Полный текст статьи
Печать

Я хочу поделиться с вами нашим опытом моделирования ОП ДО с учетом концептуальных положений программы «Радуга», авторы Е.В.Соловьева, Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, С.Г. Якобсон.

Программа «Радуга» для тех, кто хочет, чтобы в детском саду детям было уютно, спокойно, радостно и интересно жить, для воспитателей, которые берут на себя заботу о детях в возрасте от двух до восьми лет.

«Радуга» - отечественная программа, отражающая реалии российской культуры, созданная на основе общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализующая культурно-исторический подход Л.С. Выгодского. Это проверенная на практике программа, переработанная в соответствии с ФГОС ДО, личностно-развивающая программа, реализующая индивидуальный потенциал каждого воспитанника и обеспечивающая системную подготовку ребёнка к последующей ступени образования. Программа, удобная в работе и позволяющая создавать атмосферу радости в каждом детском саду и в каждой группе.

Новая структура программы делает её удобной основой для создания Образовательной программы дошкольного учреждения. На основе ФГОС ДО мы разработали ОП, в которой учтены концептуальные положения обновленной программы Радуга».

Для начала остановимся на общих характеристиках образовательной программы ДОУ. В нашей программе три раздела: целевой, содержательный и организационный раздел. Соответственно в каждом разделе две части - обязательная часть и часть формируемая участниками образовательного процесса.

Целевой раздел программы включает в себя пояснительную записку в которой прописываются цели и задачи из программы «Радуга» и наши годовые задачи, принципы, которые обозначены Стандартом, тем самым содержательно раскрывая и представляя пути практической реализации в конкретной образовательной деятельности. Так же указываем значимые для разработки программы характеристики, в том числе.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют целевые ориентиры возможных достижений, определенных в Стандарте не по возрастным группам, а в целом к завершению дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС ДО в содержательном разделе Образовательной Программы нами представлены:

  • • описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях;
  • • способы и направления поддержки детской инициативы;
  • • взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников;
  • • коррекционная работа;
  • • подходы к организации педагогической диагностики.

Реализация программы происходит в формах, специфических для детей дошкольного возраста и прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Наличие плавательного бассейна позволяет нам проводить образовательную деятельность, с детьми начиная со средней группы, используя парциальную программу «Послушные волны», автор Чекминева.

В 2015 году были выделены средства на улучшение материально- технической базы, и мы приобрели базовый комплект LEGOEducation дня с использованием парциальной программы «LEGO в детском саду»,(часть формируемая участниками образовательного процесса)

 Программа «Радуга» полностью методически обеспечена и предоставляет педагогу поддержку в виде комплекта, включающего в себя:

•  описание педагогической работы по реализации в образовательном процессе содержания всех образовательных областей — социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие;

•  описание взаимодействия педагогов с детьми в основных формах детской деятельности— игровой, творческой изобразительной, речевой, музыкальной, театральной, исследовательской; общении; познании; начальных формах трудовой и учебной деятельности;

•  формы организации жизни детей в детском саду и систему планирования образовательной деятельности по всем возрастным группам;

•  комплект пособий для детей по всем возрастным группам;

•  описание системы управления образовательной организацией, которая позволяет
обеспечить создание в образовательной организации требуемых Стандартом психологопедагогических  условий.

      К сожалению еще не все  методические пособия напечатаны. Большая часть пособий находится в печати.

Поддержка детской инициативы

2 мес.-1 год:  приоритетной сферой проявления детской инициативы является развитие мимических и вокальных реакций на окружающее, развитие движений тела.

1-2 года:  приоритетной сферой проявления детской инициативы является активное самостоятельное передвижение в пространстве, исследование предметов на основе манипулирования.

2-3 года:  приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.

3-4 года:  приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.

4-5 лет:  приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная цеятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

5-6 лет:  приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива.

6-8 лет: приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.

 

 

 

Современный родитель стремится к диалогу, он хочет, чтобы его пожелания по воспитанию ребёнка учитывались, его мнение было услышано, его взгляды были учтены в работе воспитателей. Сделать это нелегко. Построение гармоничного, адекватного взаимодействия с родителями требует много терпения, такта, мудрости. Опыт показывает, что современные родители в наибольшей степени заинтересованы в активных формах обучения, таких, как практические занятия и тренинги. Наиболее эффективными формами взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников с точки зрения повышения родительской компетентности являются:

•  ролевая игра, направленная на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребёнка в различных ситуациях;

• психологический тренинг общения, обучение умению видеть реакцию партнёра по общению и учитывать её, меняя собственный стиль общения; обучение умению понимать и осознанно использовать невербальные компоненты коммуникации;

•  тренинг самоконтроля и психоэмоциональной саморегуляции;

• рефлексия собственного стиля родительского поведения и формирование осознанных установок на желаемое поведение.

