Полный текст статьи
Печать

Поскольку преподавание и учение – это виды деятельности, представляющие собой интегрально взаимосвязанные стороны процесса обучения, мы можем сказать, что дидактика является наукой об обучении, его целях и содержании, а также методах, средствах и организации [1].

Обучение – это совокупность действий (внешних и внутренних), позволяющих людям узнавать природу, общество, культуру, принимать участие в их формировании и одновременно обеспечивающих многостороннее развитие навыков, способностей, талантов, интересов и симпатий, убеждений и жизненных установок, а также приобретение профессиональной квалификации [2]. Рассмотрим уровни, на которых произошли усложнения при обучении менеджеров-бакалавров. Причем, с этими сложностями встречаются даже опытные преподаватели.

Прежде всего, изменились педагогические модели обучения. Обучение, как инструктаж, когда роль преподавателя была главенствующей,сменилось вначале на конструктивизм, когда в активном преподавании участвовали студенты и преподаватели, стали развиваться быстрыми темпами различные активные формы обучения, по которым до сих пор преподаватели пишут отчеты. Интернет создает новую модель обучения – коннективизм [3], когда участники педагогического процесса совместно исследуют информационные ресурсы дисциплины.

Данная модель обучения потребовала формирования одних и тех же способностей и умений у педагогов и студентов. Обозначим эти способности: извлекать информацию, фиксировать, классифицировать, анализировать, структурировать, творчески перерабатывать и применять; умение выбирать соответствующий метод, средства, язык для познания и обмена информацией с целью установления коммуникаций. Необходимо отметить, что автор статьи подразумевает содержание образования будущих менеджеров, т.е. все те знания, информацию, совокупность задач, которые необходимо осмыслить студентами в период четырехлетнего бакалавриата. Именно это содержание постоянно видоизменяется в связи со многими факторами: экономическими, политическими, социальными событиями, происходящими в мире и стране.

На наш взгляд, все три модели обучения имеют «право на жизнь». Сложность заключается в том, чтобы определить какая из них должна превалировать в той или иной обучающей ситуации. В современной дидактике высшей школы стоит задача: выявление и анализ новых переменных в познавательной деятельности студентов. Классические функции дидактики– дескриптивная, объясняющая, прогностическая, практическая, оценочная – требуют дополнения, связанные с использованием интернета.

В условиях изобилия открытых образовательных ресурсов (MOOCs, COURSERA, ИНТУИТ, УНИВЕРСАРИУМ и др.) резко изменилась роль педагога [4].Педагогическая практика показывает, что не всегда преподаватель психологически справляется с ситуацией [5], когда умный и мотивированный студент требует от преподавателя глубокого анализа найденного в интернете материала. Все вышеописанное позволяет сделать вывод, что методическая работа педагога интегрировала в действия и поведение самих обучающихся. Фраза, сказанная более двухтысяч лет назад «я учусь у своих учеников, что делать дальше» становится современной.

Следующее осложнение связано с целями обучения, поставленными ФГОСами:

-     компетентностный подход в обучении;

-     модульно-рейтинговая организация образовательных курсов;

-     представление учебного времени в условных единицах(ECTS);

-     увеличение объёма и роли самостоятельной работы студента;

-     широкое использование активных и интерактивных форм занятий;

-     создание адекватных новым подходам фондов оценочных средств.

Преподавателю необходимо методически выстраивать занятия таким образом, чтобы студенты осознавали в какие моменты их познавательной деятельности формируются требуемые ФГОСом компетентности.

По мнению автора статьи, осознавание необходимости формирования компетенции заложено в большей степени в заданиях (деятельностный подход), чем в контексте изучаемого материала. Таким образом, формируется мотивация к обучению. В методической работе педагога смысл и содержание заданий самостоятельной работы студентов, будущих менеджеров, выходят на первый план по сравнению с традиционными лекциями и семинарскими занятиями. Автор статьи дает только две вводные проблемные лекции по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность». Все остальные занятия проходят в рамках модели коннективизма с применением учебников и учебных пособий.

