Полный текст статьи
Печать

Для того чтобы обеспечить рост конкурентоспособности страны, усилить ее политическую и экономическую роль, повысить благосостояние ее населения, необходимо развивать человеческий потенциал России, а он во многом определяется состоянием системы образования. Ориентация современного социального образования на обеспечение благополучия человека и общества в условиях формирования и функционирования социального государства и гражданского общества сегодня определяет характер, основные стратегии сегодня и на перспективу [2].

Согласно «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.» очень важно выровнять стартовые возможности детей из разных социальных слоев и помочь им качественно и всесторонне подготовиться к школе.

Поэтому в качестве ключевого решения рассматривается введение «предшкольного образования». Впервые прозвучало понятие «предшкольное образование» во время выступления министра образования и науки А. Фурсенко, когда он представлял «Концепцию модернизации российского образования». По его словам, предшкольное образование – термин, который распространен во всем мире, так как система предшкольного образования принята во многих странах мира. Ввести предшкольное образование необходимо, чтобы преодолеть следующие проблемы современного дошкольного образования:

- жесткая регламентация жизни детей и деятельности педагогов массового детского сада;

- отсутствие эффективных средств в воспитательно-образовательном процессе создает ряд проблем, например угасание детского интереса к процессу школьного образования, конфликтность между взрослыми и детьми;

- при подготовке дошкольников к школьному обучению внимание родителей и воспитателей обращено только на знаниевую подготовку, что негативно сказывается как на физическом, так и на психическом самочувствии детей.

При поступлении ребенка в школу происходит резкая смена социального статуса, повышаются требования к нему со стороны разных взрослых, изменяется режим дня, повышается физическая и психическая нагрузка у вчерашнего дошкольника.

Многие родители недовольны системой дошкольного образования, которая приводит к ухудшению здоровья, а низкий уровень социализации порождает социальный инфантилизм и отсутствие психологической готовности ребенка к школе. В связи с этим воспитательные системы должны успевать вовремя, особенно в диапазонах до 3 лет и от 9 до 13 лет – своего рода итоговых для социального развития формирующейся личности [3].

Тема внедрения учебных занятий, приближенных к учебной деятельности в дошкольные образовательные учреждения стала особенно актуальна в наши дни.

Подготовленность дошкольника к школе – это такой уровень развития механизмов самоорганизации, который основан на максимально возможной соотнесенности:

- духовных, социокультурных факторов развития;

- рациональных и внерациональных, спонтанных и технологизированных форм адаптации;

- интересов индивида, социальной группы, культурных и социальных систем;

- высоких темпов общественного развития.

Сегодня личности, способной к самостоятельной контекстной выработке средств адаптации, по мнению Н.В. Смирновой, должна быть присуща следующая система качеств:

- владение минимально необходимым или максимально возможным объемом знаний, обеспечивающим адаптацию к среде;

- сформированные интеллектуальные навыки, позволяющие самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного, социального выбора;

- владения основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения, продолжения учебы;

- жизненные ресурсы (физические, психофизические, духовные, интеллектуальные и.т.д.), обеспечивающие социально-школьную адаптированность через готовность к школе, применение полученных знаний, использование социально-приемлемых способов поведения [1].

Данная идея социально-школьной адаптированности будет определять основополагающие цели образовательных технологий, а именно: а) формирование проектно-ориентированного мышления, позволяющего личности эффективно использовать знания в школе и в дальнейшем для решения своих школьных и жизненных проблем; б) развитие способности и готовности к позитивной коммуникации на межличностном уровне; в) воспитание социальной ответственности перед собой, ближайшим окружением, природой.

Проблема нашего исследования состоит в обосновании и экспериментальной апробации методики проведения учебных занятий как средства социально-школьной адаптированности дошкольников. Рассматриваются в методике такие условия социального, интеллектуального развития дошкольников через проектную деятельность, развитие связанной речи дошкольника в единстве с интеллектуальным, волевым и эмоциональным развитием ребенка.

Исследование проводились в три этапа. На первом этапе с целью теоретического обоснования проблемы был проведен анализ научно-методической литературы. На втором этапе осуществлялся анкетный опрос дошкольников с целью выявления их уровня социально-школьной адаптированности, интересов и потребностей к различным видам деятельности. На этом этапе была разработана и внедрена программа учебных занятий в экспериментальной группе. На третьем этапе проводилась обработка, анализ и обобщение полученных результатов.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; опрос; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Результаты исследования. Особый интерес представляют результаты исследования уровня социально-школьной адаптированности, уровня сформированности интереса и потребности к учебным занятиям, как важного условия и средства социально-школьной адаптированности, перестройки мотивационно-потребностной сферы дошкольника. За время эксперимента у дошкольников, занимавшихся по экспериментальной программе возросла положительная мотивация на учебные занятия. Почти 94, 0% данного контингента отметили, что им стало нравиться посещать занятия в детском саду, более 80% родителей осознали важную роль систематических занятий в детском саду по новой технологии, 93, 3% родителей стали рассматривать учебные занятия как эффективное средство подготовки к школе, 60% дошкольников высказали желание учиться в школе.

Выводы. В результате опроса по методике Р.Б. Кеттелла, проведенного в конце эксперимента, было установлено, что в экспериментальной группе повысился уровень самооценки (на 16, 6%), общительности (на 13,1%), интеллекта (на 13%), эмоциональной устойчивости (на 14,7%), нормативности поведения (на 17%), самоконтроля (на 16%). Дошкольники стал менее тревожными (на 14,7%) и напряженными (на 10%). Почти по всем перечисленным показателям они достигли оптимального уровня развития.