Сегодня Россия вновь столкнулась с отнюдь не новыми для себя проблемами, а именно: со стойкой зависимостью от стремительно дорожающих импортных товаров и услуг, от внешнего финансирования своих производств, от зарубежных технологий и от цен на энергоресурсы. И, как следствие, наложение друг на друга выше обозначенных проблем ознаменовалось значительным падением национальной валюты – рубля. К сожалению, усугубляют пошатнувшееся состояние экономики Российской Федерации введенные экономические санкции против нее. С целью нормализации внутренней ситуации на рынке товаров и услуг возникла необходимость существенно актуализировать задачу исследования экономической эффективности и способов усовершенствования политики импортозамещения в России. Прежде всего, одной из самых важных задач остается переориентирование российского потребителя на товары и услуги отечественного производства, в первую очередь, с помощью пересмотра сложившихся, зачастую ложных, стереотипов о качестве продукта с маркой «произведено в России». Однако для того, чтобы искать пути полноценного и комплексного внедрения импортозамещающей стратегии в экономику страны необходимо объективно понимать, что значит импортозамещение в научном и практическом смысле и какого его первостепенное назначение в экономике государства.
Определяя суть понятия «импортозамещение», обратимся к экономическим словарям, трактующим его значение. Так, некоторые словари не выделяют импортозамещение как отдельную экономическую категорию, отождествляя его с понятием «замещение импорта» или вовсе не выделяя в самостоятельное понятие. Так, Большой экономический словарь под редакцией А.Н. Азрилияна толкует два отличных по лексическому значению понятия: «импортозамещение» и «замещение импорта». Согласно словарю, «импортозамещение – прекращение ввоза в страну данного товара в связи с организацией его производства на месте» [1, с. 322]; а «замещение импорта – политика страны сократить импорт и валютные затраты путем поощрения развития собственного производства» [1, с. 287]. Отметим, что официально закрепленной в нормативно-правовых актах трактовки этого понятия нет, по этой причине, при описании вышеобозначенного явления возникает необходимость разъяснять, какой смысл в него вкладывается в конкретном контексте. Поэтому уточним, что в данной статье под импортозамещением будет рассматриваться политика замещения импортных товаров и услуг в стране товарами и услугами отечественного производства, которая должна осуществляться путем совершенствования существующих товарных позиций либо создания качественных и конкурентоспособных аналогов импортных товаров.
Таким образом, стратегия импортозамещения предполагает планомерный переход от перепродажи импортных товаров к производству высококачественной и высокотехнологичной продукции за счет повышения уровня технологий и развития фундаментальных и прикладных исследований с целью расширения возможностей деятельности отечественных производств, а, следовательно, уменьшения импортозависимости.
Безусловно, для достижения максимальных результатов в проведении политики импортозамещения важно сформировать собственную модель, по которой будет происходить реализация этого проекта. С целью улучшения стратегического планирования импортозамещающей политики необходимо учесть опыт других стран и приспособить их экономически эффективные решения под национальные особенности нашей страны. Так, следует заметить, что наибольший успех в реализации импортозамещения был достигнут в Японии, Бразилии, Южной Корее, Мексике, и общим для них стало то, что изначально они ориентировались отнюдь не на изъятие или запрещение импорта в своих странах, а на стимулирование экспорта конкурентоспособной импортозамещающей продукции национальных производителей и ее усовершенствование до уровня аналогичного импортных товаров или вовсе превосходящего их.
Заметим, что импортозамещение в нашей стране имело, да и сейчас имеет несколько иное назначение, нежели в других странах, проводивших данную политику. Импортозамещение в России необходимо не столько для увеличения экспорта товаров собственного производства, сколько для активизации деятельности отечественных производителей, которые вне политики импортозамещения, не в состоянии соперничать с зарубежными товарами, зачастую более качественными и дешевыми, чем их аналоги, созданные российскими производителями.
