Полный текст статьи
Печать

Каждый товар в рыночной системе экономики проходит проверку на качество, потребитель сам решает, каким товаром он будет пользоваться, кому отдаст предпочтение. Именно поэтому, конкурентоспособность следует определять только исходя из сравнения нескольких видов товаров. Что же такое конкурентоспособность? Это достаточно широкое и многообразное понятие, которое означает соответствие товара рыночным условиям, техническим, эстетическим характеристикам. Кроме того, конкурентоспособность – это соответствие товара и таким характеристикам, как цена, а так же соответствие таким условиям реализации как: сроки поставки, каналам сбыта, рекламе и сервису.

Иными словами, конкурентоспособность – это способность товара выдержать конкуренцию со стороны других участников рынка, а так же с аналогичными товарами [4].

Термин «конкурентоспособность» достаточно быстро вошел в экономическую деятельность и способствовал развитию рыночных отношений. В настоящее время все большее количество исследователей уделяют внимание вопросам изучения конкурентоспособности продукции, отдельных компаний, городов, регионов, стран, технологий, работников и даже научно-методических документов и нормативно-правовых актов.

Конкуренция составляет основу динамичного развития индустриального общества, является незаменимым показателем в рыночной экономике. Несмотря на то, что сегодня рынок имеет форму свободной конкуренции, ценовой механизм на внутренних и внешних рынках индивидуальный.  Каждый производитель пытается самостоятельно улучшить свой товар и сделать его более конкурентоспособным [3].

Необходимо выделить основные показатели конкурентоспособности, для того, чтобы определить в дальнейшем конкурентоспособность товара.

Данные показатели представлены на рисунке 1. Рассмотрим их подробнее.

Рисунок 1 - Основные показатели конкурентоспособности товара 

Анализом конкурентоспособности продукции сегодня занимаются многообразные рыночные субъекты. Например, предприятия – изготовители, предприятия сферы услуг, потребительские организации. Но, в конечном счете, потребитель сам оставляет за собой право выбора продукции, а значит, оценка конкурентоспособности является прерогативой потребителя [7].

Безусловно, потребитель пытается выбрать для себя такой товар, который смог удовлетворить его потребность при минимальных затратах на этот продукт. Таким образом, можно выделить главные критерии конкурентоспособности: качество, цена и обслуживание потребителей.

Производство и реализация товаров и услуг – это жизненно важная цель любой организации, а для того, чтобы предприятие бесперебойно функционировало, необходимо, чтобы продукт был конкурентоспособным.

Конкурентоспособность - универсальный показатель, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности. Все же по своей сути она остается понятием экономическим, и наиболее правильное ее применение именно к экономическим объектам [8].

Конкурентоспособность продукции, и факторы ее определяющие, подразделяются на микроуровневые (включают в себя качество продукции и ценовую стоимостью товаров); мезоуровневые (обеспечивают усовершенствование показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей) и макроуровневые (выражают общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налогообложение, тарифно-таможенную политику и т.п.).

Конкуренция составляет основу динамичного развития индустриального общества, имеет первоначально форму свободной конкуренции частных производителей на открытых рынках и преимущественно ценовой механизм ее реализации на внутренних и зарубежных рынках.

На практике, чаще всего, оценивают конкурентоспособность с помощью товара – аналога, который уже пользуется популярностью на рынке и, который завоевал доверие потребителей [2].

 Критерии, которые участвуют в оценке, как правило, определяются при изучении рынка и  самих потребителей. Например, какая доля рынка занята тем, или иным продуктом, какой возрастной категории потребители выбирают данную продукцию.

Сегодня многообразие и большой ассортимент товаров является главной движущей силой любой организации на любых уровнях экономики. Но важно, чтобы эта продукция имела не только спрос, но и могла противостоять многообразию конкурентов на экономическом рынке.

Поэтому необходимо выделить связующие критерии между конкурентоспособностью предприятия и конкурентоспособностью его товаров и услуг.

Существует неразрывная связь между конкурентоспособностью предприятия и конкурентоспособностью его продукции, и основными составляющими конкурентоспособности предприятия являются:

  • характеристика продукции и услуг;
  • разработка стратегий высокоэффективного  маркетинга;
  • квалификация и уровень грамотности персонала, а так же постоянное развитие сфер маркетинга;
  • технологический уровень производства;
  • налоговая среда предприятия;
  • доступность источников финансирования.

Известно определение конкуренции, приведенное в Законе РФ "О конкуренции": Это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1].

В экономической литературе можно выделить ряд подходов и типологий к конкуренции. В зависимости от классификационного признака различают следующие виды конкуренции (рисунок 2).

По состоянию рынка выделяют: совершенная (свободная), несовершенная, регулирующая.

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:

-       объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

-       реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

-       покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

-       продавцы действуют независимо друг от друга;

-       доступ на рынок никем и ничем не ограничен. 

Рисунок 2 -  Классификация типов конкуренции

Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями [5].

Совершенная конкуренция является также условием создания рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения некоторых индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

Несовершенная конкуренция была всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под влиянием научно-технического прогресса [9].

Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных прибылей.

В зависимости от причин возникновения различают:

  • естественная монополия (ею обладают собственники и организации, владеющие исключительными и не воспроизводимыми ресурсами, а также такие отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т.д.);
  • легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты);
  • искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради приобретения монополистических выгод.

Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

- создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;

- ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

- создают очень большой (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;

- применяют более большой капитал;

- «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Таким образом, в условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в нынешних условиях располагает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, уменьшают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли [6].

Конкуренция может быть ценовая и неценовая.

Через ценовую конкуренцию продавцы воздействуют на спрос главным образом посредством изменения в цене. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности. Чем уникальнее предложение продукции с точки зрения потребителей, тем больше свободы в установлении цен выше, чем у  конкурирующих товаров (рисунок 3 и 4). 

 

 

 Рисунок 3 - Ценовая конкуренция

 Рисунок 4 - Неценовая конкуренция

 Организация, действующая при значениях P1 Q1, может увеличить сбыт, снизив свою цену до P2. Это увеличит спрос до Q2.

Организация, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.
 Через неценовую конкуренцию организация переводит потребительский спрос вправо, успешно выделяя сваю продукцию (услуги среди конкурирующих).
Это позволяет ей:
 а) увеличить спрос с Q1 до Q2 при цене Р2;
 б) увеличить цену с P2 до P1 при сохранении спроса на уровне Q1.


При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, увеличивая или понижая свою цену. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех проверяемых переменных маркетинга конку¬рентами легче всего дублировать именно эту, что может привести к страте¬гии копирования или даже ценовой войне. Более того, правительство следит за ценовыми стратегиями.

При неценовой конкуренции продавцы передвигают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях свой продукции. Это разрешаетпредприятию увеличить сбыт при данной цене или продавать первона¬чальное количество по более высокой. Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим.

Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность приобрести товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями.

Совершенная конкуренция является также условием создания рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет, в основном, теоретическое значение. Однако она является ключом к  пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой). Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, сбыта. Подъем качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – усовершенствование приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получиланазвание конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции строится на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на росте качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции опирается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, улучшение торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после покупки товара, т.е. в процессе его эксплуатации.

Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только    доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь образовать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, перетягивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но значительно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.

Основным фактором ценовой и неценовой конкуренции является конкурентоспособность товаров и услуг, поскольку на конкурентоспособность, главным образом воздействуют такие факторы, как качество товаров и услуг и их цена.

Только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рынка. Предприятия, вкладывающие силы в неконкурентоспособный товар обречены на гибель.

Научный руководитель:
Рыжкова Ольга Владимировна, 
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и торгового делаТульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия