Духовно нравственное воспитание – задачи ФГОСТ и определение понятий.
Одной из задач, определенных Федеральным Госстандартом для дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [1]. Однако, в комментариях к Стандарту, данному со стороны законодателей и общественности, не уделяется внимания разъяснению содержания понятия духовно-нравственных ценностей. Термин этот используется в последнее время столь часто, что о его значении перестали задумываться. Тем не менее, если попытаться проанализировать современное понимание данного понятия, то окажется, что оно слишком абстрактно, чтобы была возможность всеобщего применения его в качестве основания для практической образовательной деятельности. При этом повсеместно признается его исключительная важность и абсолютный характер.
Духовно-нравственные ценности понимаются в качестве эталона должного, определяющего отношение человека к объектам действительности и регулирующими его поведение и деятельность [2]. Однако природа «должного» остается не ясной. Отмечается, что источником этих ценностей в далекий исторический период являлись религиозные предписания, ставшие основанием общечеловеческих ценностей [2]. Именно сознательная ориентация человека на духовно-нравственные ценности, в свою очередь, определяет его духовность: «Духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности» [3]. Таким образом, мы впадаем в логическую ошибку - круг в определении, для размыкания которого невозможно обойтись без обращения к религиозному контексту. В словаре синонимов понятие духовности стоит в ряду с понятиями религиозности и церковности [4].
В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» также нет строгого определения: «Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов» [5]. С позиций релятивизма каждый принцип может приобрести диаметрально противоположные смыслы. Однако важно, что Концепция увязывает духовно-нравственное воспитание с религиозной идентичностью: «Для полноценной российской идентификации в структуре личностного самосознания гражданина должна присутствовать определенная религиозная идентичность или знание, понимание и уважение отечественных религиозных традиций. Вне религии или личностно значимого диалога культуры и религии духовно-нравственное развитие личности затруднено» [5]. И именно в этом содержится ключ к определению самой сути духовного.
Введение в стандарт понятия духовно-нравственных ценностей открывает огромные возможности для обогащения педагогического опыта через обращение к православной педагогике. Накопленное веками в христианской антропологии, аскетике знание о человеческой природе, о тончайших движениях его души, о смысле жизни человека должно быть осмыслено и воспринято в таком ответственном деле, как воспитание и образование детей. Совершенно новое измерение открывает православная педагогика устанавливая связь между образованием и понятием «образа». А именно, под образованием подразумевается восстановление образа Божия в человеке [6] и, тем самым, понятие духовно-нравственных ценностей получает определенный критерий, ориентированный на Абсолютный авторитет. Закрепление идеала человека в личности Бога, устраняет релятивизм в понимании духовно-нравственных ценностей, исходящий из человеческих оценок, взглядов, принципов и с необходимостью подчиняет их одним нормам, получившим в светской культуре название «общечеловеческих ценностей».
По словам В.В. Зеньковского: «В свете христианской антропологии природа человека освещается иначе, чем в натуралистическом ее понимании. Хотя лучшие представители науки о человеке признают духовную жизнь в человеке как основу его существа… но истолкование этого духовного начала в линиях пантеизма обедняет его. Духовное начало в человеке не только не выводимо из природной эволюции, не только предполагает надиндивидуальный, супранатуральный его корень, но в самой своей сущности свидетельствует о том, что оно связано с Абсолютом. Духовная жизнь в человеке есть непрестанное, неутомимое искание Бесконечности, и как раз этой его чертой оно сообщает человеку тот импульс духовного, который движет человека к Богу» [7].
Духовно нравственное воспитание – современный опыт: формы реализации, программы, методы и принципы организации.
В настоящее время православными педагогами проводится большая работа по интеграции принципов православной педагогики и культуры в систему образования на всех его ступенях. С учетом последней редакции Государственного образовательного стандарта Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви был разработан «Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования» [8], в котором нашли отражение конкретные принципы реализации духовно-нравственного воспитания в контексте православной традиции.
Следует отметить, что программа может осуществляться двумя способами: 1) как отдельный модуль основной общеобразовательной программы дошкольного образования (дополнение обязательной части) и 2) как основной вектор развития детей, задающий содержание общеобразовательного блока. Оба варианта ориентированы на комплексное личностное развитие детей в единстве интеллектуального, нравственного, эстетического и других компонентов.
Рассмотрим основные формы, программы и методы реализации задач духовно-нравственного воспитания в структуре современного дошкольного образования.
- 1. Муниципальные учреждения.
«Православный компонент дошкольного образования на добровольной основе (по согласию педагогического коллектива и заявлению родителей или лиц, ихзамещающих) может быть реализован в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях»[9]. Речь идет о первом варианте организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников – как отдельного модуля основной общеобразовательной программы дошкольного образования (дополнение обязательной части).
«С момента вступления в силу с 1 сентября 2013 г. ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»1 (29.12.12 года № 273) и принятия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г.) государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения могут реализовывать духовно-нравственный компонент, включая предмет Основы православной культуры в основную образовательную программу, формируемую участниками образовательного процесса. Государственные, муниципальные и частные образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования» [9].
В качестве одной из лучших программ в этом направлении является программа ««Добрый мир». Православная культура для малышей», составленная д-ром пед. наук Шевченко Л.Л. [10]. Интегративной темой авторской программы является тема «Православная культура в жизни человека». Программа рассчитана на возрастные группы детей 5-6 и 6-7 лет и является вводной частью авторской общей программы «Православная культура» для 1-11 классов. Программа предполагает проведение 4-х занятий в неделю, включающих различные виды деятельности. Каждое занятие раскрывает отдельную тему тематическому блока в соответствии с возрастом воспитанников. Знакомство детей с Православием происходит через социокультурный контекст. Программа составлена и издана в 2011 году, сегодня успешно реализуется во многих регионах Российской Федерации на базе муниципальных детских садов, одобрена Синодальным отделом образования и катихизации РПЦ.
- 2. Просемейные НКО.
Возникновение множества различных просемейных НКО для России последних лет это не редкость: родительские комитеты, общественные организации, общества родителей имеющих детей инвалидов, центры опеки и патронажа, различные по направлениям деятельности семейные центры и клубы... Инициаторами и учредителями подобных организаций выступают, как правило, неравнодушные, активные родители. Сфера вопросов и интересов этих НКО сконцентрирована на проблематике семьи в современном обществе: в юридических, правовых, образовательных, социальных, культурных и воспитательных аспектах.
Отдельно выделим просемейные НКО, выбравшие педагогическое сопровождение современной семьи своим основным направлением деятельности. На базе таких объединений успешно применяются оба варианта организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников – и как отдельного модуля основной общеобразовательной программы и как основного вектора развития детей, задающего содержание общеобразовательного блока. Особенностью в данном способе организации является, во-первых, охват большей возрастной аудитории – от 1 года (или даже с рождения) до 7 лет; а также большая включенность в образовательно-воспитательный процесс родителей и всей семьи.
Безусловным авторитетом в этом направлении является Семейный центр “Рождество” (г. Москва), который в 2016 году отмечает свой 25 летний юбилей. Центр является разработчиком целого ряда программ по формированию культуры семьи и родительства и духовно-нравственному воспитанию детей, которые образуют социальную технологию «Семейный лад – XXI».
Авторским коллективом центра, под руководством кан. культурологии Анастасии Абрамовой, разработана и апробирована программа студийных занятий «Введение в традицию»[11], рассчитанная на родителей с детьми от 1,5 до 8 лет. Программа работает с 1992 года, переиздана в 2014 году, также имеет гриф Синодального отдела образования и катехизации РПЦ. Специфика студийных занятий позволяет организовать работу с детьми в рамках системного подхода, когда обращение к отдельным аспектам личности ребенка (интеллектуальной, эстетической) происходит через духовно-нравственное пространство. Таким образом, «познавательная сфера расширяется не путем накопления ребенком разнообразных фактов, а через открытие и усвоение связей между ними»[11]. Занятия объединены в ряд тематических циклов, связанных также между собой внутренней логикой проживания календарного года. Сегодня семейный центр «Рождество» имеет пять филиалов в г. Москва, на регулярной основе охватывая аудиторию в более чем 1000 семей.
