Полный текст статьи
Печать

Пенсионное обеспечение является серьезным вопросом в настоящее время не только в России, но и во многих других государствах, когда прежние принципы уже не работают и необходимо искать новые пути решения возникающих проблем. Поэтому реформирование пенсионной системы, является неотъемлемым для обеспечения достойной старости населению страны [9]. 

ПФР является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов. Средства бюджета ПФР являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат [4, 8].    

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ;
  • взносов по дополнительному тарифу для работодателей организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
  • недоимок, пеней, штрафов по взносам в Пенсионный фонд РФ;
  • доходов от размещения средств Пенсионного фонда РФ;
  • штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения ущерба;
  • безвозмездных поступлений из негосударственных пенсионных фондов;
  • межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

Предприятия и организации-работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц — в сроки, установленные для получения заработной платы. Страховые взносы предприятия вначале поступают в федеральный бюджет, затем из бюджета они перечисляются в Пенсионный фонд РФ. Кроме указанных выше источников в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим федеральным государственным гражданским служащим и другим приравненным к ним гражданам, гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава. На Пенсионный фонд РФ возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ [6, 7].минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения — по нормативу 60%.  

При формировании бюджета Фонда страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на 2016 г. установлены исходя из базового тарифа 22% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления  страховых  взносов. Пониженные тарифы  страховых взносов в размере 6% для плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя; резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Поступления от плательщиков страховых взносов из числа самозанятого населения в 2016 г. определяются в фиксированном размере исходя из минимального размера оплаты труда (с 01.01.2016  г.  МРОТ - 6204 руб.) и тарифа 26%, что составляет 19 356,48 рублей, а также 1% с суммы дохода свыше 300 тыс. руб. с установлением верхней границы платежа, рассчитанного из 8 МРОТ. На рисунке 1 прослеживается положительная динамика роста поступлений в ПФ РФ.


Рисунок 1 – Поступление средств Пенсионного фонда РФ [13]значения Севастополя; резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.    

Предельная величина базы для начисления страховых взносов определена исходя из прогнозного размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2016 г. - 36 838 рублей.  С учетом применения повышающего  коэффициента 1,8  предельная величина составит  в  2016 г. 796 тыс. руб.

Общий объем поступлений  страховых взносов на ОПС прогнозируется в 2016 г. в сумме  4 232,7 млрд. руб.

Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет  3 184,8 млрд. руб.   (в 2015 г. общая сумма трансферта составляла 3 004,0 млрд. руб.). В бюджете Фонда на 2016 г., как и в предыдущие годы,  предусмотрены ассигнования из федерального бюджета в сумме  1,0 млрд. руб. на софинансирование  социальных программ субъектов РФ, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.    

Проект бюджета Фонда формировался с учетом прогнозируемого увеличения  численности получателей пенсий за 2016 г. на 545,6 тыс. чел.  (на начало 2017 г. 43,23 млн. чел.).   

Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на:

· выплату государственных трудовых пенсий, в том числеОбщая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет  3 184,8 млрд. руб.   (в 2015 г. общая сумма трансферта составляла 3 004,0 млрд. руб.). В бюджете Фонда на 2016 г., как и в предыдущие годы,  предусмотрены ассигнования из федерального бюджета в сумме  1,0 млрд. руб. на софинансирование  социальных программ субъектов РФ, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.    


Прогнозируемая экономия расходов в связи с отказом от ежегодной индексации страховых пенсии работающим пенсионерам учтена в  бюджете Фонда на 2016 г. в объеме 87,14 млрд. руб.Проект бюджета Фонда формировался с учетом прогнозируемого увеличения  численности получателей пенсий за 2016 г. на 545,6 тыс. чел.  (на начало 2017 г. 43,23 млн. чел.).   

Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на:

  • выплаты пособий на погребение получателям пенсий;оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;гражданам, выезжающим за пределы России; 
  • финансовое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;
  • прочие расходы.   

         Общий объем расходов бюджета ПФ РФ на 2016 г. составляет 7 421,6 млрд. руб.

