопривязанности с психологическими защитами констатирует результаты исследования Грановской: мы защищаем свою Я-концепцию. Интересно, что данное положение подтвердилось в нашей выборке только в группе девушек.

Очевидно, в таком случае стоит обратить внимание на то, что, являясь компонентом самосознания, самоотношение развивается в тесной связи с формирующейся субъектностью. Она предполагает четкое переживание своего Я, становление собственной индивидуальности в контексте личностного развития. Установлено, что субъектность девушек развивается не только через самопознание, но и посредством внешней деятельности, что в целом больше характерно для мужчин. Маскулинные качества девушек способствуют развитию их самоотношения и субъектности, а также более эффективной социализации, так как в некоторой степени подавляют «женскую» тенденцию самоанализа и, следовательно, фрустрированность. Таким образом, на развитие самоотношения и субъектности девушек большее влияние оказывают личностные качества [3]. У юношей, напротив, личностные качества на развитие субъектности влияют незначительно. Обобщим высказанное: девушки в большей степени ориентированы на свою личность, отсюда следует, что их самоотношение более целостно, более устойчиво, более развито, наконец, чем мы можем наблюдать это в случае с молодыми людьми.

Возвращаясь к анализу полученных данных, в первую очередь отметим, что самопривязанность девушек связана с такими защитами как отрицание, проекция, компенсация и рационализация.

Чем более развито отрицание, тем сильнее девушка привязана к себе, часто это говорит о ригидности Я, нежелании меняться даже в лучшую сторону. Также отрицание связано с самоуверенностью: отрицая патогенное для психики отношение окружающих к себе, личность чувствует себя волевой, самостоятельной, уверенной в своих силах.

Связь самопривязанности с проекцией свидетельствует об удовлетворении часто негативным образом Я вследствие проецирования неприемлемых качеств, свойств своей личности вовне, посредством чего те становятся вторичными, малозначимыми.

Компенсация, как онтогенетически поздний вид защиты, предполагает наличие когнитивных усилий для преодоления негативных переживаний, связанных с утратой, чувством неполноценности, нехватки. Человек пытается исправить недостаток, восполнить нехватку чего-либо [4]. Из этого следует, что, чем более развит данный охранительный механизм, тем сильнее девушка привязана к себе, она стремится к полному принятию себя такой, какая есть.

Рационализация во взаимосвязи с самопривязанностью означает поиск логических, причинно-обусловленных доказательств неприемлемых для личности поступков. Девушка находит рациональное объяснение своих действий, априори вызывающих у нее стыд или недовольство собой. Найдя их, она защищает себя от патогенных переживаний и самообвинений, следовательно, привязанность к себе только крепнет под логически обоснованными выводами в необходимости того или иного поступка. Самооправдание является в некотором смысле залогом ригидности я, нежелании менять что-то в себе.

Регрессия в группе девушек имеет значимую связь с открытостью: чем более инфантильные паттерны поведения использует девушка в ситуации фрустрации актуальной потребности или любой другой, вредной для состояния психологического комфорта, тем менее она честна по отношению к самой себе. Также, регрессия взаимосвязана с конфликтностью, что говорит о повышенной саморефлексии, самонедовольстве, несогласии с самой собой в случаях использования данного механизма защиты.

Проанализировав результаты исследования, можно сказать, что гипотеза подтвердилась.

Говоря о полученных данных, мы обнаружили существенные отличия в связях параметров самоотношения с защитами в группах юношей и девушек. Этот факт в очередной раз подтверждает значимость гендерного аспекта в психологических исследованиях.

Заканчивая свой экскурс о различиях, нельзя не отметить практическую значимость данного исследования: зная особенности проявления психологических защит у девушек и юношей и их связи с самоотношением, можно корректировать последнее психическое образование. К тому же, посредством воздействия на отдельные компоненты и в целом на самоотношение вполне возможно управление некоторыми защитами (онтогенетически более поздними) и/или научение некоторым осознанным стратегиям поведения в патогенной для психики ситуации (например, развитие различных копинг-стратегий и/или выработка новых).

Резюмируя вышесказанное, обозначим перспективу продолжения данного исследования с целью научения осознанной коррекции некоторых параметров самоотношения в негативных для психики обстоятельствах и/или закрепления его позитивных аспектов.