- 3. Духовно-нравственное воспитание на приходах РПЦ.
Духовно-нравственное воспитание и образование всегда принадлежало к приоритетной сфере интересов Церкви, как хранительнице духовного наследия и традиций. Так, сегодня, на приходах РПЦ, с успехом применяется второй вариант организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников – как основной вектор развития детей, задающий содержание общеобразовательного блока в работе. Говоря сугубо о детях дошкольного возраста нужно назвать две формы реализации программ: в младших подготовительных группах Воскресных школ (5-7 лет) и в деятельности православных детских клубов и семейных центров (от зачатия до …). Положительная работа последних одобрена Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства и рекомендуется как эффективная форма работы по духовному оздоровлению современной семьи.
Примером осуществления духовно-нравственного воспитания на приходе может служить деятельность православного семейного центра «Зерно веры» при Свято-Екатерининском кафедральном соборе г. Краснодара. Центр успешно работает с 2007 г. Начиная с аудитории в 75 детей от 3 до 7 лет и их родителей, сейчас центр расширился до 12 дошкольных групп (более 150 детей), что может свидетельствовать о высокой востребованности этого направления.
Широкий спектр программ центра строится на принципах последовательности и преемственности: сопровождение беременности, младенчества, раннего возраста, дошкольного детства, учащихся начальной, средней, старшей школы, юношества…заканчивая бабушками и дедушками, тем самым замыкаясь в круг и образуя многопоколенную семью.
Важно, что православный семейный центр «Зерно веры» рассматривает задачу духовно-нравственного воспитания личности с момента зачатия, и фокусирует свое педагогическое внимание не отдельно на ребенке, а на всей семье как нераздельном духовном целом. Так, методические разработки центра по дошкольному детству представляют собой целый комплекс последовательно выстроенных программ: «Божий дар» - сопровождение беременности специалистами; «Мамушки-лялюшки» - консультативный клуб для родителей детей до 1 года; «Дитятко» - программа для семей с детьми от 1 года до 2-х лет, «Ладушки» - от 2 х до 3-х лет, и основная программа духовно-нравственного воспитания для дошкольников «Божий мир» от 3х до 7ми.
Как отклик на проблематику современного родительства, основным направлением работы центра является педагогическое сопровождение современной семьи, через формирование единого информационно-культурного пространства педагогов-детей-родителей. Мы считаем, что духовное воспитание дошкольников в образовательных учреждениях должно быть согласовано с семейными ценностями и традициями, иначе это доброе семя погибает, как брошенное у дороги, не прорастая вглубь и не укореняясь. В православном семейном центре, осуществляется подход к семье, как Малой Церкви. Поэтому одним из основных принципов организации центра является совместное воцерковление семей. Только на основе духовных ценностей русского народа, хранимых в Православной церкви, возможно возрождение отечественных семейных традиций, культуры семьи и родительства.
Духовно-нравственное воспитание – программа «Божий мир» для дошкольников.
В качестве примера реализации конкретного опыта по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, приведем подробное описание организационной и содержательной структуры программы православного воспитания и творческого развития дошкольников «Божий мир».
Программа была разработана Православным семейным центром «Зерно веры» при Свято-Екатерининском кафедральном соборе г.Краснодарана основе опыта педагогов и с опорой на авторитетные работы православных авторов.
Программа реализуется в Центре с 2007 г., постоянно дорабатывается и совершенствуется. Остается неизменной основная цель - духовно-нравственное воспитание и комплексное развитие ребенка через возрождение православной семейной традиции в сотрудничестве педагогов и родителей.
С самого момента открытия Центр был ориентирован на православных родителей с детьми дошкольного возраста. Эта возрастная группа не охвачена Воскресными школами, да и Храм – это не место для игры и общения. Именно для детей 3-7 лет и была разработана программа «Божий мир». Воспитываясь на ступенях программы, дети растут не только физически и интеллектуально, но, в первую очередь, душевно и духовно. Под внимательным, бережным присмотром профессиональных, воцерковлённых и любящих преподавателей «Зёрнышки» (дети 3-х лет) вырастают в «Росточки» (дети 4-х лет), потом в «Стебельки» (дети 5-ти лет) и наконец, становятся «Колосками» (дети 6-ти лет).