Усложняется методическая работа преподавателя, связанная с приходом «нового» студента (HomoDigital), у которого потеряны навыки самостоятельного написания текстов, произошла узурпация сознания и памятиэлектронными интеллектуальными программами и мобильными носителями памяти, распространен суррогатный язык коммуникаций SMS сообщений и Интернет чатов, зачастую развито клиповое мышление. Опыт преподавания двух дисциплин «Корпоративная социальная ответственность» и «Управление интеллектуальнымиресурсами»показывает какие методические приемы необходимо использовать для «лечения» вышеперечисленных «качеств». Необходима организация целенаправленной деятельности студентов. Л.С. Рубинштей писал: «Субьектв своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого» [6]. Один из приемов– традиционный: написать конспект оригинального текста (автор уже не удивляется вопросу «что такое конспект?», а подробно рассказывает, как его писать). Необходимо приобщение студентов к фундаментальной теории (в нашем случае, книга И. Нонака, Х. Такеучи «Компания – создатель знания»),ее анализу и дальнейшему обсуждению: таким образом строятся семинарские занятия. Другие приемы, позволяющие активизировать самостоятельную деятельность студентов: написание сочинения, эссе на тему «Меня удивило, что….». Для автора очень важна включенность эмоционального интеллекта студентов. Например, при обсуждении темы «Роль человеческого капитала»предлагается домашнее задание: нарисовать цветными (а может быть и не цветными) карандашами свой человеческий капитал. «Позвольте своим чувствам, эмоциям, телу рисовать ваш человеческий капитал (потенциал)» таков инструктаж. На следующем занятии преподаватель просит прокомментировать 1–2 рисунка (по желанию студента), дает свои добавления-комментарии. Студентам очень нравится это задание, многие из них остаются после занятий и просят преподавателя обсудить с ними их рисунок. Психолого-педагогические наблюдения автора за студентами в небольших по количеству группах позволяют делать анализ личностных ресурсов каждого студента, что чрезвычайно полезно для становления будущего менеджера.

Еще один прием, позволяющий осуществить совместную деятельность преподавателя и студентов по изучению информационных интернет-ресурсов по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность». В первую очередь, автор сама анализирует информацию в Youtubе, в поисковых системах Google и Yandex. Информации чрезвычайно много – это одно из осложнений: выбор соответствующего материала, дополняющего быстро устаревающие учебники. Один из критериев выбора – компетентностный подход. Умения планировать, анализировать, классифицировать, делать соответствующие финансовые расчеты и др. – эти компетенции будущего менеджера формируются, например, в процессе выступления – анализа годовых отчетов крупных организаций по корпоративной социальной ответственности, опубликованных в интернете. Каждый студент выбирает свою компанию, причем он должен обосновать свой выбор.

Педагогическая практика показывает, что студенты не умеют задавать вопросы или их вопросы репродуктивного характера. Автор статьи особое внимание в обучении уделяет процессу задавания вопросов как инструменту развития управленческого мышления. Студенты хорошо знают любимое изречение преподавателя: «как говорили «древние»: процесс познания – это в первую очередь процесс вопрошания». На занятиях студенты делятся на группы, и объявляется конкурс на самый интересный вопрос; студент в игровой форме представляет нравственную позицию руководителяпо социальной функции, а другие студенты должны забросать его вопросами. Контрольная домашняя работасостоит из комплекса вопросов к тексту или к встречам и занятиям с предпринимателями – практиками. Автор статьи на занятиях очень внимательно слушает вопросы, дает им оценку, интерпретирует, связывает содержание вопросов с личностью студента; все это формирует и воспитывает будущего менеджера.

Следующее осложнение связано с организацией учебного процесса. В Ярославском филиале РЭУ им. Плеханова (бывшем МЭСИ) на протяжении последних десяти лет активно внедрялось электронное и смешанное обучение (blendededucation), которые, несомненно, давали дополнительный ресурс для эффективной самостоятельной работы студентов. В статье 16 закона «Об образовании» в РФ закрепляется понятие электронного обучения. «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиямсвязи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [6]. Встает вопрос администрирования данного процесса. В филиале был создан и существует специальный отдел поддержки всех преподавателей и студентов (около двух тысяч человек), находящихся в электронной среде. Сотрудники отдела ежемесячно проводят мониторинг (количественный анализ тестов и заданий) деятельности преподавателей и студентов, что позволяет их дисциплинировать и контролировать.

Совместная работа студентов и преподавателейв электронной среде «Виртуальный кампус», на сайтах преподавателей позволяет развивать дидактические принципы. Принцип открытости ресурсов помогает студентам спланировать свою самостоятельную работу, оценить работы своих согруппников  (принцип самооценки), провести групповую виртуальную дискуссию. Необходимо отметить, что время тотального списывания прошло. Грамотно выстроенная методическая (контроль и оценка),– балльно-рейтинговая– работа преподавателя позволяет эффективно осуществлять индивидуальный подход к студенту. Особую положительную роль электронная обучающая среда играет для студентов очно-заочной и заочной формы обучения. Одним из критериев эффективности служат показатели итоговой государственной аттестации. За последние пять лет количество хороших и отличных оценок увеличилось. Улучшился и показатель удовлетворенности обучающихся.

Статью хочется закончить словами Чарльза Дарвина:«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения».