Полный текст статьи
Печать

Развитие новых тенденций в содержании и структуре рабочих мест явилось основной причиной радикального пересмотра содержания и методов профессиональной подготовки студентов. Результаты исследований показывают, что есть неудовлетворенность со стороны работодателей качеством подготовки специалистов, и сами выпускники часто боятся непосредственной практической работы, поэтому в своем большинстве при трудоустройстве рассматривают и варианты работы, не требующей высшего профессионального образования [1].

Такая ситуация вынуждает вузы систематически изучать требования, предъявляемые работодателями к компетенциям выпускников, особенно в части творческих умений и способностей применять полученные теоретические знания на практике. Это позволяет периодически актуализировать модель компетенций выпускника вуза, то есть обновлять необходимый перечень универсальных и специальных компетенций, которому следует соответствовать студентам конкретного уровня образования и направления.

Выпускники должны быть готовы не только приступить к практической деятельности, но и в дальнейшем развивать и совершенствовать свои знания, заниматься самостоятельным творчеством, что обусловлено непрерывным развитием жизнедеятельности человека. Решение этой задачи в значительной мере зависит от того, насколько обучение в вузе является, с одной стороны, эластичной системой, которая способна активно откликнуться на появление новых научных знаний и изменения в общественной практике людей, с другой – устойчивой детерминированной системой, способной стабильно решать актуальные задачи профессиональной подготовки кадров высокого уровня.

Система высшего профессионального образования, являясь социальным институтом, главная цель которого – воспроизводить интеллектуальный потенциал страны на основе опережающего развития, должна отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя. Этим обусловлена потребность в интенсификации подготовки будущих специалистов на основе инновационного обучения.

К ведущим функциям инновационного обучения относятся [2].

-     интенсивное развитие личности студента и педагога;

-     гуманизация учебно-воспитательного процесса;

-     ориентация на творческое преподавание, активное учение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;

-     модернизация средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.

Сегодня эти функции реализуются в процессе развития новой образовательной системы в вузе на основе технологических инноваций – современных информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий – и внедрения компетентностного подхода в подготовку студентов.

Компетенции – это владение такими формами поведения и индивидуальными характеристиками, которые необходимы для успешной деятельности в той или иной профессиональной сфере. В рамках компетентностного подхода обучение становится многофакторным. Обучающимся передаются, прежде всего, те знания и навыки, которые нужны для развития необходимых компетенций.

Полный набор характеристик, позволяющий человеку успешно выполнять функции, соответствующие его должности, составляет модель компетенций. Ее структуру можно представить в виде трех уровней:

1) Базовые компетенции (корпоративные, универсальные). К ним относятся требования, применимые к сотрудникам в любой должности, отражающие ценности компании и зафиксированные в таких корпоративных документах, как стратегия, кадровая политика, кодекс корпоративной этики и т.д.;

2) Функциональные компетенции содержат требования к должности, без соответствия которым невозможно выполнение обязательных функций и действий на рабочем месте;

3) Ролевые компетенции отражают поведенческие требования к работнику. Как правило, они специфичны, что обусловлено сферой бизнеса, стилем управления, особенностями корпоративной культуры компании.

Подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего требуемым набором компетенций, как цель высшего образования не может быть достигнута, если выбор содержания, методов, средств обучения не согласован с «прогностическими профессионально ориентированными моделями профессиональной среды, профессиональной деятельности, человека-профессионала» [3]. В этой связи весь инновационный процесс вузовской подготовки должен быть направлен на формирование конкурентоспособного поведения выпускника как конечный результат. В таком случае образовательная модель профессиональной подготовки не будет оторвана от реальной практики и запросов рынка труда.

