Полный текст статьи
Печать

Вопросы развития дистанционного образования в последние годы в той или иной мере решают большинство образовательных организаций. Не являются исключением и те организации, которые реализуют программы дополнительного профессионального образования[1]. Справедливости ради стоит отметить, что многие организации, реализующие программы дополнительного профессионального образования пока находятся в самом начале пути по организации дистанционного обучения. Их волнует множество вопросов, решение которых уже найдено в профессиональном сообществе. В этой связи описание любого опыта профессиональной работы должно быть интересным, поскольку знакомство с имеющимися наработками может облегчить собственный путь, сделать его более логичным и последовательным, позволит избежать ошибок, которые уже сделаны и исправлены теми, кто пока на шаг впереди.

Как правило, в первую очередь образовательные организации решают вопрос о том, какой информационной среде отдать предпочтение, а затем решаются общепедагогические, методические и дидактические проблемы. Нам представляется более рациональным иной путь – путь, который решает в первую очередь педагогические задачи, а информационную среду выбирает в качестве одного из средств для решения этих задач.

В рамках настоящей статьи хочется привлечь внимание читателей к организации образовательного процесса по программам дополнительного профессионального образования в Office 365 [2]. Офис 365 – это знакомые офисные программы в виде современных онлайн-приложений, доступные через Интернет [3]. Office 365 полноценно может быть использован на современных мобильных устройствах.

Ярославский Институт дополнительного профессионального образования «Конверсия» ведёт дистанционное обучение по программам дополнительного профессионального образования уже более 10 лет, семь из которых работники института совместно со своими клиентами работали в интегрированной образовательной среде «Прометей» и уже три года работают в Office 365.

Для разработки новой системы дистанционного обучения Институт пошел не от имеющейся информационной среды, а от педагогических принципов, на которых должен быть выстроен образовательный процесс по программам дополнительного профессионального образования.   Только после отработки принципов подбиралась та информационная система, которая в большей мере (по отношению к различным иным аналогам) сможет наиболее полно соответствовать потребностям клиентов ДПО.

В этой связи представляется необходимым представить те принципы, под которые в дальнейшем подбиралась информационная образовательная среда.

  1. Принцип приоритетности интересов клиентов;
  2. Принцип целенаправленности обучения;
  3. Принцип полноты, доступности и систематической актуализации образовательного контента;
  4. Принцип практикоориентированности обучения;
  5. Принцип обеспечения активного взаимодействия между участниками образовательного процесса; 
  6. Принцип опоры на имеющийся у обучающихся профессиональный опыт и его актуализации.

В рамках каждого из названных принципов решались очень важные для клиентов и для образовательной организации образовательные задачи. Рассмотрим их более подробно.

Принцип приоритетности интересов клиентов. Следуя этому принципу, образовательная организация решает три основных вопроса: формирование образовательных программ, интересных и полезных клиентам[1], формирование кадрового состава, который сможет квалифицированно и профессионально раскрыть содержание образовательной программы[2] и подбор технологий обучения, которые максимально удовлетворят интересы клиентов[3].

Принцип целенаправленности обученияпредполагает, чтоцелью любой образовательной программы дополнительного профессионального образования должно быть формирование или усовершенствование тех или иных профессиональных компетенций. По сути, ради этих целей в большинстве случаев и реализуются программы ДПО. Следовательно, весь образовательный контент, все технологии обучения должны быть сформированы таким образом, чтобы максимально достичь поставленную цель.

Если смотреть шире, то набор определённых профессиональных компетенций работников той или иной отрасли напрямую можно связать с развитием экономики региона [4].

Принцип полноты, доступности и систематической актуализации образовательного контента предполагает в первую очередь особую структуру образовательного контента. Как правило, клиенту требуется определённый объем информации, освоив который он приобретёт (или усовершенствует) ту или иную компетенцию. В этой связи появляется инвариантная часть образовательного контента, излагаемая доступным академическим языком и достаточная по объёму. Кроме этого создаётся вариативная часть контента, которая призвана расширить имеющийся объём информации. Принцип доступности предполагает наличие простых для использования клиентом информационных решений и наличие полных и не сложных инструкций по вопросам дистанционного обучения. Кроме этого, следует обратить особое внимание на тот факт, что в условиях современной динамики мира, знания стремительно устаревают, следовательно, образовательная организация должна систематически контролировать актуальность того образовательного контента, который она предлагает своим клиентам и своевременно актуализировать устаревшую информацию. Нельзя не сказать и о том, что, реализуя программы дополнительного профессионального образования, необходимо думать и о ценовой доступности для клиентов образовательных программ.

Принцип практикоориентированности обучения подразумевает необходимость вводить в программы дополнительного профессионального образования в первую очередь те знания, которые помогут усовершенствовать профессиональные действия обучающихся. Следуя этому принципу, программы ДПО строятся на основе профессиональных стандартов, в состав которых входит набор трудовых действий, которые выполняет тот или иной специалист.

Принцип обеспечения активного взаимодействия между участниками образовательного процесса –это один из наиболее сложно реализуемых принципов в условиях дистанционного образования. Суть этого принципа заключается в том, что эффективность обучения взрослых значительно увеличивается в том случае, когда обучающиеся (они же специалисты) активно обмениваются друг с другом своими наработками, делятся имеющимся опытом, когда общение выстаивается не только по вертикали (преподаватель – обучающийся), но и по горизонтали (обучающийся – обучающийся).

В том случае, когда образовательной организации, удастся реализовать предыдущий принцип, возможно будет реализовать принцип опоры на имеющийся у обучающихся профессиональный опыт и его актуализации.То есть создать систему обобщения и продвижения лучшего профессионального опыта с учетом получения новых профессиональных знаний.