В результате планируемых  в 2016 г.  мероприятий по увеличению размеров пенсий:

  • средний размер страховой  пенсии (с учетом фиксированной выплаты) на конец года составит 12 689 руб. и увеличится за год на 353 руб.;
  • средний размер социальной пенсии на конец года  составит 8 644 руб. и увеличится за год на 332 руб.;
Расходы бюджета Фонда на осуществление ЕДВ ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации определены с учетом доиндексации с 1 февраля 2016 г. размеров ЕДВ на 6,4% (с 1 февраля 2015 г. была проведена индексация на 5,5%).отношение среднегодового размера социальной пенсии к  величине прожиточного минимума пенсионера (ПМП), определенной  на 2016 г. в сумме 8 803 руб., составит 97,3% (в 2015 г. – 115,3 %);  


среднегодовой размер страховой  пенсии в 2016 г. составит  12 603 руб. (или 143,2 % к ПМП). 

Доходы и расходы бюджета Фонда по накопительной составляющей на 2016 г. прогнозируются в следующих объемах: доходы - 107,3 млрд. руб., расходы - 282,3 млрд. руб.

Основные показатели бюджета ПФ РФ отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные показатели бюджета ПФР на 2016 год

Показатели

На 2015 г.

Проект на 2016 г.

2016 г. в % к 2015 г.

ДОХОДЫ

7146,8

7528,8

105,3

в том числе: по распределительной составляющей

7007,3

7421,6

105,9

из общего объема доходов: средства федерального бюджета:

3004

3184,8

106

из них:

- на обязательное пенсионное страхование

689,9

810,5

117,5

- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда

342,9

392

114,3

- на выплату пенсий, пособий и других социальных выплат за счет федерального бюджета

1971,2

1982,3

106

средства бюджетов субъектов РФ

3,9

3

76,9

РАСХОДЫ

7769,8

7 703,9

99,2

в том числе:

-по распределительной составляющей

7228,4

7421,6

102,7

-по накопительной составляющей бюджета Фонда

541,4

282,3

52,1

ПРОФИЦИТ(+), ДЕФИЦИТ (-)

-622,98

-175,1

 

в том числе:

-по распределительной составляющей

-221,1

0

-

-по накопительной составляющей бюджета Фонда

-401,86*

-175,1*

-

Источники покрытия дефицита по распределительной составляющей – остаток средств бюджета Фонда на начало года

221,1

0

-

 

В бюджете Фонда предусмотрена передача средств пенсионных накоплений в НПФ в 2016 г. в сумме 270,7 млрд. руб., в том числе связанных с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя - 8,1 млрд. руб., средств материнского (семейного) капитала, передаваемых на формирование накопительной пенсии матери - 61,8 млн. руб., средств федерального бюджета, передаваемых на софинансирование формирования пенсионных накоплений, - 6,0 млрд. руб.


Изучим социальные программы ПФР.Финансовую устойчивость пенсионной системы в 2016 г., также как и в предыдущие годы, предлагается обеспечить за счет перечисления в бюджет Фонда средств федерального бюджета  в объемах, достаточных для выплаты и доставки страховых пенсий. 


Социальные программы, которые финансируются только за счёт средств федерального бюджета, направлены на улучшение жизни федеральных льготников. 

В 2016 г. в бюджете Пенсионного фонда России заложен 1,0 млрд. руб. на предоставление субсидий бюджетам субъектов Федерации на социальные программы. С 2000 г. ПФР участвует в финансировании мероприятий социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной


За период 2006 - 2014 гг. вместимость стационарных  учреждений социального обслуживания увеличилась на 6 304 койко-мест. Только за последние три года приобретено 1 451 ед. автотранспорта для оснащения мобильных бригад, созданных при учреждениях социального обслуживания для оказания медико-социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам на дому.помощи неработающим пенсионерам. За это время ПФР перечислил субъектам Российской Федерации средства в размере 26,7 млрд. руб. 

