Полный текст статьи
Печать

В условиях углубляющейся специализации и даже прагматизации образования исключительно важное значение приобретает его социально-гуманитарная составляющая.

Вначале выделим особую функцию образования в системе культуры, значимость которой ошибочно было бы недооценивать, хотя ей и не уделяется пока должного внимания исследователями. Речь идет о том, что образование является не только ключевым средством обеспечения наследования культуры, ее передачи от одного поколения к другому, от одной эпохи к другой, но и весьма действенным инструментом формирования всего облика культуры общества, базового состава функционирующих в ней ценностей и идей, человеческого мировоззрения. Что из прошлых и современных результатов созидательной деятельности будет признано действительно важным достижением и безоговорочно войдет в культуру общества, станет достоянием многих людей, а что останется на периферии культурного процесса – это во многом зависит именно от постановки дела образования.

Решающее значение здесь имеет отбор содержания, предлагаемого для обязательного изучения как в общеобразовательной, так и в высшей школе. Материалы из общего фонда человеческих творений в той или иной области, которые не вошли в содержание образования, определяемое соответствующими отраслевыми стандартами и учебными программами, действующими в течение длительного периода времени, будут в дальнейшем известны лишь узкому кругу профильных специалистов. До широкой публики они будут доходить лишь случайным образом и преимущественно в той особой форме, которую придают всему, за что они берутся, падкие на сенсацию работники средств массовой информации. Такая судьба ожидает не только литературные или музыкальные произведения, но и научные, социально-гуманитарные идеи и т. д.

Но культура, приобщение к которой призвана обеспечивать школа, отнюдь не сводится к науке и включает целый ряд других весьма значимых специализированных отраслей. Отношения между ними в современном обществе имеют двойственный характер: в чем-то они являются партнерами, а в чем-то конкурентами. Борьба идет за ресурсы, а также за статус и за влияние на общий ход событий. Внутри культуры общества идет постоянный спор о ценностях и целях, об адекватных средствах их достижения и т. д. Школа предлагает ученикам определенный образ культуры современного им общества, воздействует на формирование их мировоззрения. Это воздействие не является прямолинейным и безальтернативным, ибо семья, все социальное окружение, СМИ и т.д. тоже участвуют в его формировании. Но школа продолжает оставаться весьма авторитетным институтом в системе культуры; рисуемая ею картина мира, предлагаемые ценностные ориентации, жизненно-практические установки и идеалы имеют, так сказать, узаконенный, официально жизненный статус, и это возлагает особую ответственность на те учреждения и тех лиц, которые осуществляют отбор содержания школьного образования.

Полстолетия назад Х.-Г. Гадамер писал о том, что «в век, когда до суеверия верят в науку», настоятельно необходимо выяснить ее границы и условность ее деятельности. В наши дни эта прежняя вера трансформировалась в особые надежды, возлагаемые на инновации, в том числе и образовательные. Поэтому нужно подвергнуть критическому рассмотрению границы и условия эффективности образовательный инноваций, прежде всего тех, которые нацелены на мировоззренческое развитие личности.

Специальная подготовка и общекультурное развитие специалиста неотделимы друг от друга; более того, они подкрепляют друг друга. Мировоззрение личности, опирающееся на усвоение культуры общества, вбирает в себя достижения различных областей человеческой деятельности. Развитие этих областей неизбежно подводит к необходимости преодоления отраслевых "пограничных линий", дисциплинарной обособленности, характерной для научного и технического знания. Значимое новое творится, как правило, на стыках между отраслями и дисциплинами; оно является продуктом высокой и богатой содержанием культуры, носителями которой являются действительно образованные люди. Концентрируя внимание только на специальной подготовке, мы, может быть, обеспечим более быстрое вхождение выпускника вуза в круг своих профессиональных обязанностей. Но узость кругозора, вызванная обеднением гуманитарно-мировоззренческого содержания высшего образования, ведет к превращению его в несколько осовремененную разновидность обучения ремеслу. От ремесленников же мы не требуем и не ждем прорывов к сущностно новому знанию, масштабных и ответственных инноваций в практической деятельности.