 

Содержательный раздел Программы дополнен описанием инклюзивного образования и коррекционной работы.

Коррекционно-педагогическую работу в ДОО авторы Программы считают целесообразно осуществлять в рамках двухкомпонентной модели, предполагающей наличие двух блоков психолого-педагогической поддержки семьи и ребёнка.

Первый блок - базовый коррекционный - ориентирован на оказание коррекционной помощи для всех без исключения детей раннего и дошкольного возраста, приступивших к усвоению программ дошкольного образования и испытывающих трудности временного или парциального характера, — дети с неярко выраженными отклонениями в развитии.

Второй блок - специальный и инклюзивный - предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих выраженные трудности интенсивного и/или постоянного характера, - дети с нарушениями развития

У нас нет детей с ОВЗ, соответственно нет групп. Но коррекционная работа ведется педагогом-психологом и направлена она на оказание коррекционной помощи всем детям нашего учреждения. Диагностика в рамках коррекционной работы, проводится специалистом по специальной методике оценки уровня нервно-психического развития детей 2-3 лет и 4 - 7 лет, автор К.Л.Печора.

Требования ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования (Программы) заданы как целевые ориентиры.

Рекомендации по проведению педагогической диагностики образовательной деятельности, реализуемой по пяти предусмотренным Стандартом направлениям, авторы Программы «Радуга» включили в соответствующие методические пособия.

В зависимости от материальных и кадровых условий, которыми располагает организация, и характера запроса, который предъявляют к ней родители, возможна организация материально-технического обеспечения трёх уровней.

Принципы формирования материально-технической базы представлены на слайде.

При любом уровне материально-технического обеспечения содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального и перспективного развития детей. В связи с этим в Программе «Радуга» представлен единый для всех уровней перечень оборудования, обеспечивающий реализацию ФГОС дошкольного образования для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательными областями. Развивающий эффект имеют не сами по себе предметы, а та детская деятельность (будь то самостоятельная или организуемая взрослым), в которую они включены. Многолетний опыт внедрения Программы «Радуга» показал, что качество развития детей определяется не столько «богатством» развивающей среды, сколько уровнем профессионального и творческого потенциала педагогов. Поэтому авторы уверены, что и при скромных материальных возможностях можно обеспечить высокий уровень развития детей своей группы.

          Еще одна особенность  организации  развивающей предметно-пространственной среды – стиль «радужных»  групп.  РППС  «радужных» групп  отличает обилие детских работ, для каждой из которых характерна яркая индивидуальность замысла и средств его реализации. Богата зона познавательного развития, зона математики и грамоты. В свободном доступе для детей всегда имеются разнообразные изобразительные материалы, наличие  такого важного объекта, как «Полочка красоты».  На стенах группы всегда висит несколько дидактических коллективных работ, сделанных самими детьми, с которыми продолжается речевая и иная развивающая работа. Традиция «Утро радостных встреч»

Это традиция встречи в понедельник после выходных дней, проведённых дома,
в семье. После завтрака воспитатель и дети рассказывают друг другу о том, как они провели эти дни, делятся своими переживаниями и впечатлениями.

Традиция «Сладкий вечер» («Сладкий час»)

Мы советуем проводить эту традицию в среду во время полдника. Учитывая значение культуры дружеской совместной трапезы для социализации ребёнка старшего дошкольного возраста, мы предлагаем форму чаепития. Во время приятного чаепития может завязаться непринуждённая дружеская беседа детей с педагогами и друг с другом. Содержание бесед обычно отражает те проблемы, которые волнуют детей в данный момент.
Помните, что эта традиция не подразумевает предварительного планирования педагогом темы для разговора и не должна превращаться в образовательное мероприятие!

Традиции-ритуалы

Общегрупповой ритуал утреннего приветствия

Желательно, чтобы перед началом дня общей жизни группы воспитатель собирал детей вместе в круг и проводил утренний ритуал приветствия (можно с опорой на игру, стишок), выражая радость от встречи с детьми и надежду провести вместе приятный и интересный день.

