В процессе социализации растущий человек усваивает нормы и правила поведения, получает знания, благодаря которым он сможет быть успешным и полезным обществу; у растущего человека выявляются индивидуальные черты и особенности, которые отличают его от других, делают уникальной личностью[1].
Проблемами социализации занимались: Мид Дж. Г., Скиннер Б., Уолтер Г., Выготский Л.С., Гальперин П.Л., Леонтьев А.П., Пиаже Ж., Рубенштейн С.Л., Макаренко А. С., Сухомлинский Д., Мудрик А. В. и другие.
В 1887 году впервые термин «социализация» в значении близком к современному употребил американский социолог Франклин Гидингс, определив социализацию как «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни».
Процессы социализации и индивидуализации входе подвижной игровой деятельности успешно формируются и развиваются, приобретают высокую эффективность и полезность для будущей жизнедеятельности растущего человека. Подвижная игровая деятельность всецело охватывает развитие ребенка, в этой деятельности происходит познание окружающего мира, развитие познавательных процессов, формирование социальных качеств, обогащение духовной сферы и эмоционального опыта детей. В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность, делает новые открытия, тем самым, происходит гармоничное развитие личности[2].
В начале года по данным наблюдения за детьми в процессе режимных моментов было установлено, что 40 % детей испытывают затруднения с установлением контакта, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, отмечается скованность, неуверенность в себе, небольшой словарный запас, познавательные процессы недостаточно развиты. Однако, у детей был отмечен повышенный интерес к подвижным играм, после осуществления двигательной активности дети чувствовали себя бодро и комфортно, имели позитивное настроение.
Решением данной проблемы было активное включение детей в подвижную игровую и двигательную деятельность. Цель игровых сеансов: создание комфортной ситуации, формирование социальной коммуникабельности, доброжелательного отношения друг к другу, умения договариваться.
Подвижная игровая деятельность проходит под руководством воспитателя, который не только направляет детей, помогает им открыть новые возможности и способы познания окружающей действительности, а так же активный участник совместных игр с детьми.
Используемые игры подобраны нами в соответствии с возрастом и психологическими особенностями детей:
- формирование коммуникативных навыков и навыков взаимопомощи («Трамвай», «Не опоздай»);
- уверенность в себе («Поймай мяч», «Догони обруч», «Дай кролику морковку»);
- обогащение словарного запаса, развитие связной речи («Карусель», «Колпачок», «Пузырь»);
- формирование индивидуального стиля («Повтори», «Ровным кругом»).
Игры проводились регулярно, что обусловлено особенностями воспитания детей младшего дошкольного возраста: неоднократно пройденный материал становится знакомым, легко запоминается и доставляет детям радость.
По результатам итогового наблюдения обнаружены следующие изменения: из 40 % детей, имеющих трудности в общении, взаимодействии, более чем у 30 % детей отмечены положительные перемены, дети стали лучше идти на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми, стали добрее, внимательнее, увереннее в себе, своих возможностях, стали более раскованы.
Таким образом, подвижная игровая деятельность и двигательная активность являются незаменимыми условиями успешного, эффективного протекания процессов социализации и индивидуализации, поскольку в подвижной деятельности происходит целостное, комплексное развитие личности растущего человека.