В ходе выполнения ремонтных работ в учреждениях социального обслуживания особое внимание уделялось выполнению требований пожарной безопасности: проводились замена систем электроснабжения и электроосвещения, установка пожарной сигнализации, демонтаж горючих материалов, огнезащитная обработка деревянных конструкций и др.

ПФР предоставлял средства на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам по различным направлениям на общую сумму 7,6 млрд. руб. Была оказана адресная социальная помощь более 112 тыс. пострадавших при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях неработающих пенсионеров. Средства направлялись на газификацию жилых помещений пенсионеров, оказание материальной помощи в связи с празднованием Дня Победы, с проведением Дня пожилого человека и Дня инвалида, на оказание единовременной материальной помощи неработающим пенсионерам.

Субсидии Пенсионного фонда России субъектам Российской Федерации являются серьезным стимулом для расширения социальных программ, направленных на реальное улучшение качества жизни наиболее социально уязвимых категорий пенсионеров и инвалидов. [13]

Одной из основных социальных программ реализуемых ПФР является Материнский (семейный) капитал. С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Данным законом определено такое понятие, как материнский семейный капитал, получить который имеют право семьи, родившие (или усыновившие) второго или последующего ребенка после 1 января 2007 г.

Получить материнский капитал можно только один раз. Сумма материнского капитала первоначально была установлена 250 тыс. руб. Последующие годы действия этой программы сумма выплат индексировалась, но в 2016 г. Правительством и Госдумой было принято решение не проводить индексацию предусматриваемой по сертификату суммы - сейчас она составляет 453 026 руб. (Таблица 2).

Таблица 2 – Размер Материнского (семейного) капитала [11]

Год

Размер капитала (в руб.)

 
 

2007

250 000

 

2008

276 250

 

2009

312 162

 

2010

343 378

 

2011

365 698

 

2012

387 640

 

2013

408 960

 

2014

429 408

 

2015 и 2016

453 026

 

 

Сертификат можно использовать в следующих направлениях:

1.               Улучшение жилищных условий:

· покупка жилья;

· постройка нового жилья;

· реконструкция жилья (при этом обязательно увеличить общую жилую площадь дома).

2.               Дать возможность всем детям в семье воспользоваться образовательными услугами (включая проживание в общежитии при образовательном учреждении, оплату дошкольных образовательных учреждений).

3.               Сформировать накопительную часть пенсии женщины, которая родила или усыновила второго (третьего, четвертого и последующего) ребенка.

4.               Использовать средства по сертификату на социальную адаптацию детей-инвалидов.

Из отчета по материнскому капиталу за 2014 г. количество семей, полностью использовавших материнский (семейный) капитал, составило 2 749 629 ед. (Таблица 3).

Таблица 3 – Отчёт по Материнскому (семейному) капиталу за 2014 год [11]

Наименование показателя

Значение

Период

 

Размер материнского (семейного) капитала

429 408,5 руб.

На 31 декабря 2014 г.

 
 

Количество выданных сертификатов на материнский (семейный) капитал

823,4 тыс.

За 2014 г.

 
 

Количество выданных сертификатов на материнский (семейный) капитал

5 645 997

нарастающим итогом на 31 декабря 2014 г.

 
 

Количество семей, полностью использовавших материнский (семейный) капитал, за весь период

2 749 629

нарастающим итогом на 31 декабря 2014 г.

 
 

Объём средств, перечисленных на осуществление выплат по направлениям использования материнского (семейного) капитала

270,9 млрд. руб.

за 2014 г.

 
 

Объём средств, перечисленных на осуществление выплат по направлениям использования материнского (семейного) капитала

1 031,5 млрд. руб.

нарастающим итогом на 31 декабря 2014 г.

 
 

 

В 2016 г. Пенсионный фонд России продолжит выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, а также выплату средств материнского капитала. В соответствии с бюджетом ПФР на эти цели в 2016 г. будет направлено 304,3 млрд. руб.

В пределах бюджетных ассигнований на 2016 г. учтены средства на предоставление в 2016 г. единовременной выплаты в размере 20 тыс. руб. (4,2 млрд. руб. исходя их численности 209,4 тыс. чел.). На сегодняшний день свыше 6,5 млн. семей в России получили в ПФР сертификат на материнский капитал, более 3,3 млн. из них полностью распорядились его средствами.

