Полный текст статьи
Печать

В современных условиях модернизации Российского образования особое внимание уделяется вопросам инноваций и использованию передовых технологий в обучении, что и прописано в Федеральном законе об образовании: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее – организации), реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральнымзакономот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»<1> формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся» [1].

Международная организация ЮНЕСКО, чьим приоритетом деятельности в сфере образования является доступность качественного образования не только для каждого ребёнка, но и для человека любого возраста, убеждена, что образование должно опираться на самые передовые технологии. Видя в информационных и коммуникационных технологияхогромный потенциал для повышения качества и доступности образования, в ходе Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1997 г. было принято решение об учреждении в Москве Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Деятельность этого института, успешно осуществляемая высокопрофессиональной командой сотрудников и международных экспертов, сосредоточена исключительно на вопросах применения информационных технологий на всех уровнях образования. В ходе этой деятельности решаются проблемы повышения качества и доступности образования путём интеграции информационных технологий и педагогики [2].

В настоящий момент наблюдается сдвиг применения технологий в обучении в сторону менее централизованной, более личностно-направленной модели. Действительно, на развитие и применение технологий влияет потребность современных студентов в индивидуализированном обучении, с учётом их нужд.

Так чего же хотят студенты? Очевидно, больше технологий в образовании, полагая, что физическое присутствие в аудитории необязательно для изучения дисциплины. И у них есть для этого все необходимые инструменты. Так, подавляющее число студентов используют компьютер для обучения. Около 20% пользуются в процессе изучения дисциплины мобильными устройствами, такими как телефон ипланшет. Многиесчитают, чтоonlineобучение способно предоставить курсы, не уступающие по качеству традиционным [3].

Тот факт, что студенты не отделяют свою жизнь от технологий и верят в успех онлайн обучения, понятен. Ведь неоспоримыми преимуществами всех онлайн занятий являются гибкость расписания, более низкая стоимость и возможность адаптации курса под запросы конкретного студента. Так, онлайн обучение дает возможность самостоятельно индивидуализировать его таким образом, чтобы сбалансировать работу, учёбу, социальные и семейные обязательства, и учиться в наиболее комфортном темпе, без жёстких рамок учебной программы и расписания.  Однако преподаватели, не отрицая всех перечисленных преимуществ, признают, что самостоятельное обучение предполагает дополнительные трудности.

Основные тенденции развития.

Результаты серьёзного исследования тенденций использования технологий в высшем образовании, опубликованные в отчёте «NMCHorizonReport: 2013 HigherEducationEdition»[4],говорят о шести основных образовательных направлениях:

-         МОДК (массовые открытые дистанционные курсы, как например, Coursera);

-         Планшетные компьютерные программы;

-         Игрофикация учебного курса[5];

-         Использование аналитического метода в обучении;

-         3Д принтеры;

-         Нательные технологии, такие как iWatch, например(в России наиболее употребительно словосочетание «умная одежда»).

Последние три пункта являются не самыми актуальными в данной тематике, так как не влияют на студенческую мобильность. Но первые три пункта уже оказали заметное влияние на образовательный ландшафт.

Между тем интернет хостинг «doteduGuru» выделяет следующие пять, казалось бы, других,популярных технологий:

-        социальные сети;

-        облако;

-        открытые программные обеспечения;

-         электронных книги и тетради;

-        образовательные игры.

Облако и МОДК

Многие аналитики в целом соглашаются с этими перечнями, пункты в которых на самом деле пересекаются между собой, как например, облачная обработка данных и МОДК. Облако, где данные хранятся он-лайн, а не в компьютере, позволяет пользователям в любой точке мира делиться информацией посредством таких интерфейсов как GoogleDrive, SkyDrive, иDropbox [6].Преподаватели могут использовать облако, чтобы поставить задачу перед студентами, собрать и оценить работы онлайн. Студенты же получают мгновенный доступ к журналу оценок, комментариев и работам с помощью компьютера, смартфона или планшета. И для этого не надо устанавливать программы, не нужны серверы или локальныесетевыеузлы. Единственным условием эффективной работы данного сервиса является надёжное интернет соединение. И это то, чем необходимо озаботиться прежде, чем начать использовать мобильные технологии в конкретной школе или ВУЗе, будь то программа для iPad или любого другого мобильного устройства – связь должна быть быстрой и надежной. Если соединение происходит медленно, и устройства не работают должным образом, студенты и преподаватели, очевидно, не смогут их использовать. Итак, первый шаг – это инфраструктура, и только потом приобретение устройств.