Реализация учебного процесса, формирующего профессиональные компетенции студентов, возможна при такой организации учебно-профессионального пространства и при таком содержании профессионального образования, которые способны обеспечить трансформацию познавательной деятельности в профессиональную на основе образовательных инновационных технологий. Их разнообразие обеспечивает достижение различных дидактических целей и овладение различными компетенциями [4]:

-     проектная технология обучения имеет целью формирование креативных форм социального поведения студентов, помощь в осознании своего места в учебной и профессиональной деятельности;

-     модульная технология обучения способствует достижению самостоятельности в обучении студентов с предложенной ему учебной программой;

-     технология проблемного обучения целесообразна при формировании познавательной самостоятельности студентов и развитии их творческих способностей;

-     технология активного обучения продуктивна при достижении конкретного результата, соответствующего циклу и задачам педагогической деятельности, нацеленной на активизацию способностей студентов;

-     технология кооперативного обучения позволяет развивать совместное взаимодействие студентов в процессе обучения в малых группах;

-     информационная технология помогает формировать у студентов экспериментальные умения и навыки автоматизированных расчетов, направленных на обобщение и углубление знаний;

-     бинарная технология обучения незаменима при формировании у студентов умений и навыков на уровне осмысленной научно-обоснованной производственной деятельности;

-     практико-ориентированная технология эффективна при формировании грамотного высококлассного специалиста с практическими навыками и умениями в работе, который будут востребован на любом предприятии.

Доступность образовательных материалов и новые формы их подачи, гибкие возможности коммуникации преподавателей и студентов, существенное повышение конкурентоспособности университетов на рынке образовательных услуг обеспечивает такая образовательная инновация как электронное обучение (е-learning). Следует также отметить, что в нашей стране е-learning получило официальный статус. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»: «При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [5].

Только за последнее десятилетие произошел резкий прорыв в использовании компьютерных программ и сетевых возможностей в образовании. Эволюция их развития происходит с огромной скоростью: «В 2005 г. появилась 4.0 версия ClassServer. <…> Следом появилось решение MicrosoftLearningGateway (MLG 2005). <…> В 2007 г. дальнейшая эволюция решения привела к тому, что в MLG 2007 отказались от ClassServer, и в решении появился модуль MicrosoftSharePointLearningKit(SLK). В 2009 г. Microsoft предложила для учебных заведений службу Live@edu. <...> Инициатива MicrosoftLive@edu получила дальнейшее развитие, и в настоящее
время клиентам Live@edu предоставлена возможность обновления до онлайн-сервиса
Offie 365. К почтовому сервису OutlookWebApp теперь добавился портал SharePoint,мессенджер Lync – клиент объединенных коммуникаций и MicrosoftOffie 2013, доступный через браузер. Одновременно участники образовательного процесса могутиспользовать службу SkyDrivePro для хранения файлов» [6].

Электронное обучение не заменяет преподавателя и не снижает его роли. Главное изменение состоит в том, что ведущим субъектом образовательного процесса становится обучаемый вместо обучающего. Преобразуется динамика взаимодействия преподавателя и студента, изменяются роли всех участников образовательного процесса. Серьезным конкурентным пространством для педагога стали открытые образовательные ресурсы (те, что качественно сделаны), что побуждает самих педагогов практически постоянно находиться в процессе самообразования [7].

Обогащение вузов современными информационными технологиями, включение в систему Интернет и активное развитие дистанционных форм обучения студентов дает преподавателям принципиально новые дидактические возможности.

К настоящему времени сложилось немало направлений использования информационных технологий в учебном процессе, в том числе:

1)     для активизации познавательной деятельности студентов широко применяются средства мультимедиа, особенно при проведении лекционных занятий;

2)     для обучения построению аналитических таблиц и проведению аналитических расчетов с помощью Excel;

3)     при изучении принципов работы и применения специальных аналитических компьютерных программ для решения бизнес-задач;

4)     для определения уровня знаний и контроля усвоения учебного материала в форме компьютерного тестирования;

5)     для обеспечения коммуникаций между студентами и преподавателями в режимах on-line и off-line.