В таком случае возникает логичный вопрос о том, какими способами сформировать собственную модель реализации импортозамещения в России и какими путями внедрить ее непосредственно в российскую экономику. Справедливо будет заметить, что разработкой и способов, и путей вплотную занимаются государственные структуры: создается база для развития отечественных производств, производящих аналоги импортных товаров. Однако единого долгосрочного плана реализации импортозамещающей политики до сих пор не сформировано, по разным причинам, препятствующим ей, в частности затянувшийся экономический кризис и обременяющая зависимость благосостояния страны от цен на экспортируемые энергоресурсы, выраженных в иностранной валюте, высокая волатильность которой также не способствует улучшению состояния экономики. Безусловно, в краткосрочной перспективе устранение всей совокупности негативных факторов, сдерживающих подъем национальной экономической ситуации в Российской Федерации – невозможно. К таким факторам можно отнести:
1. Финансовый фактор, создающий ограничения в виде:
а) дефицита свободных финансовых средств у предприятий и трудности привлечения кредитных ресурсов на долгосрочный период на доступных условиях;
б) отсутствия у предприятий, занятых в сфере материального и нематериального производства, определенных льгот, выражающихся как в послаблениях к уплате налогов в бюджеты разных уровней, так и предоставлении реальных субсидий со стороны государства;
2. Информационный фактор, создающий ограничения в виде:
а) трудности в получении промышленными предприятиями информации о возможностях привлечения федеральных средств на модернизацию и техническое перевооружение в рамках программ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и иных программ;
б) отсутствия единого общедоступного информационного портала в регионах по вопросам развития импортозамещения и научно-производственной кооперации;
3. Производственный и технологический фактор, создающий ограничения в виде:
а) отсутствия на предприятиях стратегии внедрения производства импортозамещающих продуктов и развития научно-производственной кооперации с государством;
б) недостаточные технологические возможности отдельных предприятий для их полноценного участия в процессе конкурентной борьбы как на внешнем, так и на внутреннем рынке товаров и услуг;
в) наличия рисков у предприятий при освоении производства импортозамещающей продукции, связанных с возможным отсутствием способов замещения импортного сырья сырьем отечественного происхождения;
г) отсутствия у предприятий гарантий спроса на продукцию, созданную в рамках политики импортозамещения;
д) отсутствия аналогичного импортному отечественного сырья .
Таким образом, действие указанных отрицательных факторов вместе с недостатками производственной и технологической оснащенности предприятий ведут к недостаточному уровню использования мощностей предприятий по выпуску основных видов продукции, имеющих потенциал заместить зарубежные товары и услуги. Однако создание реального долгосрочного плана комплексного развития всех сфер жизни российского общества, который бы в полной мере воплощался или максимально сдерживал рост ввоза импортных товаров, было бы серьезным подспорьем для налаживания положительной динамики становления нашей страны на путь роста. Попытки реализации уже утвержденных долгосрочных планов социально-экономического развития страны есть, но официальных единых данных по результатам их воплощения собрать не представляется возможным, что наводит на мысль о все еще не прекратившемся процессе формирования импортозамещающей политики российского государства.
И, тем не менее, не рассмотреть уже имеющиеся достижения в импортозамещении, процесс их осуществления и наметившиеся тенденции нельзя.
Во-первых, история. Обойти прошлое импортозамещающей политики в России и объективно сформулировать ее перспективы не представляется возможным, поэтому кратко исследуем зарождение данного явления: его причины, предпосылки и основные вехи возрастающей актуальности импортозамещения для нашей страны на протяжении многовековой истории. Так, в начале рассмотрения перед нами встает немаловажный вопрос, ответ на который предопределяет, без всякого сомнения, результат исследования, а именно: импортозамещение в России – нечто новое или продолжение старого? Конечно, продолжение старого. Импортозамещение появилось в нашей стране не в последние пять и даже не десять лет, на самом деле, по самым скромным подсчетам, история импортозамещения уходит своими корнями еще в 1998 год.
Для Российской Федерации 1998 год ознаменовался финансово-экономическим кризисом, последствия которого серьезно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как с негативной, так и с положительной стороны. Курс рубля упал за полгода более чем в троекратном размере. Впрочем, главное негативное последствие заключалось, прежде всего, в подорванном доверии населения и иностранных инвесторов к государству, а также национальной валюте. В результате этого кризиса разорились многие малые предприятия, вкладчики закрывшихся банков потеряли свои сбережения, заработные платы населению практически не выплачивались и обесценились в пересчете на твердую валюту, и, как следствие, упал уровень жизни, возросло количество безработных людей. Вместе с тем набирал обороты политический кризис, окончательно убедивший население в несостоятельности их властей. Однако после осуществленных изменений, заключавшихся в смене руководства, новая экономическая политика правительства и банков положила курс на подъем экономики. Именно в это время был заложен фундамент политики импортозамещения в России, благодаря которой возросла экономическая эффективность экспорта, и экспортноориентированные предприятия получили свое долгожданное преимущества в виде шанса на участие в конкурентной борьбе на внешнем рынке. В след за этим, повысился спрос на продукцию отечественных производителей внутреннего рынка за счет того, что импортные товары резко выросли в цене, став недоступными для большинства российских граждан. Поэтому, несмотря на все вышеперечисленные потери, государство и предприятия приобрели и новый способ восстановления национальной экономики, который использовали и далее, но, к сожалению, после подъема благосостояния страны снова сворачивали и откладывали до следующего кризиса. Это показывают данные за 1997-2000 гг. [2], приведенные в таблице 1.1.:
Таблица 1.1.