Интересно, что ВУЗы с небольшим бюджетом и меньшим количеством ИТ-персонала могут быть более открытымидля совместного администрирования, чем крупные университеты, у сотрудниковкоторых есть опасения по поводу безопасности данных. Обеспокоенность по поводу недостаточного контроля над данными, программным и аппаратным обеспечением сдерживает использование облака как сервиса. Вот почему, несмотря на всё удобство этого сервиса, многие преподаватели предпочитают хранить данные под рукой – на рабочем компьютере или просто в столе.

В целом МОДК работают по принципу облака. И хотя МОДК также вызывают много вопросов, ключевым элементом, обеспечивающим их существование, является потребительский спрос. Новая технология, которая никому не служит, просто не выживет. И здесь снова кастомизация является ключом к успеху. Дистанционные курсы позволяют учащимся формировать свое обучение, соответствующее их уникальным обстоятельствам, будь то финансовые, географические, временные, или все три сразу. Большой сегмент потребителей МОДК находится в США, где плата за обучение в колледжахвыросла астрономически за последние годы.Дистанционные курсы рассматриваются как способ снижения затрат государственного сектора высшего образования.В то время как МОДКв основном используются потребителями западных стран, они всегда были нацелены на членов международного сообщества.ВУЗы не в состоянии удовлетворить растущий мировой спрос на образование путем создания тысяч новых кампусов, что и делает МОДК (особенно как часть смешанной модели обучения) привлекательной альтернативой [7].

Планшетные технологии

Планшеты и электронные книги прочно утвердились в жизни современного человека, и во многих странах стоят в одном ряду с остальной домашней бытовой техникой.

Студенты давно освоили электронные книги и планшетные компьютеры, и в ответ на это многие образовательные учреждения переходят к безбумажной модели обучения, выкладывая тексты лекций и практических заданий в общий доступ.Эти изменения часто происходят по экономическим и даже экологическимпричинам, но преподаватели тоже понимают, что эти устройства являются неотъемлемой частью учебного процесса представителей поколения Y, и что повышение их доступности означает, что учащиеся будут их покупать. Так в 2013 году продажи планшетов опередили по этому показателю вездесущий ноутбук.

Открытое программное обеспечение

Открытое программное обеспечение является информационно-управляющей системой, предназначенной для выполнения административных процессов и процессов технической поддержки, связанных с электронным обучением, и означает, главным образом, что им можно пользоваться бесплатно. Moodle, Udutu и Sakai являются примерами открытых образовательных программных обеспечений. Остановимся поподробнее на системе Moodle, которую активно используют в Ярославском филиале Российского Экономического Университета им. Г.В. Плеханова. Moodle является аббревиатурой от английского Modular Object-OrientedDynamicLearningEnvironment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Это учебная платформа, обеспечивающая преподавателей, администраторов и учащихся одной надежной, защищенной и интегрированной системой для создания персональных учебных областей.Благодаря защите безопасности данных и конфиденциальности пользователей, обеспечена защита системы от несанкционированного доступа, потери данных и любого неправомерного использования. При этом инструменты контроля безопасности постоянно обновляются.Система загружается на веб-сервер учреждения, имеет простой интерфейс, функции и ресурсы, что наряду с продолжающейся работой над его совершенствованием, позволяет легко его освоить и использовать. Система Moodle предоставляет мощный набор личностно-ориентированных инструментов и совместного обучения, которые расширяют возможности преподавания и обучения, используя полный спектр встроенных функций, включая внешние средства совместной работы, такие как форумы, Вики, чаты и блоги.

Вопрос открытых программных обеспечений тесно связан с открытыми электронными учебниками и учебными материалами, популярность которых растёт из-за высоких цен на учебную литературу. Открытые программные обеспеченияявляются идеальной платформой для размещения всевозможных материалов. Конечно, возникают вопросы авторского права и другие препятствия, но уже сегодня преподавателимогут регулярно загружать несколько открытых учебников, смешивать и сочетать соответствующие главы, вставлять видео-файлы, содержащие примеры, сохранить результаты работы и сделать его доступным для скачивания на планшетные компьютеры.

