Полный текст статьи
Печать

Игра выражает эмоциональное отношение личности к окружающей действительности, в ней разрешаются противоречия между развивающимися потребностями человека в творческой деятельности и возможностями их удовлетворения.

Ребенок начинает играть в преддошкольном возрасте (от 1 года до 3 лет). Знакомясь с многообразными общественными и трудовыми функциями людей, ребенок старается им подражать: лечит (кукол), готовит (для них) обед. Игровая деятельность дошкольника проходит диалектический - путь развития от элементарной подражательности деятельности взрослых к драматизации событий, к сложной ролевой творческой игре.

В ролевой игре есть определенный сюжет и содержание. Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственным сюжетом. Содержание игры отражает вначале предметную деятельность людей, затем уже отношения между людьми и, наконец, главным содержанием выступает подчинение; правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми. У детей старшего дошкольного возраста, (6-7 лет) наблюдается предварительное коллективное планирование игры, распределение ролей до начала игры и коллективный подбор игрушек. Под влиянием коллективных игр у детей воспитывается умение вести’ себя в коллективе, необходимое для включения в учебную, общественную и трудовую деятельность. К. Д. Ушинский так писал о значении игры для развития личности ребенка: «Для ребенка игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже, чем следы действительной жизни, в которую он не мог бы войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя — уже зреющий, человек, пробует, свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

В игровой ситуации сознательная цель запомнить и припомнить выделяется для ребенка раньше и легче, чем в трудовой, обязательной деятельности. Само создание ребенком игровой ситуации и участие в ней оказывают постоянное влияние на развитие у него различных форм умственной деятельности. Началу - игры всегда предшествует мысленное преобразование реальной ситуации в воображаемую. Игра выходит за пределы ситуации, облегчает проникновение в сущность явления. В ней происходит формирование двух важных особенностей мотивационной сферы ребенка: соподчинение мотивов, подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким, формирование мотивов, связанных с выполнением взятых на себя обязанностей.

Б. Г. Ананьев отмечает, что мотивация является фактором индивидуального развития человека. В игровой деятельности ребенок познает свои собственные возможности и учится их оценивать, испытывает различные эмоции и прежде всего чувство, дружбы.

В среднем школьном возрасте дети увлекаются военными и спортивными -играми. Есть игровые элементы и в соревновании, взаимооценке и взаимопроверке учебной работы с подростками. У них обостряется интерес к интеллектуальным играм: шашкам, шахматам, отгадыванию шарад, головоломок, составлению и отгадыванию ребусов. Можно отметить несколько видов игр: конкурс смекалки, технические, литературно театральные игры, аттракционы, подвижные, настольные* игры- экскурсии, военно-спортивные игры. Для подростка играть важно, потому что в игре он упражняется в подчинении желаний, настроений моральным установкам. Игры повышают жизненный: тонус подростка, являются своеобразным ферментом, стимулирующим успешное выполнение основных видов деятельности. Игра освобождает его от чрезмерной нагрузки на нервную систему, которая связана с учением и рядом физиологических . изменений, протекающих в его организме.

Для старших школьников игра, выступает как отдых, средство общения и самовоспитания. Для студентов игра не является основным видом деятельности, но она украшает их жизнь. Игра в высшей школе может стать эффективным средством подготовки специалистов. В лаборатории экономико-математических методов.ЛГУ разработана специальная деловая игра, целью которой является .обучение, студентов принятию управленческого решения в обстановке, воспроизводящей хозяйственную ситуацию. В процессе организации деловых управленческих игр у студентов экономического факультета ЛГУ, формируется умение четко формулировать цели и задачи перед производственным, коллективом, создавать благоприятный, психологический «климат» в трудовых коллективах, применять методы социального прогнозирования, овладевать навыками управления и руководства.

Игра занимает большое место и в жизни взрослого человека: спортивные соревнования, коллекционирование, туризм и т. д.

В игровой деятельности человек на разных возрастных этапах выступает как субъект общения, труда и познания. Она является также средством изучения детей.

Однако положительные качества личности воспитывает, не всякая игра. Если в играх воспроизводятся отрицательные персонажи кинофильмов, театральных постановок, то подражание им в игре может впоследствии оказать воздействие на поведение детей в быту. Игра может стать и причиной нарушения дисциплины. Увлеченные игрой дети часто теряют чувство меры, забывая об уроках, о данном обещании быть дома к определенному времени, о своих: обязанностях и поручениях. Учащиеся младших и средних классов обычно не могут самостоятельно бороться со своими увлечениями, поэтому их играми нужно руководить.

В организации детских игр педагоги, воспитатели, родители нередко: допускают, серьезные ошибки, снижающие роль и эффективность; этого средства воспитания. Взрослые часто навязывают детям игру, лишая их свободы игровой деятельности. Они придумывают такие искусственные игровые ситуации-’ которые не вызывают у детей интереса к игре. Некоторые молодые воспитатели иногда проявляют стремление проводить обязательно заранее намеченную ими игру по своему плану, по своей инструкции, боятся инициативы и самодеятельности: ребят. Играя по принуждению, ребята начинают нарушать правила, шуметь, отвлекаться — отсюда конфликты и недоразумения с руководителем. Такая игра рождает недисциплинированность. Игра должна отвечать интересам детей. Если она вредна, следует не запрещать ее, а переключать детей на другую игру, полезную: и более интересную. Взрослые вместе с ребятами могут разработать план хорошей игры, посоветовать, внести дополнения и изменения ее условия. Они могут начать игру сами (игра в русские городки, в: лапту, шахматы, шашки, викторины, кроссворды), чтобы заинтересовать ею ребят, воспитатель сам может быть активным участником игры на равных: правах с детьми, но при этом их инициативу и творчество не должен подавлять. Руководить игрой можно и не участвуя в ней непосредственно, но проявляя активную заинтересованность в ней: давая советы, выступая в роли судьи и арбитра, живо реагируя на все перипетии игры, разделяя волнение се участников.

Педагогам следует учитывать и последствия игры, оживленные, длительные игры, проходящие в быстром темпе,  требуют большого напряжения сил. В результате возможно, переутомление, которое приводит к ссорам, непослушанию, дерзости. Бывает, что интересная, но затянувшаяся игра вызывает такое сильное возбуждение, что малейшая помеха в игре порождает обиду, недовольство,, несдержанность, грубость. Опытные учителя в таких случаях учитывают состояние ребят и не допускают резких замечаний. Они дают возможность классу несколько успокоиться, прийти в норму; подготовить себя к новой деятельности и только после этого требуют от учеников активной работы.

Игра, как правило, включает в себя элементы познания и труда, которые постепенно выделяются в самостоятельные виды деятельности. В качестве особого вида деятельности.