Реализация всех рассмотренных педагогических принципов при организации дистанционного обучения по программам дополнительного профессионального образования в полной мере возможна на основе использования Office 365, который в России появился относительно недавно.

Office 365 позволяет создавать и актуализировать образовательный контент соответственно рассмотренным выше педагогическим принципам, обеспечить активное взаимодействие между участниками образовательного процесса как по вертикали, так и по горизонтали. 

Возможности Office 365 позволяют создать структуру образовательного сайта, коротая в полной мере соответствует заявленным педагогическим принципам, а также обеспечить содержательное наполнение разделов.

Структура образовательного сайта, создающегося в Office 365, зависит от двух параметров – от объёма образовательной программы и от специфики содержания образовательной программы. Возможности сайтов SharePointOffice 365 [5] позволяют создать как инвариантную структуру сайта, так и дописать вариативные структурные элементы. Так, в инвариантную часть образовательного сайта, которая максимально подходит для большей части образовательных программ, включаются следующие структурные элементы: 

  1. Основные обучающиематериалы.
  2. Дополнительные обучающие материалы.
  3. Материалы для практической работы.
  4. Комплексы оценочных средств.
  5. Инструкции для обучающихся.

В вариативную часть структуры образовательного сайта могут быть включены такие дополнительные разделы, как:

  1. Нормативно-правовая база.
  2.  Судебная практика.
  3. Материалы контролирующих органов и другие.

В свою очередь, каждый структурный элемент как инвариантный, так и вариативный может быть простым или сложным. Так, например, раздел «основные обучающие материалы» может сразу при открытии папки, представить все обучающие материалы (в том случае, если вся программа состоит из одной учебной дисциплины), а может содержать папки с наименованиями каждой образовательной дисциплины, отрывая которые слушатель последовательно получает доступ к обучающим материалам по каждой по дисциплине, входящей в состав образовательной программы. В свою очередь структура обучающих материалов по дисциплине тоже достаточно «стандарта» и включает в себя (как в виде файлов библиотек сайта SharePointOffice 365, так и в виде ссылок в списках сайта SharePointOffice 365 [6]):

-     учебник (базовый) по дисциплине или авторские лекции по каждой теме дисциплины;

-     авторские презентации по каждой теме учебной дисциплины;

-     авторские вебинары (OfficeMix или Skype для бизнеса) по каждой теме учебной дисциплины.

Раздел «дополнительные обучающие материалы» строится по тому же принципу, что и раздел «основные обучающие материалы». Содержание раздела в разрезе учебной дисциплины составляет:

-     различные учебники по дисциплине, имеющиеся в свободном доступе в сети Интернет и рекомендованные преподавателем-экспертом для ознакомления;

-     статьи, связанные с вопросами облучения;

-     электронный каталог ссылок на полезные интернет-ресурсы и сайты;

-     видеокурсы и видеоуроки, имеющиеся в свободном доступе в сети Интернет, созданные, например, с помощью OfficeMix и рекомендованные преподавателем-экспертом для ознакомления.

Раздел «материалы для самостоятельной работы» наполняется в зависимости от специфики содержания учебной дисциплины практическими заданиями, кейсами, деловыми играми, дополнительными ресурсами, например, сайтами для организации проектных работ [7] и т.д., которые обучающийся обязан выполнить и представить преподавателю на проверку.

Раздел «Комплекс оценочных средств» наполняется в зависимости от специфики учебной дисциплины проверочными тестами для самопроверки знаний (к тестам для итогового контроля слушатель получает доступ индивидуально после того, как полностью освоил образовательный курс), контрольными работами, опросами (в том числе и с логикой ветвления), опросами в закрытой социальной сети Yammer и т.п. [8].

Раздел «Инструкции для обучающихся»содержит навигацию по изучению курса, инструкцию по обучению в среде Office 365, например,

  1. Инструкция пользователю учебного заведения по входу в Office 365. Вариант 1. Пользователь уже зачислен в учебную группу https://docs.com/vitaly-vedenev/7236
  2. Организация индивидуальной поддержки учебной деятельности в Office 365 https://docs.com/vitaly-vedenev/4350
  3. Алгоритм. Организация модульного обучения в OneDrivehttps://docs.com/vitaly-vedenev/7475
  4. Быстрый старт. Skype для бизнеса пользователю https://doc.co/ajroNb
  5. Создание учебно-методического комплекса обучающего модуля https://doc.co/J7MMht
  6. Организация групповой учебной работы в Office 365 https://doc.co/J7MMht
  7. Модератору учебного курса. Последовательность действий в Office 365 https://doc.co/SPnqqq
  8. Модератору учебного курса. Организация контроля знаний в Office 365 https://doc.co/EFa9Ka
  9. Пользователю. Как пройти онлайн-опрос, созданный с помощью «Опрос Excel» Office 365 https://doc.co/pehp7z

Таким образом, образовательная среда Office 365 в полной мере готова обеспечить выполнение педагогических принципов, на которых основаны программы дополнительного профессионального образования.

[1] При разработке образовательных программ, учитывается содержание профессиональных стандартов и потребностей клиентов. Следуя принципу приоритетности интересов клиентов, к разработке образовательных программ дополнительного профессионального образования привлекаются ведущие эксперты по направлениям, поскольку подчас именно эксперты могут предложить программу на опережение потребностей.

[2] В этой связи делается опора на «топовых» специалистов и специалистов-экспертов. Здесь появляются специалисты-практики и специалисты контролирующих и надзорных организаций.

[3] Образовательная организация, следующая принципу приоритетности интересов клиентов,  обучает их при помощи тех технологий, которые максимально приносят эффект и пользу слушателям.