Действительно, e-learning обеспечивает доступ ко всему многообразию электронных ресурсов обучения, что помогает студентам отслеживать продвижение в обучении, повышать качество выполнения учебных заданий, получать удовлетворение от обучения. Студенты могут активизировать взаимодействие с преподавателями и между собой, используя такие инструменты, как электронная почта, форумы, обсуждения и групповые исследования. Студенты могут осуществить самооценку через онлайн-тестирование, иметь доступ к домашним работам, проверенным преподавателем, видеть полученные оценки и учебное расписание. E-learning-платформа становится незаменимым помощником преподавателя, так как дополняет его профессиональные ресурсы, поскольку содержит большое разнообразие учебных проектов и авторских разработок. Кроме этого, преподаватели сами могут создавать собственные дидактические материалы.

Возможности e-learning-платформы обеспечивают преподавателю быстрое оповещение студентов об изменениях в организации и содержании учебных занятий. Они также могут обеспечить эффективную поддержку студентов через онлайн-сопровождение, дать дополнительные разъяснения сложного учебного материала или задания. Практическое применение e-learning автором уже подтвердило его преимущества [8].

Е-learning увеличивает возможности индивидуальной работы состудентами.Преподавателям легче и быстрее отследить достижения каждого студента в обучении. Например, в режиме онлайн можно оценить выполнение домашних заданий и сообщить студенту оценку, добавив ее обоснование, не дожидаясь личной встречи со студентом. На занятия он может прийти уже с исправленной работой по замечаниям преподавателя.  Кроме того, через обсуждения, форумы и электронную почту преподаватели могут непосредственно взаимодействовать не только со студентами, но и их родителями, коллегами, администрацией. Отчетность, которую предоставляет е-learning-платформа, дает преподавателю возможность осуществлять мониторинг, отслеживать деятельность студентов, находящихся на образовательном портале.

Технология е-learning содержит такие компоненты, как двухстороннее интерактивное видеообщение, электронная почта и т. д. Одним из преимуществ е-learning является возможность поддерживать общение и между студентами, и между студентами и преподавателями. Они состоят из нескольких методов обучения и используют сетевые технологии для создания, доставки материалов и повышения эффективности обучения через Интернет [9].

Несомненными достоинствами дистанционного обучения, которые определяют его значимость в системе вузовского образования, являются [10]:

-          гибкость, дающая возможность студентам заниматься в удобное для них время, в удобном месте и темпе;

-          модульность, дающая возможность формировать учебный план из набора независимых учебных курсов под конкретные образовательные задачи;

-          параллельность, позволяющая одновременно получать теоретические знания и осваивать практические навыки;

-          технологичность, обеспечивающая использование новейших информационных и телекоммуникационных технологий для работы в информационном пространстве.

Наука не стоит на месте, и технология Web 2.0 постепенно начинает вытесняться в учебном процессе технологией Web 3.0 (SemanticWeb), обладающей возможностью не только индивидуального ориентира на каждого пользователя, но и «передачи данных во все мировые сети глобального либо локального характера. При этом классификация информации является поведенческой и может зависеть от требований конкретного пользователя» [11].

Описанные выше образовательные инновации открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, увеличивает эффективность самостоятельной работы, дают новые возможности для творчества, приобретения и закрепления различных профессиональных знаний и навыков, а преподавателям позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и  содействует его привлекательности в глазах студентов, развивает у них продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, ответственность за конечный результат.

Развитие в России рыночных отношений, экспансия глобализационных процессов, социальный и научно-технический прогресс предъявляют новые требования к человеческим ресурсам. Работник обязан быть конкурентоспособным профессионалом, и на подготовку именно таких специалистов должна ориентироваться система высшего профессионального образования. Эта задача решаема. Благодаря инновационному обновлению образовательной деятельности вузов, становится возможным внедрение в педагогическую деятельность ранее неизвестных практике дидактических и воспитательных программ, направленных на формирование личности студента, способного самостоятельно ориентироваться в получаемой информации и обладающего творческим нешаблонным мышлением.