Полный текст статьи
Печать

Переход на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает  становление новой культуры человека, ценностями которой являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностью ответственности за общественное благосостояние, взаимодействие общества и природы. Задачи образования сегодня – не просто вооружить  дошкольника знаниями, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью  воспитателей, родителей в совершенствующихся методах педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития обучения и воспитания дошкольников посредством игры.

Выдающиеся исследователи в области педагогики и психологии Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, B.Н. Шацкий и другие  утверждали, что неповторимая специфика игры дошкольников  заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

В дошкольной педагогике изучением и методикой проведения игр занимались и занимаются многие специалисты (Ж. Пиаже, В.Н. Аванилова, Г.М. Андреева, В.П. Зинченко, О.М. Дьяченко, А.И. Сорокина, Е.И.  и др.).

На современном этапе образования, игра содержит в себе большие возможности: и в  образовании и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться  как форма образования, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. А также отвечает идеологии  Стандарта «Детоцентризм»  (А.Г.Асмолов). В логике ФГОС ДО, собственно образовательная ценность дошкольного образования вытекает из самоценности дошкольного детства.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Взрослые стремятся научить детей читать, писать, считать и редко обращают внимание на способность чувствовать, думать и творить. Эмоционально-духовная сущность ребенка превращается во вторичную ценность (а это чуждо российскому архетипу и ведет к увеличению количества неврозов как у детей, так и у взрослых). Наши дети много знают, но мало восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость; их интересы ограничены, а игры однообразны. Отсутствие дворовых сообществ, малое количество детей в семье, недостаток общения с родителями, увлечение компьютерными играми – все это приводит к тому, что нет возможностей для стихийной передачи игрового опыта. К тому же жизнь в современной семье характеризуется тем, что не только у взрослых, но и у детей мало свободного времени, а если оно есть, то они не умеют его организовать, так как их не научили играть. По мнению взрослых игра  - пустое занятие, времяпрепровождение. Для детей игра – их жизнь, не выдуманная, а реальная.В последние годы открылось много так назывемых «школ развития» (в частности  в г. Краснодаре «Умники и умницы», студии предшкольной подготовки как в школах так и в детских садах), удовлетворяющих потребность в интеллектуальной подготовке ребенка к школе, и ни одной «ШКОЛЫ ИГРЫ». А ведь именно в игре, принимая на себя различные роли, ребенок учится сочувствовать, сопереживать, понимать отношения между людьми, согласовывать свои действия с действиями сверстников.

За последние годы в дошкольных организациях Российской Федерации усилилось внимание к игровой деятельности детей, игра заняла должное место в воспитательно-образовательном процессе. Многое сделано и делается по созданию условий для ее развития. Воздействие той или иной игры на ребят во многом зависит от личности воспитателя, от его интересов и склонностей. А.С. Макаренко говорил, что область применения того или иного метода воздействия может увеличиваться до максимума, а может и свестись к нулю в зависимости от того, кто и как пользуется этим методом. Умело направлять игровую деятельность могут только те воспитатели, которые овладели теорией и методикой игры.

Чтобы полностью использовать игру в воспитательных целях, следует знать особенности, интересы каждого ребенка. Но в самостоятельных играх порой наблюдается и такое: одни дети не проявляют инициативы, не умеют устанавливать контакты со сверстниками, другие - чрезмерно активны во взаимоотношениях с товарищами, эгоистичны, излишне самолюбивы. Игры, где объединяются дети разных возрастов, младшие, как правило, выполняют пассивные роли. Наблюдается и такое явление: ребенок спокоен, вежлив в игре, потому что этого требует роль, а в жизни ведет себя по-другому. Это серьезная проблема формирования личности ребенка нередко остается вне поля зрения воспитателей. Они забывают о том, что сложившаяся система отношений между детьми закрепляет у них нежелательные формы личностного и общественного поведения,

В воспитании и обучении детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно-печатные. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания - очень важного фактора успешного обучения. Воспитателю нужно больше внимания уделять обучению детей правилам игры и использованию различных вариантов ролевого поведения. Только при этих условиях игра станет формой организации детской жизни и займет нужное место в педагогическом процессе.

      Игра для ребенка – это умственная созидательная деятельность, «машина времени», дающая малышу удивительную возможность пожить той жизнью, которая предстоит ему через много лет. Это и работа ребенка над самим собой – в игре он преодолевает свое несовершенство, по мнению Л.С.Выготского ребенок становится «на голову выше  себя» он может все. Это и символический язык самовыражения, позволяющий понять, что пережил ребенок, как он реагирует на пережитое; в игре малыш преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт, невротические состояния и становится способен к личностному развитию.

Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе. Большинство игр формирует у дошкольников культурно-гигиенические навыки.  Дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща, укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания, ярко проявляются черты характера каждого ребенка, как положительные - настойчивость, целеустремленность, честность, так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость.

Игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности ребенка. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра несла ребенку новые эмоции, знание, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность. А.В. Запорожец отмечал: «Чтобы игра появилась, ребенку необходимо овладеть некоторыми способами игрового воспроизведения действительности, научиться пользоваться игрушками, приобрести умение разыгрывать известные сюжеты и подчиняться правилам игры».

           С.Л.Рубинштейн говорил: «Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности, а не готовится к тому, чтобы в дальнейшем жить. Но именно потому, что он живет, он в игре получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности ребенка; проявляясь, они вместе с тем и формируются».

Дошкольное детство – очень важный этап  фомирования человека.  Достаточно вспомнить слова Толстого «От меня до пятилетнего ребенка – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – целая вечность». Дошкольный возраст - этап, когда человек стремительно меняется  от раннего возраста к младшему дошкольному возрасту, далее к старшему дошкольному возрасту.  Необходимо обеспечить полноценное проживание этого периода (делает акцент ФГОС ДО) и сформировать за это время готовность к школе.  Владимир Собкин сравнивает сформированное желание  учиться с персонажем  рассказа Л.Толстого «Филиппок» - желающим и готовым учиться, со сформированным произвольным, то есть волевым поведением. Известный исследователь детской игры Д.Б. Эльконин говорил, « когда к нему обращались с просьбой определить, готов ли ребенок к школе, всегда интересовался только одним: как он играет. Если умеет играть – к школьному обучению готов, не умеет – не готов». Так как предпосылки учебной деятельности закладываются  в играх.  Игра создает глубинную и предельно широкую основу для любого учения.

Написание и чтение писем напоминает игру в мяч (перебрасывание его друг другу)? Что такое письмо? В первую очередь адресация, выражение чувств и мыслей для другого, мотивированное стремлением быть понятым

«на том конце» и получить «оттуда» ответ, также как и полет мяча выражающий определенное внутреннее состояние – радость и грусть, усталость и бодрость, сосредоточенность и несообразность, серьезный и щаловливый настрой. Значит,  на свое послание уже в момент его подготовки нужно посмотреть глазами адресата. «Подключив воображение», чтобы в воображении знать его позицию. А дошкольники при обучении письму на занятиях тренируются в прописях – учатся выводить непонятные значки. Чтобы сделать значки менее «эзотеричными», их поначалу приближают к изображению реальных предметов. Потом взрослые долго мучаются с тем, что дети вместо написания буквы Г рисуют уточек.    Сущность игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Очень велико значение детской игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, ребенок  учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов. Сенсорное развитие ребенка в игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Содержание игр помогает формированию моральных представлений и понятий. Таковы, например, игры, в которых надо определять «что такое хорошо и что такое плохо», давать характеристики литературным героям.

Игры с природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Научившись различать цвета и формы, дети начинают замечать красоту в их сочетании, расположении. В играх со словом они, по определению M. Горького, учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту.

Из понимания значения игр вытекают следующие требования к ним:

      Каждая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.  В игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение   которой    требует    умственного    усилия,    преодоления некоторых   трудностей.   К  дидактической   игре,   как   и   ко   всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра». Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Образцом игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.

Детская игра - это такая коллективная целенаправленная учебная деятельность, когда каждый ребенок и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. Такая игра имеет две цели: одна их них - обучающая, которую преследует  воспитатель, а другая - игровая, ради которой действует ребёнок, то есть является дидактической. Именно благодаря игре можно организовать учебный и воспитательный  процесс, который направлен на развитие психических процессов и развитие навыков ребёнка.

Процесс игры подчинён решению задачи, которая всегда связана с определённой темой программного содержания. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, нужными для реализации замысла игры. Игры состоят из ряда элементов: игрового замысла, задачи, игровых  действий, правила игры, результат.

Игровой замысел и игровое действие делают игру привлекательным, желанным и эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел бывает выражен в самом познании игры и в игровой задаче, путём решения которой дети начинают понимать практическое применение полученных ими знаний. Игровой замысел определяет характер игрового действия, а игровое действие даёт возможность детям обучатся в тот момент, когда они играют. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой.    Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. В игре, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие элементов занимательности. При обучении детей старшего дошкольного возраста наряду с дидактическими играми используются упражнения с дидактическими материалами. При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста значительное место отводится занятиям с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами грибками и т.д.

Действия малышей с игрушками приобретают игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ, наличие игрового содержания в занятиях с игрушками дает право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей раннего возраста дидактическими играми-занятиями.

Таким образом, игра является существенным компонентом развития личности дошкольника, важным механизмом социализации и обладает бесспорной образовательной ценностью.