Полный текст статьи
Печать

В 2015 г. завершился переход системы высшего образования России на двухуровневую. Причина коренных изменений заключалась в противоречиях между увеличением объема знаний и возможностью их усвоения обучающимися, между жесткими рамками формальных институтов образования и современными требованиями субъектов рынка обучения, в частности, работодателей, между массовым спросом на высшее образование и неэффективностью длительных сроков обучения из-за быстроустаревающих узкопрофессиональных знаний.

Еще в 2008 г. в программном документе «Российское образование – 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях» [5] были определены системные вызовы и проблемы, среди которых выделим следующие:

  1. Снижается конкурентоспособность специалистов на глобальном рынке при усиливающейся конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.
  2. Высшая школа не производит новаций и новаторов.
  3. Школа не обучает полезным умениям, в том числе социальным компетенциям, поиску и оценке информации.

В тоже время в модели названы точки роста:

-     запрос на массовость креативных компетентностей;

-     опора на талант, нестандартность подхода к решению задачи, инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития;

-     включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы;

-     усиление исследовательской компоненты высшей школы;

-     вовлечение обучающихся в реальные проекты, появление коллективных форм учебной работы;

-     включение в функции образования не только обеспечение рынка труда, но и функцию производства новаций;

-     акцент на самостоятельную работу учащихся, доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования;

-     реализация компетентностного подхода, ориентация на практические навыки, на способность использовать полученные знания, реализовывать собственные проекты.

Таким образом, в документе констатируется тот факт, что вслед за частой и непредсказуемой сменой технологий меняется основа «социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии – к социальному капиталу и способности к адаптации» [8]. Данное переформатирование связано с такими постоянно усложняющимися комплексными процессами, как сбор и анализ информации, генерирование идей и создание новаций, их продвижение, отбор и освоение. На уровне образования можно сделать вывод, что речь идет с одной стороны о создании механизмов формирования исследовательских компетенций, с другой стороны – использовании инструментов формирования информационных компетенций обучающихся. Цель этой деятельности – выпускник с повышенной адаптивностью к изменениям и специфическими компетенциями поиска, оценки и внедрения нового. Компании, имеющие в своем штате таких работников, получают одно из главных конкурентных преимуществ.

На современном этапе можно проанализировать некоторые результаты деятельности по переходу на новую парадигму образования и систематизировать информацию по исследуемым компетенциям.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия и средства, необходимые для формирования исследовательских и информационных компетенций.

Задачи:

  1. Исследовать преемственность требований государственных стандартов различных уровней образования в отношении исследовательских и информационных компетенций.
  2. Уточнить содержание и определить структуру информационной и исследовательской компетенции выпускника вуза группы специальностей «Экономика».
  3. Выявить критерии и показатели, определить средства и методы, а также педагогические условия, способствующие формированию этих компетенций.
  4. Смоделировать процессы формирования этих компетенций.

Объект: процесс формирования исследовательских и информационных компетенций обучающихся.

Предмет: педагогические условия и средства, необходимые для формирования исследовательских и информационных компетенций.

Исследование включает несколько этапов:

  1. Анализ ФГОС на уровне школьного, высшего и среднего профессионального образования на предмет формирования исследовательских и информационных компетенций обучающихся.
  2. Терминологический анализ понятий «исследовательская» и «информационная» компетенция.
  3. Выявление критериев и показателей исследовательских и информационных компетенций обучающихся.
  4. Систематизация педагогических средств, методов и условий их формирования.
  5. Построение моделей формирования исследовательских и информационных компетенций.
  6. Использование модели для проектирования учебных и внеучебных занятий.

Компетентностный подход – непременное условие развития российского образования. В научной литературе не утихают дискуссии по его использованию на уровне конкретных дисциплин [5,10]. С 2005 г. автор исследовал преимущества данного подхода [6,7,9]. Государство как главный субъект и заказчик рынка образовательных услуг и рынка труда играет первостепенную роль в реформировании образовательной системы. Одним из главных условий реализации компетентностного подхода является стандартизация требований государства, направленных на формирование необходимых компетенций учащихся.

В данной публикации освещен первый этап исследования: проанализированы федеральные государственные образовательные стандарты четырех уровней на предмет формирования исследовательских и информационных компетенций обучающихся:

Среднего (полного) общего образования;

Среднего профессионального образования;

Высшего профессионального образования (степень: бакалавр);

Высшего профессионального образования (степень: магистр).

Анализ ФГОС среднего (полного) общего образования [1].

В понятие информационной компетентности стандарт включает: умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее с помощью реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).

В перечне учебно-познавательных компетенций содержатся креативные навыки продуктивной деятельности, которые можно отнести к исследовательским: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристические методы решения проблем. Целью является формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Инструментами функциональной грамотности служат: измерительные навыки, вероятностные, статистические и другие методы познания. Кроме того, в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» содержатся следующие пункты: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий; сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников.

