Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В статье 20. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» [1] говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования». Инновационная деятельность в дошкольной образовательной организации направлена «на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий». Поэтому актуальным на сегодняшний день становится эффективное использование технологий в дошкольных организациях.
Что же такое педагогическая технология? Это – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов [2]. Применение современных педагогических технологий в дошкольном образовании направлено на реализацию новых стандартов дошкольного образования и открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций интенсивно внедряют инновационные технологии работы. При этом одной из основных задач является формирование активного, деятельного отношения педагогов к познанию мира и педагогической действительности.
Очевидно, что в своей практике дошкольные образовательные организации применяют различные педагогические технологии с учётом направления работы и условий реализации. В данной статье мы хотим поделиться опытом, как мы применяем в своей дошкольной организации современные технологии, работая вот уже несколько лет в инновационном режиме.
В данный момент наша ДОО находится третий год в статусе муниципальной инновационной площадки и первый год в статусе краевой инновационной площадки.
В основе инновации лежит проблема экологического воспитания дошкольников, но её рассмотрение мы проводим в разрезе вопроса формирования экологического самосознания ребёнка. Что же мы понимаем под личностным самосознанием? Это понимание человеком мира, отношений в нем через проекцию самого себя. Поэтому понимать под экологическим образованием исключительно просветительскую работу не достаточно, потому как более важным являются не знания природоохранной направленности, а осознанное отношение ребёнка к своему поведению и поступкам по отношению к природному миру, к миру социальному, и рассматривать свое поведение как экологичный или неэкологичный поступок.
До получения статуса краевой инновационной площадки, первое с чего мы начали – это организация эколого-образовательной среды.
Для этого мы создали экологические тропы, где планирование работы осуществляется с учётом сезонных изменений и регионального компонента. У нас таких троп две: одна находится на территории детского сада, другая в здании.
На территории детского сада это традиционные для нашего региона тропы:
- водоем, в котором летом можно наблюдать за жизнью рыбок, лягушек и кувшинками;
- рядом «Поляна сказок» и грибная полянка, на которой живут сказочные герои и персонажи;
- уголок нетронутой природы, где через игровые технологии происходит обучение детей правилам поведения в природе;
- «Кубанское подворье», где происходит знакомство детей с подсобным хозяйством;
- «Чудо – огород», знакомство с сезонными работами в огороде, наблюдение за ростом и развитием растений;
- «Фитоклумба» – это наша маленькая зелёная аптека, где происходит знакомство с лекарственными растениями, их внешним видом и лечебными свойствами.
В помещении детского сада расположены:
- сад на крыше, где цветение растущих растений меняется в соответствии с сезоном;
- зимний сад;
- мини-музей «Кубанский быт» собранный и оформленный совместно с родителями, где происходит погружение ребёнка в национальный быт, традиции и знакомство с укладом жизни на Кубани;
- мини-лаборатории в группах;
- «Креативная лаборатория» - замысел этого инновационного пространства возник под влиянием идеи создания системы интегрированных игровых ситуаций, направляющих творческую инициативу ребенка, совместная – взрослых и детей креативно-исследовательская деятельность основана на личностно-ориентированных технологиях: таких как эвристические, ТРИЗ педагогика, создание проблемно-поисковых ситуаций;
- лаборатория детского экспериментирования, где используется технология исследовательской деятельности, позволяющая ребёнку экспериментировать и делать умозаключения основываясь на собственном практическом опыте. Усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления. Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них;
- «Интерактивная гостиная», здесь мы используем модульную детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии» состоящую из 8 лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме: температура, свет, электричество, сила, звук, магнитное поле, пульс, кислотность. В игровой форме вместе с героем «Наурашей», дети с помощью датчика «Божья коровка», проводят ряд увлекательных экспериментов, знакомятся с различными природными явлениями, придумывают способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее.
Интерактивные технологии являются эффективным способом мотивации и индивидуализации обучения и развития детей, что способствует осознанному усвоению новых знаний.
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Таким образом, инновационные технологии в дошкольных образовательных организациях направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Практика показала, что самым важным продуктом и результатом инновационной деятельности являются личностные изменения в самом ребёнке, формирование его самосознания, которое проявляется не только в знании экологической направленности, но и в его убеждениях и поступках.
В основе всего процесса легла педагогика проживания, живя ребёнок, формирует ценности, обеспечивающие его внутреннюю экологию и экологию отношений. Тогда какие же составляющие определяют экологическое самосознание?
Мы выделили следующие аспекты:
- это экологическое мышление (думаю),
- экологическое отношение (отношусь),
- и экологическое поведение (веду себя так).