Таким образом, программа «Божий мир» включает в себя две ступени: дети 3, 4 лет и 5,6-7 лет, каждая из которых рассчитана на два учебных года. Содержательная направленность занятий соответствует возрастным особенностям ребенка. Занятия проходят в групповой форме (10-14 детей).
I ступень обучения: 1-й год – «Зернышки» (дети 3-х лет);
2-й год – «Росточки» (дети 4-х лет).
II ступень обучения: 1-й год – «Стебельки» (дети 5-и лет);
2-й год – «Колоски» (дети 6-7 лет).
Занятия проводятся с 14 сентября (день церковного Новолетия) по конец мая, два раза в неделю для I ступени и три раза в неделю для II ступени, по 3-4 предмета в день.
Все занятия с детьми разделены на два блока: основной и дополнительный. Основной блок составляют вероучительные предметы (Божий мир, Жития святых) и предметы, включающие православно-воспитательный компонент (Мир музыки, Мир творчества, Буквица славянская, Светелка сказок). Предметы основного блока нацелены на введение ребенка в мир Православия, ознакомление его с духовным опытом Церковной жизни, выстраивание верной ценностной иерархии. Часть занятий таких предметов как «Божий мир», «Мир творчества», «Мир музыки» строятся по принципу сквозного тематического планирования.
Предметы дополнительного блока носят общеразвивающий характер. Все компоненты программы складываются в единую программу комплексного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
“Божий мир” (для детей 3, 4 лет), I ступень обучения – 2 года.
Основной блок: Божий мир, Мир музыки, Мир творчества.
Дополнительный блок (развивающий компонент): Игралочка-песочница, Развивалочка, Колобок, Хореография.
“Божий мир” (для детей 5, 6-7 лет) II ступень обучения – 2 года.
Основной блок: Божий мир, Мир музыки, Мир творчества, Жития святых, Буквица славянская, Светелка сказок.
Дополнительный блок (развивающий компонент): Песочница, Информатика и логика, Хореография, Подготовка к школе.
В идеальном варианте расписание должно быть составлено таким образом, чтобы предметы основного и дополнительного блока не перемешивались. Для групп I ступени: один день – предметы основного блока, один день – предметы дополнительного блока. Для II ступени – два дня в неделю – предметы основного блока, один день – предметы дополнительного блока.
Программа «Божий мир» организуется в трех направлениях: на детскую аудиторию, для родителей и для совместных детско-родительских групп.
Известно, что наибольший эффект в процессе воспитания духовной личности возможен при согласованном взаимодействии педагогов, специалистов и семьи. Причем воспитание детей в семье неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, а духовное формирование детей – с духовным возрастанием родителей. Поэтому предметы основного блока проводятся совместно с родителями. Совместные занятия для детей и родителей призваны создать единую культурно-информационную и духовную среду в семье и общине, созидаемой на базе Центра, а также помогают совместному духовному становлению детей и родителей.
Во время посещения детьми предметов дополнительного блока, проводятся специальные занятия для родителей. Принцип параллельных занятий для детей и родителей дает возможность родителям не беспокоиться о своих чадах, не затрачивает дополнительного времени, помогает родителям быть примером для детей в воспитательно-образовательном процессе. Для отдельных занятий с родительскими группами приглашаются педагоги, психологи, врачи, что дает возможность получить ответы на тревожащие их вопросы. Проводятся лекции, семинары, дискуссии и мастер классы. Эти занятия служат площадкой для взаимодействия родителей, имеющих детей одного возраста.
Занятия для родителей:
- «Беседы с батюшкой» (о семье воспитании, ответы на вопросы, индивидуальные консультации и помощь)
- «Духовный путь» (лекции по Истории Ветхого и Нового Завета, катихизису, основному богословию, литургике)
- «Поем для души» (разучивание тропарей праздников, духовных песнопений и добрых песен)
- «Зерна добродетелей» (прикладное творчество, изготовление русской куклы).
