Полный текст статьи
Печать

В социокультурном и образовательном пространстве физическое воспитание выступает одним из важнейших компонентов социализации подрастающего поколения в жизнедеятельности. Особенно огромное значение оказывает физическое воспитание на становление и развитие личности ребенка в системе начального образования (0-11 лет). Именно на этой первоначальной образовательной ступени оно является стратегически важной неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы и целенаправленно на формирование жизненно необходимых для детей физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, а также развитие физических способностей. Исходя из реалий сегодняшней социально-экономической ситуации, оно выступает также мощнейшим гуманитарно-педагогическим средством, способствующим окультуриванию и оздоровлению детского населения нашей страны. Остановимся более обстоятельно на характеристике проблемы профилактики, сохранения и укрепления психического, физического и социального аспектов здоровья подрастающего поколения.

В последние годы все больше проявляется тенденция к росту заболеваний детского населения нашей страны. Ухудшению психофизического здоровья детей и школьников способствует неблагоприятная экологическая обстановка, нерациональная организация учебы и отдыха, неудовлетворительная организация питания, рост нервного напряжения в связи с экологическими затруднениями, ограничение возможности для занятий физической культурой и спортом, отсутствие знаний и умений ведения здорового образа жизни. Это основная тенденция в ухудшении здоровья детей наблюдается уже длительное время и как показывают результаты исследований, она прогрессирует [1; 2; 3].

Согласно современным научным представлениям физическое здоровье формируется с ранних лет. Фундамент психофизического здоровья детей закладывается в дошкольном возрасте. Известно, что в онтогенезе уровень здоровья индивида зависит от генетического «фонда», стадии жизненного цикла, реактивных способностей организма и степени его активности, а также кумулятивного влияния факторов внешней среды. Последний фактор имеет огромное значение для Гомельщины в связи с аварией на ЧАЭС.

Проведенные исследования по данной проблеме показывают, что этот фактор является одним из главных в ухудшении здоровья детей в нашем регионе [1; 3]. Проблемно-ориентировочный анализ материалов облздравуправления Гомельского облисполкома показывает, что наблюдается негативная динамика в состоянии психофизического здоровья детей, в том числе увеличивается количество детей, имеющих нарушение речи. Отрицательно сказывается на здоровье детей и последствия аварии на ЧАЭС. Сравнительный анализ состояния здоровья детей, проживающих в «чистых» и загрязненных зонах Гомельской области показывает, что радионуклиды оказывают сильное влияние на функциональные системы (дыхательная, пищеварительная, моче-половая, сердечно-сосудистая) организма детей. По всем этим показателям дети, проживающие на загрязненных территориях имеют больше заболеваний, чем их сверстники, проживающие в «чистых» зонах.

Наблюдается увеличение количества детей часто и длительно болеющих на территориях, загрязненных радионуклидами, по сравнению с количеством детей, проживающих в «чистых» зонах. Динамика заболеваний в загрязненных районах по сравнению с «чистыми» районами имеет тенденцию к увеличению. Необходимо отметить, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей и отсутствие системы оздоровления, как внешнего (за пределами республики), так и внутреннего (республиканского, областного). Положительное изменение данной ситуации произойдет, если здоровье детей как основа продуктивной их жизнедеятельности станет предметом особого внимания государства, общественности, а также всех сфер образовательного пространства региона. По-нашему мнению, концептуально значимыми для развивающейся системы по сохранению и укреплению здоровья детей в нашем регионе являются следующие идеи: становление и развитие личности, способной к психофизической адаптации к среде обитания и ее проектирование; системогенез деятельности различных общественно-государственных организованностей в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни детей; создание научно-обоснованной и практико-ориентированной системы профилактики болезней и оздоровления; ресурсное обеспечение психофизического совершенствования личности; приоритет оздоровительных задач в учебном процессе.

Сегодняшняя ситуация в состоянии здоровья детского населения Гомельщины требует создания общего реабилитационного пространства для всех нуждающихся детей с целью восстановления (компенсации) нарушенных функций организма больных детей и инвалидов путем реализации системного подхода с использованием медицинских, социально-психологических и педагогических возможностей в решении этой проблемы. Из всего вышесказанного следует, что сохранить и укрепить физическое здоровье детей Гомельщины можно в том случае, если несмотря на все социально-экономические, экологические трудности эту проблему поставить первостепенной. Для ее решения использовать любые возможности и в первую очередь оздоровительный потенциал педагогической среды обитания ребенка с особенностями в психофизическом развитии в условиях дошкольного образовательного учреждения. В связи с этим поиск актуальных и перспективных направлений совершенствования полиструктуры физкультурной деятельности в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения является первостепенной задачей педагогической науки и практики. Одним из таких направлений является совершенствование процесса физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи, мыслительно-речевой деятельности.

Сегодня в нашей стране открыты специализированные детские сады для детей с патологией речи, а также на базе массовых детских садов открываются специализированные группы для таких детей, в связи с этим возникает вопрос об организационно-методических особенностях осуществления физического воспитания в этих образовательных учреждениях.

Работая с детьми, имеющими речевую патологию необходимо руководствоваться двумя программами – это «Программа обучения и воспитания дошкольников, с нарушениями речи» и учебной программой дошкольного образования. При этом стараемся реализовывать идею непрерывного образования, где воспитанники специализированного учреждения для детей с патологией речи (специализированные группы), покидая его, продолжают свое обучение в массовых детских садах (группах) или поступают учиться в общеобразовательные школы.

Для достижения наилучших результатов в работе с детьми, имеющими патологию речи, в области физического воспитания, необходимо тесное сотрудничество всех педагогов и специалистов дошкольного учреждения. Рассмотрим основные характеристики взаимодействия между этими профессиональными субъектами специализированного дошкольного образовательного учреждения. Совместная работа руководителя физического воспитания и старшей медицинской сестры заключается в составлении рекомендаций по закаливающим мероприятия, карт здоровья, измерение моторной и общей плотности физкультурного занятия, определение физической нагрузки с учетом возраста детей. В сотрудничестве с учителем-дефектологом, определяется коррекционная работа на физкультурных занятиях в системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада. Совместно с психологом подбираются элементы психогимнастики, используемые на физкультурных занятиях, в системе закаливания, в индивидуальной работе с учетом психофизических особенностей детей. Вместе с музыкальным руководителем разрабатываются и проводятся музыкально-спортивные досуги, которые должны способствовать положительному влиянию на эмоциональное состояние ребенка.

Отметим, что особого внимания требует взаимодействие руководителя физического воспитания и воспитателя в деле становления и развития физической культуры детей. Их взаимодействие должно базироваться на основе программно-нормативных документов по физическому воспитанию детей при достижении цели физического воспитания. В этом отношении деятельность воспитателя должна направляться и корректироваться руководителем физического воспитания и в этом смысле воспитатель является полноправным субъектом педагогического процесса в решении задач физического воспитания. Воспитатели принимают участие в подготовке и проведении праздников и развлечений, разработке комплексов упражнений после дневного сна в системе закаливания. Закрепляют умения и навыки в основных видах движений, полученных на физкультурном занятии, в двигательной активности на прогулке. Основное требование к воспитателю – это добиться высокой эффективности занятий по физической культуре на прогулке для каждого из детей. Важно, как можно шире использовать естественные природные условия для упражнения детей в разнообразных видах и способах движений. Все это и есть совместная работа руководителя физического воспитания и воспитателя.

Методика построения и проведения физкультурных занятий с детьми, имеющими речевую патологию, отличается применением специальных методов и приемов, учитывающих особенности психомоторного развития дошкольников – логопатов. У данных детей наблюдается ослабленное внимание, слаборазвитая мелкая моторика, быстрая утомляемость, замедленность «переключения» с одного вида деятельности на другой. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения физических упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции [1].

Дети с патологией речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно- временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опуская его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, «застревание» на одной позе. Эти особенности необходимо учитывать при планировании и проведении физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (группе) для детей с патологией речи. Исходя из этого можно сделать вывод о необходимости проведения психофизической коррекции с детьми, имеющими речевую патологию. Данный вид педагогической деятельности необходимо включать в общий план работы по физическому воспитанию детей с нарушением речи.

Рассмотрим основные документы планирования учебного материала по физическому воспитанию детей, имеющих речевую патологию (на примере детского сада № 1 для детей с нарушениями речи г. Гомеля).К ним относятся: годовой план – график, квартальный план – график, календарное планирование, план – конспект [2].

Годовой план –график – это краткое описание и распределения учебного материала, предусмотренное программой на учебный год. Он является документом планирования, в котором определяется распределение и последовательность прохождения учебного материала в каждой возрастной группе детского сада на учебный год. При этом необходимо учитывать сезонно-климатические условия Республики Беларусь, наличие материально- технической базы детского сада, уровень физической культуры личности дошкольника, профессиональная компетентность педагога, традиции и опыт работы в этом направлении.

Квартальный план – график – это более подробное описание разновидностей основных видов движений, форм работы по физическому воспитанию, используемых в дошкольном учреждении. Сущность плана-графика распределения учебного материала на квартал состоит в том, что он представляет собой последовательное изложение содержания каждого физкультурного занятия в квартале. Квартальный план – график составляется на основании годового плана – графика.

Календарное планирование – это краткое описание содержания физкультурных занятий, составленное на основании программы и квартального плана – графика. Поскольку наполняемость в группах детей, имеющих речевую патологию, небольшая (12 детей), то данное обстоятельство позволяет более тщательно контролировать качество выполнения упражнений, основных видов движений, коррекционной работы. Планируя работу по физкультуре на квартал, с учетом специфики дошкольного учреждения и сезонно-климатических условий, необходимо описать следующие разделы:

В графе «содержание» кратко описываются задачи по основным видам движений, включая подвижные и элементы спортивных игр, построения и перестроения.

В графе «оборудование» описываются материалы и оборудование с указанием количества необходимого для выполнения задач на данном занятии.

В графе «корригирующие упражнения описываются специальные физические упражнения, входящие в содержание физкультурного занятия. Сюда относятся упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки, а также дыхательные упражнения.

Осанка – привычное положение тела ребенка. Она развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется и любое нарушений условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Естественно, что проблема формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку. Осанка зависит и от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплотнением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить. Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно–связочного аппарата и голени.

Специальные дыхательные упражнения предназначены для тренировки дыхательной мускулатуры грудной клетки и диафрагмального дыхания [1; 3]. У детей – логопатов часто нарушено физиологическое и речевое дыхание. Прерывистый вдох, короткий выдох, что мешает при построении фраз. Большое удовольствие детям доставляют дыхательные упражнения со звукопроизношением в игровой форме.

Отметим, что необходимость в использовании коррегирующих упражнений в системе физкультурно–оздоровительной работы появилась в нашей практике после посещения дошкольного учреждения врачом ЛФК, который выявил у детей тенденцию роста нарушений осанки и плоскостопия, а также заболевания верхних дыхательных путей. Рекомендациями врача ЛФК были: внедрение упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки, дыхательных упражнений в систему физкультурно–оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

Графа «психогимнастика» – это специальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Поскольку дети, имеющие патологию речи, подвержены быстрому утомлению, ослаблено внимание и, наряду с речевой патологией, имеют психофизические особенности, возникает необходимость использовать в физкультурно–оздоровительной работе элементы психогимнастики. Психогимнастика необходима для детей, у которых чрезмерная утомляемость, истощаемость, непоседливость и т.д. Для детей, у которых не наблюдается психофизических отклонений, элементы психогимнастики будут носить психопрофилактический характер. Это особенно важно в наше время, когда нагрузки на детей растут, и возможности для отдыха и для эмоциональной или двигательной разрядки становятся меньше. Выполнение элементов психогимнастики занимает незначительный промежуток времени (всего 30 – 60 сек.) и не требует никаких дополнительных средств и физкультурно-спортивного оборудования и инвентаря. Использование психогимнастики в физкультурно–оздоровительной работе имеет свою цель – это развитие внимания, памяти, автоматизированной и выразительной моторики, а также достижение расслабления [1].

Для детей, имеющих речевую патологию, необходимо включать во все виды деятельности коррекционную работу. Физическая культура не исключение. Поскольку дети с патологией речи имеют особенности психофизического развития, то они нуждаются в коррекции движений на занятиях по физической культуре. Коррекционная работа в физическом воспитании строится на основе диагностических данных здоровья детей, физического развития, двигательной активности и физической подготовленности. Важно получить хорошие конечные результаты, т.е. увидеть положительную динамику в конце года всех показателей у каждого из детей.