Какие же механизмы лежат в основе достижения этой цели? Прежде всего, это совместная – взрослого и ребенка креативно-исследовательская деятельность, которая ставит задачу поиска определенных алгоритмов креативных процессов. В основе алгоритма лежат личностно-ориентированные технологии. Поэтому мы разработали технологию решения креативно-исследовательских задач.
1 этап – Анализ ситуации, поиск обычных и необычных свойств изучаемого объекта.
2 этап – Обсуждение.
3 этап – Поиск аналогов и связей в окружающем мире, в личном опыте.
4 этап – Создание поискового противоречия.
5 этап – Креативное моделирование.
6 этап – Анализ разработанного креативного решения.
В основе технологии лежит значимая для ребёнка исследовательская проблема.
Но какой бы развивающий потенциал не несла образовательная среда, по настоящему, она становится эффективной, когда она работает и позволяет решать актуальные образовательные задачи, в основе которых лежит взаимодействие педагога и воспитанника.
Для работы с детьми по каждому элементу эколого-образовательного пространства нашими педагогами были разработаны различные авторские и авторизированные программы, методические разработки.
На сегодняшний день одна программа внесена в краевой банк данных инновационного педагогического опыта и три в муниципальный банк данных.
Авторская программа «Креативная лаборатория» внесена в краевой банк данных инновационного педагогического опыта, работа в которой направлена на развитие нестандартного и образного мышления. Игровые ситуации, построенные на основе технологии решения креативных задач, позволяют обеспечить глубокое эмоциональное проживание ребенка в различных видах деятельности: художественной, прикладной, коммуникативной и познавательной.
Был создан программно-методический комплекс познавательной направленности: программа «Мир, в котором мы живём», методическое пособие «Вода источник жизни».
Авторская программа по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников Экология общения».
А так же были созданы программы физкультурно-оздоровительной направленности на летний оздоровительный период с использованием здоровьесберегающих, личностно-ориентированных и игровых технологий. Это «Территория здоровья», ориентированная на формирование здорового образа жизни и развитие представлений об окружающем мире и мире природы и «Родник здоровья», новизна её заключается в комплексном подходе, включающем несколько образовательных программ по различным тематическим площадкам. Программы внесены в муниципальный банк данных.
Методическое пособие «Волшебный мир» - это художественно-эстетический компонент, реализуется в различных видах деятельности: театральной, вокальной, музыкально-ритмической, игровой.
Создание технологии невозможно без творчества. Иногда педагог использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет креативные методические приемы, в этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Наши педагоги постоянно занимаются своим самообразованием, повышением квалификации. У нас трудятся замечательные люди, талантливые, творческие, инициативные педагоги, работающие в инновационном режиме.
Полученным опытом работы мы делимся в системе повышения квалификации педагогических работников проводимых государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края.
Несмотря на то, что нашему детскому саду всего 4 года. Нашу дошкольную организацию за это время посетило более пятисот педагогов.
Особое значение для нас имеет работа с родителями. Каждая возрастная группа в нашей ДО реализует свои мини проекты, которые носят характер сотрудничества между родителями и детьми.
В рамках нашего инновационного проекта был организован родительский клуб «Экология воспитания». Основная задача клуба - обогащение детско-родительских отношений, семейного досуга, где нет зрителей и все участники.
Клуб осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
- оказание практической помощи детям и их родителям в формировании экологических знаний;
- пропаганда положительного опыта экологического семейного воспитания;
- организация общения детско-родительского коллектива в оде различных игр и продуктивной деятельности экологической направленности;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в воспитании в ребёнке чувственного, разумного отношения к природе;
- обогащение семейного досуга.
Наши родители выступили инициаторами проведения экологических акций, позволяющие объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса. Так в детском саду прошли акции:
- «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц);
- «Берегите ёлочку!»;
- «Чистота спасет мир» (субботники на территории ДОО);
- «Мой город – город цветов» (ко Дню Земли разбивка новых газонов, перепланировка старых);
- «Аллея выпускников» (посадка голубых елей).
Недавно у нас закончился конкурс исследовательских работ среди старших и подготовительных к школе групп «Я исследователь». Где дети совместно с родителями защищали свои проекты. Проектный метод очень эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта. У родителей появляется искренний интерес к жизни и деятельности своих детей, желание принять в ней участие и стать близким другом своему ребёнку.
Совместнаядеятельностьродителей, педагогов и детей дает положительные результаты. Сегодня наш детский сад находится в условиях модернизации и режиме развития, а не функционирования, и представляет собой мобильную систему, способную быстро реагировать на образовательные потребности и воспитательные запросы родителей.