В программе находят отражение праздники Православного календаря. Основные события церковной жизни освящаются в тематических беседах, проводимых с детьми педагогами или священниками. Каждый день занятий начинается и заканчивается общей молитвой. Воспитанники и родители участвуют в практической Церковной жизни: Причащаются, участвуют в молебнах, прикладываются ко святыням. Такое участие создает у детей представление о нормах православной жизни, как реальной основе отношений к миру, людям, к себе.
Духовно нравственное воспитание – дошкольное детство: проблематика и потенциал.
Проблема духовно-нравственного воспитания является сегодня наиболее важной и вместе с тем наиболее проблемной областью дошкольного образования. Дело в том, что со всеми преимуществами цивилизации в плане внешнего материального благополучия, область духовного и нравственного перестала рассматриваться как самоценность, как определяющий фактор в жизни общества. Тем не менее, накопленный веками, человеческий опыт говорит о том, что без доминанты духовного здоровое существование личности и общества не возможно, что обилие материальных благ не сможет заменить отсутствие духовно-нравственных критериев взаимоотношений между людьми.
Проблема усугубляется тем, что благодаря современным информационным технологиям любые поверхностные идеи, обслуживающие потребительскую идеологию получают мгновенное тиражирование и внедрение в информационно-культурное пространство. А самыми незащищенными потребителями, самым внушаемым контингентом являются, конечно же, наши дети. Поэтому предельно важным становится вопрос о разумном контроле со стороны взрослого того информационного содержания, которое доступно детям, об усвоении ребенком правильной иерархии ценностей, способствующей воспитанию духовной личности, а не самовлюбленного карьериста. Однако, к сожалению, взрослые зачастую не обращают внимания на данную проблему, позволяя ребенку заниматься «самообразованием» у экранов телевизоров или планшетов. Во многом это связано с утратой в нашем государстве Православной традиции, отвечающей за формирование духовно-нравственного базиса личности. Современные родители – это те люди, формирование которых проходило в эпоху переоценки ценностей, когда идеологический энтузиазм советского человека уже угас, а православная традиция не была укоренена в их семьях. Именно поэтому многие родители приучены к нравственному релятивизму потребительским обществом, в котором они росли, и сами не имеют прочного духовно-нравственного стержня.
Таким образом, становится очевидной актуальность создания православных семейных центров, в которых формируется необходимая для полноценного развития ребенка информационная среда, основанная на христианских истинах и ценностях. Здесь моделируется и выстраивается традиционный семейный уклад, пристальное внимание сосредоточено на внутреннем мире ребенка, его гармоничном возрастании, на микроклимате семьи. Усилия преподавателей и родителей в таких центрах консолидируются на достижении общих целей и задач, через бережное отношение, укрепление и духовное оздоровление семьи.
Усвоение духовно-нравственных ценностей обуславливает формирование личностной ценностной иерархии, соответствующей христианской нравственности, а, следовательно, и тех нравственных идеалов, которые необходимы для существования человеческого общества, процветающего государства и крепкой семьи. Этические категории справедливости, правды, совести и т.д. получают свое онтологическое наполнение в Божественном авторитете и, таким образом, устраняется момент релятивизма (относительности, субъективности, необязательности) в их осуществлении в практической жизни.
Наиболее эффективными формами работы по формированию духовно-нравственного «стержня» личности ребенка является не передача культурологических интеллектуально-теоретических знаний, а совместное проживание, эмоционально-смысловое переживание, творческое «одушевление» детского ума и сердца. Огромный потенциал и огромная преобразующая сила стоит за основными принципами православной педагогики, такими как:
совместная молитва благодарственная и просительная;
Причащение Святых Христовых Тайн и Таинство Покаяния;
праздники православного календаря;
паломничество к святыням города, края, России;
семейные традиции и моделирование семейного уклада;
совместный труд и творчество;
милосердие и жертвенность…
Таким образом, при любой форме организации программ по духовно-нравственному воспитанию детей, необходимо создать реальное практическое взаимодействие детей-родителей-педагогов на основе принципов православной культуры, усвоение которой способствует распространению основных духовно-нравственных ценностей и «за ограду Церкви» - в социум. Тем самым, применение принципов православной педагогики способствует реализации основного требования системы дошкольного образования – «обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям» [1].