Для каждого предмета в стандарте есть требования к предметным результатам освоения базового и углубленного уровня. В частности, для предмета «Информатика» (базовый уровень) эти требования включают:

-     Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

-     Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

-     Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

-     Владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

-     Сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;

-     Владение компьютерными средствами представления и анализа данных;

-     Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

Наконец, в концепции школьного образования в 10–11 классах и новых стандартах на завершающем этапе обучения как его результат предусмотрено выполнение самостоятельного исследовательского проекта, который станет обязательной частью обучения в старшей школе. Индивидуальный проект может быть разработан в виде завершённого учебного исследования или информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного проекта. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. По сути речь идет о школьной выпускной квалификационной работе.

Таким образом, можно сделать следующее заключение: государство считает информационную и исследовательскую компетенции важными для выпускника. Оно не только обязывает школы формировать их, но и раскрывает содержание и смысл каждой. На следующем этапе на основании проведенного анализа можно выявить критерии и показатели оценки компетенций.

Анализ ФГОС среднего профессионального образования [2].

В рамках первой задачи исследования был проанализирован ФГОС СПО по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». Квалификация: товаровед-эксперт.

Область профессиональной деятельности выпускников, объекты и виды деятельности на базовом уровне не включают исследовательский компонент. Для углубленной подготовки предусмотрен вид деятельности «Оценка конкурентоспособности товаров и услуг», содержащий аналитическую работу.

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) на предмет формирования исследовательской и информационной компетенции даны в таблице 1. 

Таблица 1 – Требования к результатам освоения ОПОП

Формирование компетентности

Товаровед-эксперт (базовый)

Товаровед-эксперт (углубленный)

Исследовательская

-

ПК 4.1. Выполнять задания специалиста более высокой квалификации при проведении маркетинговых исследований.

ПК 4.2. Сравнивать конкурентоспособность аналогичных товаров и (или) услуг.

ПК 4.3. Планировать комплекс маркетинговых мероприятий.

ПК 4.4. Выполнять работы по формированию спроса на товары и услуги.

ПК 4.5. Выполнять работы по продвижению товаров и услуг.

Информационная

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, изучение документа выявило отсутствие требований к формированию исследовательских навыков для выпускников базового уровня образования. В перечне требований для углубленного уровня содержится несколько профессиональных компетенций, предусматривающих аналитические, исследовательские виды деятельности. Очень кратко и упрощенно изложены требования к информационной компоненте.

Анализ ФГОС высшего профессионального образования [3,4].

Для анализа ФГОС ВПО и для сопоставления уровней СПО и ВПО было выбрано направление «Торговое дело». Квалификация (степень): бакалавр.

В таблице 2 дана характеристика видов профессиональной деятельности и задач бакалавра с точки зрения исследовательской и информационной компетенций.

Таблица 2 – Характеристика профессиональных задач бакалавра

Формирование компетентности

Профессиональные задачи

Исследовательская

Изучение и прогнозирование спроса с учетом требований потребителей на определенных сегментах рынка;

Анализ и оценка профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической или товароведной) для разработки стратегии организации (предприятия);

Организация, проведение маркетинговых исследований и оценка их эффективности;

Проведение научных исследований по отдельным разделам тем (этапам)        в    в соответствии с утвержденными методиками;

Участие в разработке инновационных методов, средств и технологий осуществления профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной);

Разработка проектов торгово-технологических и логистических процессов и систем в области коммерции, или маркетинга, или рекламы, или логистики, или товароведения с использованием информационных технологий;

Участие в реализации проектов в области коммерции, маркетинга, рекламы, логистики и товароведения.

Информационная

Сбор, хранение, обработка, анализ и оценка информации, необходимой для организации и управления коммерческой, маркетинговой, рекламной, логистической и товароведной деятельностью.

Область профессиональной деятельности бакалавров включает: организацию, управление и проектирование процессов в области коммерческой деятельности, маркетинга, торговой рекламы, логистики в торговле, товароведения и экспертизы товаров, материально-технического снабжения и сбыта, торгово-посреднической деятельности. Понятие «проектирование» несомненно включает исследовательские виды работ.

В стандарте сформулированы также требования к освоению основных образовательных программ (ООП) бакалавриата по вопросу формирования исследовательской и информационной компетенции. К ним относятся:

Таблица 3– Требования к результатам освоения ООП бакалавриата

Исследовательские

Информационные

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

Способность прогнозировать бизнес-процессы и оценивать их эффективность (ПК-4);

Готовность к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка (ПК-6);

Способность проводить научные, в том числе маркетинговые, исследования в профессиональной деятельности (ПК-16);

Способность участвовать в разработке инновационных методов, средств и технологий в области профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) (ПК-17);

Способность разрабатывать проекты профессиональной деятельности (торгово-технологические, и/или маркетинговые, и/или рекламные, и/или логистические процессы) с использованием информационных технологий (ПК-18).