Важным направлением в коррекционной работе по физическому воспитанию является развитие двигательной активности у детей. Гиподинамия или недостаток двигательной активности следует рассматривать как фактор риска отрицательно сказывающийся на здоровье, физическом и общем развитии ребенка.

В графе «пальчиковая гимнастика» описывается упражнение для пальцев рук по определенной теме. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы ведущих физиологов доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка [1; 2; 4]. Поскольку пальчиковая гимнастика так необходима для детей с патологией речи, то необходимо ее использовать 5 – 7 раз в день. Благодаря несложному тексту (речевому сопровождению) и интересной игре с пальчиками, что несомненно доставляет удовольствие детям, гимнастику можно проводить во всех режимных моментах в течение дня. Например, на занятиях, включая в физкультминутки, на прогулке, перед обедом и т.д.

В графе «учет» необходимо вносить имена детей, которые не справились с задачами, поставленными на данном занятии, с указанием с каким именно заданием не справился ребенок. На основании данных учета, руководитель физического воспитания проводит индивидуальную работу, может дать задание воспитателю для выполнения какого-либо движения в двигательной активности на прогулке, или, опираясь на учет, составить домашние задание. Начиная использовать все перечисленные элементы работы на занятии по физической культуре, может возникнуть вопрос о двигательной нагрузке и моторной плотности занятия, поскольку, помимо овладения основными видами движений, применяются корригирующие упражнения, элементы психогимнастики, пальчиковая гимнастика. Необходимо заметить, что корригирующие упражнения могут быть включены в общеразвивающие упражнения (ОРУ), пальчиковая гимнастика после ОРУ, элементы психогимнастики во время перехода (при обучении) от одного вида основного движения к другому. Данное календарное планирование является основанием для проектирования конкретных план-конспектов физкультурных занятий. В системе физкультурно-оздоровительных мероприятий важное место занимает утренняя гимнастика и закаливание. Укажем основные специфические особенности их проведения в работе по физическому воспитанию с детьми, имеющими патологию речи.

Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей, велико также ее организационное значение. Как и в любом дошкольном учреждении утренняя гимнастика начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. ОРУ подбираются для всех групп мышц, исходя из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа, с различными пособиями и ритмично музыкальным сопровождением в различных построениях.

Обычно в массовых группах дошкольного учреждения комплекс ОРУ для утренней гимнастики берется из физкультурных занятий и повторяется 1-2 недели, после чего составляется новый комплекс упражнений. Ввиду того, что дети с речевой патологией, как указывалось выше, имеют недостаточно сформированное внимание, часто ослабленную память, смена комплекса через 1-2 недели приводит к тому, что дошкольники не успевают усваивать и качественно выполнять движения комплекса утренней гимнастики. Поэтому целесообразно использовать один комплекс в течение месяца. После усвоения детьми простых упражнений, необходимо ввести элемент усложнения – изменить музыку, изменить исходное положение, усложнить упражнение, ввести новое дополнительное упражнение.

Одним из эффективных средств физического воспитания детей в детском саду по праву считается закаливание. Для его реализации составляется график закаливающих мероприятий на каждый квартал. Закаливание – это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.

Важным вопросом в детском саду для детей, имеющих речевую патологию, является не только работа по исправлению речи, но и воспитание здорового ребенка. Кто же должен специально заниматься здоровьем детей в детских дошкольных учреждениях? Всегда считалось однозначным, что это прерогатива врача – педиатра. Он определял группы здоровья, проводил медицинские осмотры, назначал закаливание. Руководство закаливанием также осуществлялось врачами – гигиенистами СЭС, которые разрабатывали соответствующие инструкции и «разнарядки» обычно одинаковые для всех детских садов района и города. Кто же может взять ответственность за здоровье детей сейчас, когда врачей в детских садах нет? Это специалисты детского сада: старшая медсестра, руководитель физического воспитания, воспитатели. Эти специалисты совместно определяют группу здоровья, группу закаливания каждого ребенка на основе антропологических данных, медицинского диагноза и психофизических особенностей детей.