Объем импорта РФ (по методологии Платежного баланса) за 1997-2000 гг. в миллионах долларов
янв 1997 |
май 1997 |
сен 1997 |
янв 1998 |
май 1998 |
сен 1998 |
янв 1999 |
май 1999 |
сен 1999 |
янв 2000 |
май 2000 |
сен 2000 |
1377 |
1370 |
1595 |
1279 |
1334 |
763 |
580 |
674 |
857 |
1025 |
1008 |
1236 |
Преобразуем для наглядности в график 1.1.:
Рис. 1.1. Динамика объема импорта РФ в1997-2000 гг.
Новое потрясение для российской экономики не заставило себя долго ждать. В 2008 году случился очередной финансово-экономический кризис, повлекший за собой бурное развитие нового витка импортозамещающей политики в Российской Федерации. Во многом именно в 2008 году заложили методологические и теоретические основы импортозамещения, стали развивать идею о долгосрочных перспективах внедрения импортозамещающей политики в экономику страны. Снова уменьшился импорт товаров и услуг из зарубежных стран, наладился выпуск отечественных аналогов, однако вновь импортозамещение после восстановления экономической ситуации было отложено до худших времен, что наглядно продемонстрировано в таблице 1.2. и на графике 1.2.:
Таблица 1.2.
Объем импорта РФ (по методологии Платежного баланса) за 2007-2010 гг. в миллионах долларов
янв 2007 |
май 2007 |
сен 2007 |
янв 2008 |
май 2008 |
сен 2008 |
янв 2009 |
май 2009 |
сен 2009 |
янв 2010 |
май 2010 |
сен 2010 |
1773 |
2390 |
2449 |
2122 |
3105 |
3466 |
1152 |
1658 |
1951 |
1554 |
2559 |
3197 |
Рис. 1.2. Динамика объема импорта РФ в 2007-2010 гг.
И уже в 2014 году государство пришло к выводу, что импортозамещение необходимо реализовывать на долгосрочной основе, не откладывая раз за разом до следующего кризиса, а планомерно и комплексно внедрять на российском рынке товаров и услуг. Что было справедливо отмечено и президентом Российской Федерации В.В. Путиным в его речи на III Владимирском межрегиональном экономическом форуме 2015 года. По его словам, разумное импортозамещение – это наш долгосрочный приоритет независимо от внешних обстоятельств. Более того, программы импортозамещения должны работать на создание в России массового слоя производственных компаний, способных быть конкурентными не только внутри страны, но и на международных рынках. В России уже есть такие компании. Они демонстрируют высокую эффективность, имеют экспортный потенциал, причем очень хороший потенциал [3].
Возвращаясь к исследованию, заметим, что, во-вторых, важно рассмотреть возможные пути осуществления данной политики. Бесспорно, во многом процесс перестройки рынка, ориентированного на импортные товары, на новый лад возможно лишь с помощью государства. Необходимы, в первую очередь, финансовые вливания, но отнюдь не меньшим приоритетом обладают технологии и основные фонды, находящиеся во владении государственных структур. На основании острой нужды в финансовом обеспечении и технологиях у бизнеса, перестраивающегося на замещение импорта в своем производстве отечественными товарами, возникает идея использовать вновь актуальный вид взаимодействия государства и бизнеса – ГЧП и МЧП. Государственно-частное партнерство и муниципально-частное партнерство – это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного, с другой, которое осуществляется на основании специального соглашения [4]. В итоге применения данного вида партнерства возможна реализация многих проектов, заведомо экономически эффективных и ориентированных на наращивание производства отечественных товаров. Очевидным преимуществом государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства (ГЧП и МЧП) является возможность использовать объекты, принадлежащие государству. Еще одним «козырем» ГЧП и МЧП стало осуществление проектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проведение которых в обычных условиях не под силу предприятиям и фирмам, но с помощью государства исследования становятся возможными. Вне всякого сомнения, механизм реализации ГЧП и МЧП выгоден обеим сторонам: это не переносит полностью ношу ответственности ни на публичного партнера, ни на частного, а честно делит ее между двумя надежными компаньонами, стремящимися к схожей цели. Полезное использование государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства возможно в различных отраслях экономики: в легкой и тяжелой промышленности, сельском хозяйстве и так далее. Однако ГЧП и МЧП, хоть и наиболее общий, но далеко не единственный путь реализации импортозамещения, каждое производство и каждая отрасль выбирает подходящую для себя траекторию, максимально соответствующую ее особенностям и структуре.