Некоторые аналитики предсказывают, что в ближайшие 10 лет открытые ресурсы заменят 25% бумажных учебников, что безусловно отразится на доходах издательств. Уже существует множество сайтов, где учебники находятся в открытом доступе, и среди них:

-         Collegeopentextbooks.org

-         Community College Consortium for Open Educational Resources

-         MERLOT

-         FlatWorldKnowledge

-         OpenstaxCollege

Игры и обучение

Игрофикация является одним из самых горячих трендов в области электронного обучения и онлайн-маркетинга. Структура игрового обучения постоянно меняется, но основная идея заключается в использовании игровых механизмов для стимулирования студентов к более высокому уровню участия, для повышения их вовлечённости в решение прикладных задач. Сторонники этой технологии предполагают, что с помощью игры, студенты лучше запоминают то, что они изучают, чем с традиционным подходом. То, что молодежь ищет послаблений в труде и в то же время острых ощущений, делает игрофикацию столь привлекательной и, вероятно, объясняет успех в конкурсах многих маркетинговых планов компаний. Провайдер МОДК «edX» использует игровой элемент как ключевой компонент процесса обучения, и компания имеет партнерские отношения с авторитетными вузами, такими как Университет Калифорнии (theUniversityofCalifornia), Беркли (Berkeley), Университет Техаса (theUniversityofTexas), колледж Уэлсли (WellesleyCollege) и Университет Джорджтауна (GeorgetownUniversity). Такие партнёрские отношения способны сделать игрофикацию неотъемлемой частью процесса высшего образования.

Социальные сети

Кастомизация предполагает расширение прав и возможностей, а расширение возможностей происходит в первую очередь там, где есть социальные сети. Использование социальных медиа-технологий остается областью роста интернета, с цифрами, поражающими воображение: так уже в 2015 году объём обмена информацией составил 8 триллионов гигабайт.Не удивительно, что в прошлом году, Facebook, Twitter, LinkedInиGoogle+добавили рекордное количество активных пользователей во всём мире.Сайты для обмена фотографиями также показывают взрывной рост. Instagram, принадлежащий сегодня Facebook, увеличил число активных пользователей с 22 миллионов до 100 миллионов.Региональные интерфейсы, такие как «ВКонтакте» (133 миллионов пользователей в России и Украине) и «Вadoo» (147 миллионов пользователей в Испании и Латинской Америке), также являются важными игроками на сцене.И кроме них существует множество сайтов, которые сделали обмен данными своей основной идеей, с особым вниманиемна информацию об университетах, университетских курсах, университетских сообществ, и профессоров. Например, Unigo, StudentsReview и более двадцати других.Популярность этих платформобеспечивает педагоговобширной базой контактов, среди которых, как существующие, так и перспективные студенты.

Как пишет Ю.Н. Дьяконенко в своей статье об инновациях в современном образовательном процессе: «Инновационное образовательное пространство ежесекундно меняется само и побуждает человека меняться вместе с ним, как своеобразная саморазвивающаяся «копилка» знаний. К тому же упомянутые выше технологии (…) являются способами сломать барьеры времени и пространства, которые встают между учащимся и знаниями» [8]. Итак, образование становится как никогда доступным для желающих его получить.

Однако, с растущей стоимостью образования, сегодняшние студенты считают, что имеют право учиться на своих собственных условиях, т. е.гибких условиях стоимости, места и времени. Вышеперечисленные тенденции являются лишь первыми попытками удовлетворить эти требования. Иными тенденциями являются, например, направления межсетевого взаимодействия вузов и использование различных образовательных ресурсов региона для инновационного обучения студентов [9] или использование бально-рейтинговой оценки студентов (БРС) для повышения мотивации к обучению [10].

При этом мы должны помнить, что после внедрения в школах и ВУЗах новых технологий, необходимо регулярно оценивать их эффективность и производить необходимые поправки и улучшения.

Сотрудники также нуждаются в обучении: нельзя ожидать, что педагоги будут успешно использовать новые технологии, если они не являются уверенными пользователями или создателями. И даже уверенным пользователям необходимы регулярные тренинги, так как развитие технологий не стоит на месте, ежедневно предъявляя миру новые версии и обновления. И то, чем пользуются сейчас, возможно,станет неактуальным через каких-нибудь пару лет.

Итак, планшетные технологии, открытое программное обеспечение, игрофикация и социальные сети – это не только новые, интересные для юношества и молодежи способы провести время и пообщаться, но и инструменты, которые могут использовать преподаватели в своей деятельности. Преподаватель, не боящийся новых технологий, с удовольствием и интересом сам пользующийся ими для получения важной информации и для того, чтобы заинтересовать своих студентов, показать им, как использовать Интернет с толком, а не просто для развлечения или списывания, вызывает искреннее уважение со стороны своих студентов.