Полный текст статьи
Печать
 «Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит»
М.В. Ломоносов

Еще Галилео Галилей обращал внимание на тот факт, что «…умение человеком видеть общность структуры разнообразных систем и объектов, несмотря на их внешние различия, – есть причина и следствие «выживания» человека собственно как вида, а также признак индивидуальной культуры личности, которой свойственно логическое мышление и упорядоченность умственных процессов, действий, операций».

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательной деятельности дошкольного учреждения, в своем масштабе, нацелено на помочь маленькому человеку в ориентировке в сложных жизненных ситуациях, возникающих в постоянно меняющемся мире, который требует от него максимальной концентрации и сосредоточенности как мыслительной (когнитивной) активности, так и психо-эмоционального равновесия.

При выборе темы научно-исследовательской работы в ходе разработки образовательной программы по математике в ДОУ мы исходили из того понимания, что психика ребенка в дошкольном детстве является самым «податливым и пластичным инструментом», способным как выполнять сложные мыслительные операции, выстраивать аналогии систем, усваивать алгоритмы решения жизненных задач по образцу, и самое главное, при правильном педагогическом подходе, способна получить «прививку» заинтересованности и успешности в собственной познавательной активности, что в более старшем возрасте, положительно скажется на учебной деятельности в период обучения в школе. Именно поэтому в программе ведущая роль отводится дидактическим играм, направленным на развитие интеллектуальных способностей дошкольника.

Весь период дошкольного детства характеризует ребенка как «почемучку», «узнавателя», «мыслителя», человека, у которого начинают проявляться такие черты характера как «пытливость ума», «стремление к познанию», «любознательность и настойчивость в достижении цели», а так же «стремление к прояснению сознания и расширению его границ».

Такой ценный период жизни ребенка должен быть максимально насыщенно, качественно и полноценно им прожит. Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника характеризуется не просто готовностью к школьному обучению, но есть важнейшая составляющая его общего личностного развития. Так, дошкольники с развитым интеллектом более уверенно чувствуют себя в социальной среде и в кругу сверстников, у них наблюдается высокий или достаточный уровень развития адаптоспособностей, их «Я-концепция» чаще реалистична, они отличаются ясностью ума и высоким творческим потенциалом своей жизнедеятельности. На основании всего вышесказанного, мы приходим к выводу о том, что эффективное развитие интеллектуальных способностей ребенка является одной из актуальных проблем современности, и будет таковой оставаться на протяжении всего существования человечества.

Подходя к разработке педагогических технологий, форм, методов, средств, приемов, и т.п., а так же к формированию специализированной тематической педагогической копилки по данной научно-практической проблематике, мы основывались на том, что основой интеллекта ребенка-дошкольника выступает его сенсорный опыт, формирующийся в первые годы жизни. В это время происходит активное развитие всех познавательных психических процессов, в совокупности своей представляющих собой «природный интеллект», уровень развития которого, в дальнейшем, «превращается в прочный фундамент социального интеллекта».

Особо признанная роль в развитии интеллекта ребенка отводится математическим задачам, задачам на развитие логики. Результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль и уровень развития мышления и деятельности в целом. В математике заложены огромные возможности для развития всех мыслительных процессов в психической активности ребенка, начиная с самого раннего возраста.

На основании вышесказанного, подходя к разработке программы, направленной на развитие интеллектуальных способностей дошкольников, подбора и систематизации логико-математических заданий, мы концентрировали свое внимание непосредственно на тренировке механизмов ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речевой активности, а также на становлении и развитии первичных форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, что позволяло бы быстро и беспрепятственно перейти от практического мышления к логическому.

Научный опыт и многолетняя педагогическая практика показывают, что процесс обучения и развития дошкольника должен быть непринужденным и осуществляться через свойственный этому возрасту вид деятельности – игровой. Играя с детьми в логические игры, важно поддерживать необходимый уровень заинтересованности ребенка, как в содержании процесса, так и в получении результата – верного решения задачи посредством осмысления, «озарения». Педагог должен быть максимально внимательным и держать на контроле динамику активности ребенка на занятии, которая может иметь тенденцию к снижению или спаду по ряду причин: физической усталости (занятие по времени затянуто или плохое самочувствие мешает ребенку концентрировать свое внимание на учебной задаче); психо-эмоционального напряжения (связанного либо с трудностью выполнения задания, либо с повышенным уровнем личностной/ситуативной тревожности, испытываемой при выполнении задания); отсутствия (не наступления) успеха в деятельности столь необходимого как в качестве снятия эмоционального напряжения, так и в качестве получения позитивной самооценки; не корректно выбранной педагогом учебной задачи, не лежащей в зоне ближайшего развития ребенка; не компетентности педагога в выборе форм, средств, методов и технологий педагогического взаимодействия в процессе обучения и т.п.

Педагог должен уметь поддерживать у ребенка потребность в игре, направлять его познавательную активность в социально-приемлемое русло в целях решения определенных учебно-воспитательных и общеразвивающих задач с учетом индивидуальных особенностей его личности.

Ученые-исследователи, как в психологической науке так и образовательной практике, обращают внимание на тот факт, что развивающие дидактические игры, используемые на занятиях математикой в ДОУ, не только планомерно расширяют знания, представления и понимания детей объективной реальности мира, но и развивают наблюдательность, любознательность, самостоятельность, творческость и активность (П.П.Блонский, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Л.И.Сорокина, Е.И.Тихеева, А.И.Усова, Ф.Н.Блехер, А.К.Бондаренко и др.).

Исходя из вышесказанного, актуальность разработки программы развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – несомненна. Считаем возможным и даже необходимым подобрать и систематизировать комплекс дидактических игр с логико-математической направленностью, разработать пакет психодиагностических методик на предмет изучения возможной динамики мыслительных процессов у дошкольников, и экспериментально апробировать все компоненты программы на всех возрастных группах детей дошкольного образовательного учреждения.