Исходя из уровня закаленности, возраста, гигиенических навыков, опираясь на данные медицинской карты ребенка, собственные наблюдения воспитателя и выводы, полученные из бесед с родителями и, учитывая принципы закаливания, специалисты могут составить график закаливающих мероприятий на определенный период времени, куда будут входить:

  • утренний прием на свежем воздухе (круглый год);
  • облегченная одежда с учетом погоды (теплый период);
  • одежда с учетом погоды (холодный период );
  • умывание холодной водой рук;
  • зарядка и занятия на улице (теплый период);
  • удлиненная оздоровительная прогулка (теплый период; в холодный период с учетом погоды);
  • полоскание рта и горла;
  • воздушные ванны (теплый период);
  • солнечные ванны (теплый период);
  • хождение босиком до и после сна;
  • сон при открытых форточках  теплый период);
  • сон в проветренном помещении (холодный период);
  • игры с водой (теплый период).

А также закаливающие процедуры после дневного сна, проводимые на выбор ежедневно:

  • соблюдение температурного режима (разница температурного режима 2-5 °С), санитарно-гигиенических норм;
  • упражнения в кроватках;
  • корригирующие упражнения;
  • дорожка « Здоровье»;
  • сухое растирание тела;
  • точечный массаж;
  • дыхательные упражнения;
  • упражнения с элементами психогимнастики;
  • работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни, и индивидуального закаливания в семье.

Составляя график закаливающих мероприятий, старшая медсестра даст рекомендации по санитарно-гигиеническим нормам, в выборе оптимального температурного режима, по учету при проведении закаливающих мероприятий.

Руководитель физического воспитания подбирает и рекомендует корригирующие, дыхательные упражнения, упражнения с элементами психогимнастики. Кроме того, существует общеизвестное положение, что система физкультурно-оздоровительных мероприятий в каждом конкретном случае создается в зависимости от состояния здоровья детей, условий быта. Ни заведующая, ни различные специалисты, работающие в дошкольном учреждении, не могут так знать детей, как знает их воспитатель, в этом и заключается роль воспитателя в составлении графика закаливающих мероприятий.

Для правильного распределения нагрузки на физкультурном занятии, необходимо провести диагностику физического развития детей, данные которой заносятся в карты здоровья. Анализ физического развития – это многогранная характеристика соответствующего возрасту состояния систем и функций организма, определяющего во многом здоровье. При диагностике физического развития дифференцируются группы детей с гармоническим физическим развитием и с отклонением в нем.

Наиболее часто встречающиеся отклонения в физическом развитии у дошкольников – это заниженный или завышенный вес, низкий рост, заниженный объем грудной клетки, общий низкий уровень физического развития (роста, веса, объема грудной клетки). Получив эти данные, руководитель физического воспитания сможет включить в общие физкультурные мероприятия специфически направленные физические упражнения.

Карта здоровья должна содержать в себе следующие данные о здоровье ребенка: фамилия, имя ребенка; дата рождения; антропометрические данные ; речевой диагноз; медицинский диагноз; оценку физического развития; группу здоровья, рекомендации, подвижность ребенка, группу закаливания, уровень физической подготовленности.

Помимо диагностики физического развития детей, необходимо определить уровень их физической подготовленности. Показатели уровня физической подготовленности детей – это степень овладения жизненно важными движениями и развитие физических качеств.

В массовых дошкольных учреждениях диагностика двигательных умений и навыков, физических качеств проводится 2 раза в год: в сентябре и мае месяце, после чего проводится сравнительный анализ, и оцениваются результаты работы. В работе с детьми, имеющими речевую патологию, целесообразнее проводить данную диагностику 3 раза в год (сентябрь, январь, май), поскольку, как говорилось выше, воспитанники могут прервать свое обучение в специализированном детском саду (группе) для детей с патологией речи в середине года и продолжить свое обучение в массовых детских садах (группах). Проведя диагностику, и, заполнив диагностические карты и карты здоровья, в которых каждый ребенок предстает в достаточно полной характеристике, руководитель физического воспитания видит в каких направлениях прогнозировать и проектировать изменение здоровья и двигательное развитие детей.

Таким образом, можно сказать, что старшая медсестра, руководитель физического воспитания и воспитатели – равноправные социально-педагогически ответственные субъекты образовательного процесса за осуществление физкультурной деятельности и ее результаты в образовательно-оздоровительной работе с детьми. При этом учет и реализация вышеназванных специфических организационно-педагогических условий позволит более качественно осуществлять процесс физического воспитания детей, имеющих нарушения речи.