Для детей старшего дошкольного возраста в ритуал включается обсуждение планов на предстоящий день. Педагог внимательно выслушивает пожелания детей, делится с ними своими планами, и принимается согласованное решение на основе обсуждения всех предложений.

«Круг хороших воспоминаний»

Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить, как положительно отличился каждый ребёнок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить о хорошем. Затем педагог предлагает всем вспомнить, что приятного, весёлого, радостного произошло сегодня (не стоит переживать, если вначале дети будут не очень разговорчивы). После этого он коротко говорит что-нибудь хорошее о каждом ребёнке. Самым главным является то, что каждый ребёнок услышит про себя что-то положительное, и остальные дети тоже услышат, что у всех есть какие-то достоинства. Постепенно это создаёт в группе атмосферу взаимного уважения и чувство самоуважения у отдельных детей.

«Для всех, для каждого»

Мы не можем требовать, чтобы все дети одинаково хорошо относились друг к
другу. Но воспитатель именно тот человек, который может показать детям пример равнодоброжелательного отношения ко всем. Мы предлагаем создавать ситуации, в которых вы сами распределяете поровну между всеми детьми группы какие-то привлекательные для них маленькие подарки: красивые фантики, ленточки, камешки или ракушки и т. п. Такие «сеансы» преследуют цель на доступном для данного возраста уровне создать атмосферу равных прав. Подобные «сеансы» следует проводить не реже одного раза в неделю.

«День рождения»

Нужно выработать единый сценарий, который будет реапизовываться при чествовании каждого именинника. Он может включать особые элементы костюма — плащ или корону именинника, специальные красивые столовые приборы, праздничную салфетку на стол, специальный «трон» (украшенный стул с высокой спинкой). Выберите какую-нибудь традиционную хороводную игру, например «Каравай»; разучите с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки. Если вы решите, что в группе будете преподносить подарки, они тоже должны быть одинаковыми или сделанными руками детей.

Традиционными общими праздниками являются:

•  три сезонных праздника на основе народных традиций и фольклорного материала: осенний праздник урожая, праздник встречи или проводов зимы, праздник встречи весны;

•  общегражданские праздники — Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день.

Для детей старшего дошкольного возраста также предлагаются различные профессиональные праздники, международные праздники экологической на-
правленности (Всемирный день Земли, Всемирный день воды, Международный день птиц, Всемирный день моря), международные праздники социальной
направленности (Всемирный день улыбки, Всемирный
день «спасибо» и т. п.) — по выбору педагогов.

Планируются также совместные досуговые события с родителями: концерты, выставки семейных коллекций, фестивали семейного творчества, «Встречи с интересными людьми», спортивные праздники.

Обще культурным и традициями жизни детского сада мы предлагаем сделать
следующие формы:

•  выводить детей старшего дошкольного возраста за пределы детского сада на прогулки и экскурсии;

•  создавать условия для интересного и приятного общения со старшими и младшими детьми в детском саду;

•  показывать детям кукольные спектакли силами педагогов, родителей, профессиональных исполнителей (в соответствии с возможностями организации);

•  организовывать праздники-сюрпризы;

•  проводить музыкальные концерты, литературные вечера, художественные творческие мастер-классы с приглашением исполнителей и специалистов (в соответствии с возможностями организации).

Для дошкольников важно, чтобы в основном распорядок жизни был стабильным, повторяющимся. С ребёнком, который привык к определённому порядку, значительно легче взаимодействовать.

При организации режима учитываются рекомендации СанПиН, направленность групп, которые функционируют в дошкольной организации, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей.

Часть формируемая участниками образовательных отношений складывается из реализации целей и задач регионального компонента. Вариативных форм дошкольного образования - в нашем случае это группы кратковременного пребывания детей ранней социализации, (с указанием режимов пребывания, содержанием РППС). На основе Программы «Радуга» составили планирование для групп кратковременного пребывания. Группа семейного воспитания (4-х часовая).

Ну и в заключении, хочу еще обратить ваше внимание на планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - одна из главных функций управления процессом реализации образовательной программы - отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов вносит в действующую структуру планирования значительные изменения. Я предлагаю Вашему вниманию модель календарно-тематического планирования образовательной работы в нашем ДОУ.

Структура плана образовательной работы такова:

темы месяца планируются с учетом возраста детей, сезонных явлений, традиционных событий, праздников, мероприятий.

Работа по взаимодействию с семьей планируется в соответствии с годовым учебным планом, на квартал.