В 2015 г. Пенсионный фонд продолжил выплачивать средства пенсионных накоплений. Если гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение пенсии и при этом имеет средства пенсионных накоплений, то ему следует обратиться в ПФР за соответствующей выплатой. Если гражданин формирует свои пенсионные накопления через негосударственный пенсионный фонд, то с заявлением следует обратиться в соответствующий НПФ. Важно отметить, что с 2015 г. вносятся изменения в сроки обращения за назначением единовременной выплаты. Напомним, если при выходе на пенсию объем пенсионных накоплений гражданина в общей сумме его пенсии составляет пять или менее процентов, пенсионные накопления выплачиваются в виде единовременной выплаты. С 2015 г., если гражданин получил свои пенсионные накопления в виде единовременной выплаты, следующая единовременная выплата может быть произведена ему не раньше, чем через пять лет. Данное изменение в первую очередь касается участников Программы государственного софинансирования пенсии, являющихся пенсионерами.

Единовременные денежные выплаты пенсионерам осуществляются следующим категориям застрахованных лиц:

· гражданам, претендующим на пенсионные выплаты в связи с потерей кормильца;

· лицам, получающим пенсию по инвалидности, нетрудоспособным пенсионерам по причине болезни;

· гражданам, не имеющим прав на пенсионное обеспечение в связи с отсутствием трудового стажа, но попадающим под действие государственного пенсионного обеспечения в виде социальной пенсии.

          С 1 февраля на 7% проиндексированы размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам (ветераны, инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои Советского Союза и России, Герои Социалистического Труда и др.). Это повышение касается более 15 млн. федеральных льготников. Пенсионная реформа 2015 г. очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации. С 1 января 2015 г. действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования – так называемая «новая пенсионная формула». Трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий: страховую и накопительную.  Для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако, эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 г., а с 2015 г. достаточно будет иметь 6,6 баллов. Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости. С нынешних 5 лет он вырастет до 15 лет. Однако, как и в случае с пенсионными баллами, предусмотрен переходный период: в 2015 г. требуемый минимальный стаж составит 6 лет и будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году с каждым годом. Стоит отметить, что в новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и др. С 1 января 2015 г. стоимость пенсионного балла составляет 64,1 рубля, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 3 935 руб.

        С 1 февраля 2016 г. страховые пенсии неработающих пенсионеров увеличились на 4%. Вместе со страховой пенсией на 4% проиндексирована и фиксированная выплата к ней (аналог бывшего фиксированного базового размера).

В результате индексации средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты составляет 13,1 тыс. руб.

С 2015 г. индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости пенсионного балла. С 1 февраля 2016 г. его стоимость увеличилась на 4 процента: с 71 руб. 41 коп.  74 руб. 27 коп. [5, 11]

Граждане 1967 г. рождения и моложе имеют возможность выбрать вариант формирования пенсионных прав: либо формировать страховую и накопительную пенсии, либо выбрать формирование только страховой пенсии. Выбор варианта будет напрямую влиять на количество пенсионных баллов, которое гражданин может набрать за год. Если гражданин формирует только страховую пенсию, максимальное количество баллов, которое он может заработать за год, – 10. Если гражданин формирует и страховую, и накопительную пенсии – 6,25. При выборе соотношения процентов формирования страховой и накопительной пенсий следует помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством не ниже уровня инфляции. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, может быть и убыток от инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов.

Таким образом, пенсионное обеспечение является серьезным вопросом в настоящее время не только в России, но и во многих других государствах, когда прежние принципы уже не работают и необходимо искать новые пути решения возникающих проблем [10]. Поэтому реформирование пенсионной системы, является неотъемлемым для обеспечения достойной старости населению страны.  


Научные руководители:
Калинин Николай Васильевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и информационных технологий управления  Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия
Медведева Татьяна Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и информационных технологий управления Тульского филиала РЭУ им. Г. Плеханова, г. Тула, Россия