Осознание сущности и значения информации в развитии современного общества;

владение основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

Способность осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (ПК-11).

Сравнивая стандарты для уровня СПО и ВПО, делаем выводы. Стандарт высшего образования в отличие от среднего профессионального уровня содержит значительный перечень исследовательских задач, которые трансформируются в требования сформированности как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Несколько расширено и содержание информационной компоненты.

Квалификация(степень): магистр.

Для степени магистр к объектам профессиональной деятельности добавлены научно-исследовательские процессы, образовательные средства и методы, а к видам профессиональной деятельности – экспертная. Торгово-технологическая деятельность включает новые профессиональные задачи, непосредственно формирующие исследовательскую и информационную компетенцию (таблица 4).

Таблица 4 – Характеристика профессиональных задач уровня магистратуры

Формирование компетентности

Профессиональные задачи

Исследовательская

Выбор инноваций в области профессиональной деятельности;

Анализ и оценка их экономической эффективности;

Выбор инновационных систем закупки и продажи товаров, торгового обслуживания покупателей; разработка и оценка эффективности инновационных торгово-технологических, или маркетинговых, или логистических, или рекламных технологий; стратегический анализ проблем организации (предприятия) и выбор оптимальных вариантов их решения; Организация и управление бизнес-планированием; анализ и оценка эффективности инновационных бизнес-проектов организации (предприятия); Поиск идей, проектирование и разработка новых товаров и услуг, форм и средств рекламы;

Исследование, прогнозирование тенденций и оценка изменений конъюнктуры рынков;

Исследование, моделирование и оценка бизнес-технологий; прогнозирование потребностей и оценка степени их удовлетворенности;

Анализ состояния и динамики показателей качества товаров и услуг с использованием современных методов и средств исследований;

Изучение прогрессивных направлений развития профессиональной деятельности.

Информационная

Поиск, анализ, систематизация и обобщение научной информации.

Проектирование, разработка и реализация информационного и технологического обеспечения профессиональной деятельности.

К требованиям освоения ООП магистра по вопросу формирования исследовательской и информационной компетенции относятся:

Таблица 5– Требования к результатам освоения ООП магистра

Исследовательские

Информационные

Способность к исследованию, прогнозированию, моделированию и оценке конъюнктуры рынка и бизнес-технологий с использованием научных методов (ПК-11);

Способность к исследованию прогрессивных направлений развития профессиональной деятельности в области коммерции, или маркетинга, или рекламы, или логистики, или товароведения, или экспертизы (ПК-12);

Способность самостоятельно обрабатывать, интегрировать и представлять результаты научно-исследовательских работ (ПК-13);

Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

Способность использовать на практике умения и навыки в организации научно- исследовательских и научно-производственных работ (ОК-3);

Способность самостоятельно осуществлять поиск и выбор инноваций, анализировать и оценивать экономическую эффективность профессиональной деятельности (ПК-1);

Способность выбирать инновационные системы закупок и продаж товаров (ПК-3); готовностью разрабатывать и оценивать эффективность инновационных технологий профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логической, или товароведной) (ПК-4);

Способность к исследованию, анализу, прогнозированию и моделированию тенденций изменения конъюнктуры рынка, бизнес-технологий, результатов профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) (ПК-7);

Подготовленность к проектированию и реализации информационного и технологического обеспечения профессиональной деятельности (ПК-9);

Способность к поиску инновационных идей при проектировании, разработке, экспертизе и рекламе новых товаров и услуг; к оценке прогнозируемой и способность к реальной конкурентоспособности товаров и организаций, ее обеспечению, к прогнозированию и проектированию ассортимента товаров; готовность к проектированию и разработке бренд-технологий (ПК-10).

Способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в инновационных областях (ОК-5);

Способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию, (ОК-7);

Способность систематизировать и обобщать информацию по формированию и использованию ресурсов предприятия (ПК-5).

Из таблиц следует, что обучение бакалавра и магистра формирует разные уровни исследовательских и информационных компетенций. У магистра они значительно расширены. Научно-исследовательская и преподавательская деятельность обязательна только для магистратуры. С этой целью в объекты профессиональной деятельности магистра включены научно-исследовательские процессы.

В заключение отметим, что данная публикация – лишь первая ступень большого исследования. Но уже на данном этапе ясно, что государственные образовательные стандарты являются той отправной точкой, от которой преподаватель должен строить свою педагогическую стратегию и тактику. Тактика усвоения заменяется стратегией поиска новшеств, обсуждения проблем, анализа, принятия решений. При этом необходимо использовать современные прогрессивные методы и средства педагогического менеджмента. Но эти вопросы – предмет следующего этапа.