Важное место в процессе становления дошкольника принадлежит эмоционально положительному, содержательному общению с окружающими людьми. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным. Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в формировании личности ребенка.
Приступая к изучению интересующих вопросов, мы обнаружили, что основные проблемы общения связаны с непониманием дошкольниками чувств и смысла поведения других детей, с невнимательностью к интересам и ценностям тех, с кем они общаются, с неуверенностью в себе, страхом получить отказ в общении.
Поэтому, в первую очередь, свою работу мы начали с привития детям базовых социальных навыков: умения выслушать собеседника, поддержать общий разговор, тактично критиковать и хвалить другого.
Так обучение умению слушать осуществлялось с помощью следующих эффективных приемов. Педагог спрашивал по очереди детей о том, как каждый провел свой выходной день. Детей, которые запоминали рассказы других, поощряли. При этом напоминали, что внимательно выслушан будет тот, кто сам умеет слушать.
В группах воспитатели создали свой благоприятный климат. Созданию атмосферы доброжелательности служат добрые традиции: педагоги и дети встречают друг друга радостной улыбкой, каждое утро вновь вошедшего в группу весело приветствуют, обращаясь к нему с репликой или вопросом, слезы и обида каждого не проходят без внимания.
Большое внимание педагогами уделяется обучению детей выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие к окружающим. В группе созданы уголки настроения, сундучки сюрпризов, дерево радости, мешочки добрых дел. Дети понимают необходимость учитывать настроение сверстника в общении с ним. Они знают, что дружеское отношение зависит от того, как ребенок общается с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником и партнером в игре.
Следующей стадией в развитии навыков социального поведения и общения является освоение моделей поведения в конфликтной ситуации. Очень важно добиться, чтобы полученные знания активно использовались детьми в повседневной жизни. Детям предлагаются упражнения, в которых воспитатель спрашивает ребенка, как поступить в сложных жизненных обстоятельствах, таких как: «Мама заболела», «Товарищ потерялся», «День рождения друга», «Помоги бабушке», дети учатся действовать в проблемных ситуациях в интересах других людей – как взрослых, так и сверстников. Это помогает развивать такие качества, как сочувствие, сопереживание.
Развитию внимания и доброты посвящены упражнения с какой-нибудь волшебной вещью. Дети выбирают, например, волшебный фонарик и объясняют, зачем он им нужен. При этом особенно поощряются ответы, в которых волшебным фонариком ребенок хотел воспользоваться не в собственных интересах, а в интересах других. Используются также игры-упражнения, в которых дети выражают мнение о том, чтобы они сделали, если бы стали взрослыми. Педагоги организовали тематический день «Сегодня все наоборот». В этот день роли воспитателей, помощников воспитателей, медсестры исполняли сами дети. А «детей» играли взрослые. Также предстояло решить ряд проблем в группе: что делать с ябедой, как разобраться с драчунами, как поступить в случае отказа малышей от обеда, в случае нежелания самостоятельно одеться. В обсуждении принимают участие все дети группы, найденные решения коллективно оцениваются с позиций известных моделей поведения. Вот здесь-то и раскрылись истинные симпатии и отношения детей и взрослых.
В группе разработан свод правил общения. Каждый ребенок высказал свое мнение и внес в правило свои предложения. Например: «Нельзя кричать в группе, можно спокойно говорить», «Нельзя обижать слабых детей», «Каждый имеет право высказываться, но в сою очередь». Вначале правила нарушались, но постепенно дети привыкли и теперь следят за их выполнением. Вовлекая детей в разработку правил, мы стремимся развивать самостоятельность, которая всегда сопряжена с ответственностью. У детей также формируется оценка поведения других детей и самооценка.
В группе уделяется особое внимание полоролевому воспитанию. Наблюдая за игрой девочек и мальчиков, слушая их беседы, мы отмечаем, что с каждым годом мир ценностей меняется. Определяет его социальное окружение, тот социальный уклад, в котором формируется психика ребенка. В общении девочек мы обратили внимание на то, что у них присутствует больше хороших побуждений, поступков и слов. У мальчиков более разнообразным стало негативное поведение, они в своих играх отражают роли отрицательных героев мультфильмов и фильмов. В связи с этим проводятся этические беседы для мальчиков и девочек: «Мальчики – защитники», «Мальчики – маленькие рыцари», «Мальчики – будущие мужчины». На занятиях и в повседневной деятельности даем понятие о роли будущих мужчин и будущих женщин.
Эффективной формой развития навыков общения является обсуждение сказок, рассказов, кинофильмов. Дети обсуждают поступки и характеры героев с позиций человеческих качеств, таких как доброта, отзывчивость, жадность, трусость.
Ближайшими помощниками во всех начинания являются родители воспитанников. Традициями детского сада стали семенные посиделки, развлечения: «Папа, мама, я – трудолюбивая семья», «Папа, мама, я – музыкальная семья». Чтим в детском саду народные праздники и обряды. Создан мини – музей кубанского творчества, который пополняется с помощью родителей.
В сложной социальной обстановке, которая нас окружает, очень важно сохранить семейные традиции и ценности. Сегодня, как никогда, в воспитании детей особенно велика и важна роль старшего поколения. Бабушки и дедушки передают детям свою жизненную мудрость, любовь к труду, мастерство и умения, объяснят и ответят на все детские вопросы «почему». В «Мастерской добрых дел» ребята часто мастерят и рукодельничают, а помогают им в этом бабушки и дедушки. Так в организации выставки «Ярмарка игрушек» неоценимую помощь оказали они своим внучатам, помогая изготовить поделки и игрушки.
Тесна связь поколений. Часто выпускники, которые уже учатся в школе, заходят в детский сад рассказать о своих успехах, поделиться новостями. И как радуются ребятишки – дошкольники, слушая рассказы друзей – школьников.
Беседуя с учителями, радуемся мы успехам наших выпускников. Они успешно учатся и проявляют интерес к учебе, участвуют в различных мероприятиях, организованных в школе и у нас в детском саду, посещают кружки и секции. Дети не испытывают сложности в общении. Умеют отстоять свое мнение, прислушиваются к мнению товарищей, они вежливы, доброжелательны.
Хочется отметить, что основой социально – нравственного воспитания является доброжелательное отношение к детям, умение поддержать в группе спокойную жизнерадостную обстановку, активно приобщая дошкольников к доступным формам гуманного общения и культурного поведения. Успеха можно добиться, если с самого раннего возраста присматриваться к маленькому человеку, видеть в нем личность. Фундамент, на котором необходимо строить общение с детьми – глубокое и серьезное уважение к ребенку.
По известному выражению А.Сент-Экзюпери, единственная настоящая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения. Однако, умение общаться не всем дается легко. Люди учатся этому искусству с раннего детства. Поэтому им надо предоставить эту возможность.