Оценивая, исходя из этих позиций, действующий в Украине образовательный стандарт по циклу социально-гуманитарных дисциплин для первой ступени высшего образования, можно констатировать, что установленный им перечень обязательных для изучения базовых дисциплин и курсов по выбору в целом хорошо обоснован, а общее количество часов достаточно для решения поставленных задач – при условии, что удастся обеспечить должную преемственную связь между социально-гуманитарным образованием в средней школе и вузе. Учебные предметы, предваряющие соответствующие вузовские дисциплины, входят, главным образом в такие базовые образовательные области средней школы, как "обществознание", "искусство", "языки и литература". Вопрос об оптимизации содержания социально-гуманитарного образования в вузе с учетом его преемственной связи со школьным социально-гуманитарным образованием затрагивает преподавание истории Украины, иностранных языков, культурологии, а также обширного блока учебных дисциплин, опирающихся на школьный курс обществоведения. Нерешенность данного вопроса выражается либо в дублировании вузовскими учебными дисциплинами того материала, который был ранее изучен студентами в рамках школьной программы (это имеет место в отношении курсов культурологии и истории Украины), либо в недостаточной обоснованности построения содержания школьных предметов и соответствующих им вузовских учебных дисциплин. В связи с этим возникают сомнения в оправданности выделения столь значительного количества часов в вузе на изучение социально-гуманитарных дисциплин.

Здесь нужно учесть, что вузовские дисциплины социально-гуманитарного цикла, будучи общеобразовательными, выстраиваются на основе соответствующих отраслей научного знания. Поскольку эти дисциплины не являются специальными, от них не требуется исчерпывающая полнота репрезентации содержания отраслевых массивов знаний. Выстраивая такие учебные дисциплины, нужно осветить ключевые учения и идеи, сыгравшие роль поворотных пунктов в развитии отрасли или наиболее ярко характеризующих ее специфику, показать, как они дополняют друг друга. Вместе с тем важно избежать скороговорки в обсуждении данных вопросов и решительно отказаться от провальной затеи передать студентам энциклопедический свод знаний (философских, экономических, психологических и т.д.).

Похожие задачи, но только на другом уровне, решает и школьное социально-гуманитарное образование. По отношению к вузовскому оно имеет пропедевтический характер и вместе с тем выполняет совершенно самостоятельную и неоспоримую жизненно-практическую функцию. Не все школьники станут студентами вузов, но все они должны получить ту стартовую мировоззренческую подготовку, которая позволит им осознанно и ответственно прокладывать свой путь в жизни. Простое наращивание объема социально-гуманитарных дисциплин в вузе не может компенсировать недоработки в школьном мировоззренческом образовании. Последнее более эффективно тогда, когда оно не ставит во главу угла дисциплинарный принцип построения содержания. Задача здесь состоит в том, чтобы дать школьнику познавательный материал, который отвечает особенностям его возраста, реальной зрелости его жизненного опыта и позволяет, связав воедино различные фрагменты этого опыта, найти ответы на самые важные в данный период личностного становления мировоззренческие проблемы. Поэтому, например, разделы, относящиеся к предметным полям психологии, философии, экономической теории, могут изучаться в разных классах. Каждая часть этого интегрального предмета, изучаемая в определенном классе, имеет свой внутренний стержень и общую направленность, не сводимую, однако к изложению содержания определенной отрасли социально-гуманитарного знания.

Возможно, дальнейшее развитие отечественного высшего образования подведет к тому, что на первой его ступени будет выстроен междисциплинарный социально-гуманитарный курс, гибкий, внутренне согласованный и более эффективный в плане обеспечения личностного и гражданского развития студентов, нежели нынешний набор формально разрозненных дисциплин.

Обоснованный отбор и построение содержания социально-гуманитарного образования в школе и в вузе, его ориентация на мировоззренческое развитие личности школьника и студента обеспечивают его действительную, а не только формальную, инновационность, способствуют эффективному выполнению образованием в целом ключевой для него культуротворческой функции.