В-третьих, исследуя пути внедрения политики импортозамещения, нужно попытаться заглянуть в будущее и отследить вероятные тенденции и перспективы ухода нашей страны от импортозависимости. В чем они состоят и от чего зависят? Говоря о будущих тенденциях импортозамещающей политики в России, необходимо подчеркнуть, что на первых порах развиваться продолжат прежние, уже хорошо освоенные отрасли материального производства, базирующиеся на сырьевых и других природных источниках, содержащихся в достаточном количестве на территории нашей страны. Безусловно, приоритетным направлением развития отечественного производства товаров и услуг останется оборонный комплекс и соответствующие высокотехнологичные продукты, по оценке Минпромторга, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60% [5]. Однако не стоит забывать об еще одной наметившейся тенденции: о планах министерств по замещению импортного сырья в товарах одной из важнейших отраслей экономики страны – в фармацевтической. Стратегия развития фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу «Фарма-2020» была разработана еще в 2009 году [6], впоследствии к ним добавился проект «Медпром-2020» [7]. Так, стремясь к достижению этой стратегии, государство наметило курс на замещение импортных лекарственных средств и оборудования российскими аналогами, порой, во многом превосходящими по основным свойствам своих зарубежных конкурентов. Условно отметим, что рождение новых тенденций развития импортозамещения происходит стихийно, и, к сожалению, учесть их все мы не в силах. Что касается будущих перспектив, то в силу высокого уровня неопределенности нынешней экономической ситуации в стране мы вынуждены объективно и критично оценивать достижение всех поставленных планов и результатов, не надеясь на импортозамещение как на панацею от всех бед. Об этом говорит во многих своих выступлениях и Владимир Владимирович. Президент неоднократно подчеркивал, что задача импортозамещения состоит не в том, чтобы любыми способами заменить импортные товары отечественными товарами. Необходимо наладить массовый выпуск именно качественной российской продукции, причем по приемлемой, экономически обоснованной цене, способной на равных конкурировать с зарубежными аналогами как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
В заключении, подведем итог и предоставим некоторые практические рекомендации. Как уже было сказано, попытки импортозамещения в России предпринимались и ранее. Еще в 1998 году были сформулированы первые мероприятия по его внедрению, однако после взлета экономики и перехода к росту, к сожалению, реализация политики импортозамещения отодвигалась до следующего кризиса. И поэтому следует понимать, что импортозамещение – не временная, одноразовая мера, не просто бездумное изъятие импортных товаров из товарооборота в стране, прежде всего, импортозамещение – это создание и совершенствование отечественного продукта с целью обретения им возможности конкурировать с импортным. Бесспорно, для реализации полноценного и беспрерывного перехода страны к импортозамещающей политике необходимо обновление всех основных фондов в производстве, создание собственных новых технологий, а так же нормализация внешних условий, в данных момент противодействующих адекватному внедрению импортозамещения.
В этой связи возникают логичные предложения о необходимости: во-первых, нормализации условий взаимодействия государства и бизнеса с целью их целенаправленного сотрудничества, как вариант, согласно вновь введенному законодательству о механизмах реализации ГЧП и МЧП. Во-вторых, налаживания планомерного финансирования структур, в большей степени зависимых от импорта, с целью усовершенствования их собственных технологий и создания аналогичного улучшенного сырья отечественного производства. В-третьих, финансирования НИИ, проведение прикладных и фундаментальных исследований с целью расширения возможностей деятельности отечественных производств, а следовательно, уменьшения импортозависимости. В-четвертых, комплексной реализации существующих долгосрочных планов мероприятий по импортозамещению с целью плавного и беспрерывного перехода страны на новую стратегию развития экономики.
Научный руководитель:
Панферова Елена Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономики, менеджмента и торгового дела Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия