Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.
Здоровьетворящее образование – это инструмент достижения высокого качества жизни. Основным результатом здоровьесберегающего образования должно стать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил.
Личность человека формируется и проявляется в процессе собственной активной деятельности. Личность - это целостная психологическая структура. Формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила всеобщих устремлений, потребностей и целей, творческое начало, готовность и умение создавать новое.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического здоровья, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности и физической культуры, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста раскрыта в психолого – педагогических исследованиях Л.И. Божович, В.В Давыдова, А.В.Запорожца, Я.Л. Коломинского, Т.С.Комаровой, А.Н.Леонтьева, В.И Логиновой, Д.Б. Эльконина. Ученые утверждают, что в дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов о образований, благодаря которым ребенок приобретает индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью.
Сохраняя общие цели воспитания: укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия, интеллектуального развития воспитанников, в целях установления партнерских отношений в плане «ребенок – родитель педагог» происходит совершенствование форм, способов и тактик личностно-ориентированного общения педагогов с детьми.
Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы. Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Физическое воспитание является составной частью всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста и ориентирует всю педагогическую систему на новый целевой подход – формирование физической культуры личности.
Наиболее ценным в этом плане представляется индивидуально-личностный аспект развития двигательной активности у дошкольников средствами физического воспитания. Исследованиями доказана значительная роль движения для жизнедеятельности детского организма, совершенствования основных его функций. Чем активнее вовлечен ребенок в мир движений, тем богаче его физическое и умственное развитие, тем крепче его здоровье. Именно движения являются главным средством укрепления здоровья каждого ребенка, а также средством социальной и физической его адаптации.
Физическое воспитание ориентирует всю педагогическую систему на целевой подход – формирование физической культуры личности. Рассмотрим основные концептуальные положения развития физкультурного воспитания, определяющие его сущность и прогрессивную направленность:
- Либерализация процесса воспитания, изменяя сложившиеся педагогические авторитеты общественно-государственной системы физического воспитания, расширяя сотрудничество и взаимную ответственность людей, способствует переходу отношений объекта и субъекта воспитания в субъект - субъективные отношения, к педагогике сотрудничества, представлению каждой личности возможности овладения основами физической культуры на путях свободной реализации физических способностей;
- Гуманизация процесса воспитания направлена на обязательный учет индивидуальных особенностей каждого человека, развитие самостоятельности личности, приобщения людей к здоровому образу жизни, эстетическим идеалам и этическим нормам поведения в обществе;
- Непрерывное развитие физкультурного воспитания представляет собой динамическое движение поливариативного педагогического процесса, построенного на использовании гибких методов и средств обучения, обуславливает творческий поиск и новаторство педагогов, а так же самостоятельность и инициативу занимающихся;
- Гармонизация содержания физкультурного воспитания обеспечивает соразмерное представление в нем процессов духовного и телесного развития человека, использование средств физической культуры как социально-культурной предпосылки для гармонического формирования и реализации всего спектра способности индивида.
Внедрение этих концептуальных положений возможно при условии формирования принципов, обосновывающих теоретическую и методологическую направленность физкультурного воспитания. Суть этих принципов отражает ряд закономерных черт его развития, конкретизирует и представляет конструктивный смысл системного построения данного процесса.
Основополагающим принципом физкультурного воспитания является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, обуславливающее методическую, образовательную и деятельностно – практическую направленность воспитательного процесса.
В основе этого принципа лежат идеи выдающегося ученого Л.С. Выготского, утверждающего, что личность должна в активной форме, посредством деятельности, присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры, только тогда, по его мнению, личность может стать полноценным членом общества.
Согласно этому можно утверждать, что психофизическое развитие личности осуществляется не только посредством приобретения социально – практического опыта, но и через формирование ее мировоззрения и усвоения системы знаний.
К основным принципам физического воспитания следует отнести:
ü Принцип деятельностного подхода
ü Принцип многообразия
ü Принцип поливариативности
ü Принцип оптимизации.
Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно владеющего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, успешно преодолевающего встречающиеся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам.
Физическая подготовленность – первый ориентир в формировании физической культуры личности дошкольника. Высокому уровню ее достижения способствует индивидуальный подход к детям в процессе формирования двигательных навыков. Опытным путем доказано, что использование современных технологий, требующих от ребенка дополнительного интеллектуального и волевого напряжения, анализа и самоанализа собственных действий, а также поисковая деятельность, «мягкое консультирование», идущее от запросов ребенка совершенствуют физическую подготовленность детей.
Второй ориентир формирования физической культуры личности дошкольника – формирование знаний в области физической культуры. Усвоение физкультурных знаний происходит на основе личных наблюдений, анализа собственного поведения, словесной информации взрослого или сказочного героя. Наличие специальных знаний, а также связанных с ними идей и понятий способствует образованию в сознании дошкольника ориентировочной основы действий, образца поведения. В результате освоения физкультурных знаний у детей формируется правильное отношение к своему здоровью, развиваются умения и навыки, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой, - дети начинают понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья, осознавать вклад каждой системы организма в выживание и здоровье.
Третий ориентир – эмоционально-ценностное отношение детей к занятиям физической культурой. Он тесно связан с активизацией эмоций дошкольника, развитием его высших психических функций (мышления, памяти, внимания, воображения и др.), созданием условий для проявления рефлексивного компонента самосознания.
Целостность образовательного процесса обеспечивает программа физического воспитания, имеющая оздоровительную и образовательную ценность, способствующая личностному росту детей. Ее содержание составляют задачи физического воспитания, концентрирующие внимание педагога на новых возможностях изучаемого материала, соотнесенных с деятельностью личностных структур сознания ребенка (самопознание, самостоятельность, рефлексия); перечень умений, характеризующий ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности; основы физкультурных знаний, в которых дети обнаруживают умение осмыслить явление при помощи собственных размышлений, сомнений, саморегулировать свое поведение; базовые двигательные навыки, совершенствующими физический потенциал личности; гигиенические умения и навыки, помогающие ребенку самоорганизовать здоровый образ жизни; примерный физкультурно-оздоровительный режим, в котором представлены мероприятия, способствующие решению задач физического и личностного развития дошкольников. Результатом предлагаемой программы является переход педагогов на более качественный уровень работы, синтезирующий работу разных специалистов.
Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке.
Таким образом, целостная система образования оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образах и педагогических инновациях способствуют гармоничному физическому развитию детей дошкольного возраста. А так же последовательная реализация сформулированных положений и принципов физкультурного воспитания представляет возможность достижения гармоничного духовного и телесного развития личности.