Полный текст статьи
Печать

        Система дошкольного образования в настоящее время активно развиваться. С точки зрения П.И. Третьякова, мы перешли от функциональной модели управления дошкольным образованием на проблемно-ориентированное управление, т.е. на такое управление, которое обеспечивает развитие системы посредством прогнозирования и преодоления проблем. Для этого руководителям системы дошкольного образования и педагогам необходимо знать и ориентироваться в путях повышения эффективности и направлениях совершенствования качества образования в образовательных организациях разных типов и видов. 

        «Качество образования в дошкольной образовательной организации» рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития на основе требований и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей). С этой точки зрения качество образования изучается в трех аспектах: качество условий, качество процесса образования, качество результатов. 

        Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий, особенно ввиду того, что сегодня ФГОС ДО определяет требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5. ФГОС ДО).

Одним из этих требований является обеспечение поддержки индивидуальности и инициативы детей через:

  • · создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • · создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • · недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Анализ педагогической практики дошкольной образовательной организации  показывает, что перечисленные условия обеспечиваются не в полной мере, а именно, дети недостаточно активно проявляют свою инициативу, творчество, самостоятельность и т.д.

Вместе с тем, мировая практика показывает, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений, т.к. они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе и, в целом, позволяют, на наш взгляд, создать условия поддержки индивидуальности и инициативы детей.

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Большинство исследователей и  практиков рассматривают качество дошкольного образования на уровне житейского понятия, в общеупотребимом значении  как полезность и добротность объекта. Часть исследователей предпринимала попытки определить объем и содержание данного понятия. Достаточно длительный период доминировало мнение о том, что качество дошкольного образования определяется созданными для его осуществления условиями, то есть, по сути, тождественно им.

Для  нашего  исследования  важно  обратиться  к  пониманию  качества  дошкольного  образования,  как  к  степени  соответствия  совокупности  свойств  и  результатов  образования  детей  дошкольного  возраста  прогнозируемым  целям  на  основе  норм,  требований,  потребностей  и  ожидания  субъектов  образовательного  процесса:  педагогов,  родителей,  детей.

Система дошкольного образования все больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию.

         Услугаэто результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и деятельности исполнителя по удовлетворению запросов потребителя.

          Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее  фактического состояния с состоянием необходимым. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние,  к которому система в целом и каждый ребенок в отдельности должны придти в результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни качественным.

         Таким образом, качество дошкольного образования это интеграция:

  1. Гарантированной реализации минимальных стандартов образования, т.е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень – начальной школы.
  2. Способности субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их:
    • качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья;
    • качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения;
    • качества управления системой дошкольного образования;

      3.Способности отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь – родителей) и соответствующего государственным нормативам.

4.Стремления к совершенствованию, т.е. стремления не только к реальному, но и к потенциальному качеству образования в  дошкольном образовательном учреждении.

         Следовательно, качество дошкольного образования – обобщенная мера эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам.

         От чего же зависит качество ДОУ?

1.  От качества работы воспитателя

2.  От отношений, которые сложились в коллективе

3.  От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми

4.  От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Мы согласны с мнением О.А. Сафоновой о том, что качество образования – это объект мониторинга в дошкольной организации, предстающий  в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольной организации.

Следовательно, качество  дошкольного образования в организации  -  это управляемый процесс,  это результат деятельности  всего педагогического коллектива.

В связи с этим, качество образования  в  дошкольной организации – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:

– как ребенок в организации реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы,  и т.д.);

– какие  условия  созданы  в  дошкольной образовательной организации  (образовательная  среда, ориентированная  на самоценность  дошкольного  детства; положительный  микроклимат в  коллективе;  система  стимулирования  качественной работы, творческая направленность  деятельности  коллектива ДОО  и  его руководителя;  ориентация  на  образовательные  потребности  и  запросы  семьи;  систематическое коллективное  обсуждение  состояния  образовательного  процесса  и  принятия грамотных  управленческих  решений и  т.д.)

Как показал анализ литературы, существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОО.

        Мы предлагаем всю совокупность подходов к выделению параметров оценки свести к следующим пяти блокам:

1. Образовательная деятельность;

2. Развивающая среда;

3. Психологический комфорт ребенка;

4. Здоровьесберегающая деятельность;

5. Удовлетворение потребности семьи. 

Современная концепция ФГОС, в которой образовательный стандарт понимается как общественный договор, ориентирована на учёт интересов и потребностей ребёнка, его семьи, общества и государства.

       Системообразующим компонентом ФГОС выступают требования к результатам освоения ООП, потому что именно результаты образования, во-первых, представляют собой конкретное описание достигнутых целей образовательной деятельности, а во-вторых, являются главным предметом договора между личностью, обществом и государством.

        Система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.

           На  основании  вышеизложенного,  мы сформулировали  следующие  основополагающие  уровни  проявления  качества  дошкольного  образования:

  • предоставление  родителям  возможности  выбора  для  своего  ребенка  индивидуально-образовательного  маршрута,
  • обеспечение  социальной  защиты  дошкольника  от  некомпетентных  педагогических  воздействий;
  • предоставление  родителям  гарантий,  что  к  концу  дошкольного  детства  их  ребенок  получит  необходимый  уровень  подготовки  для  успешного  обучения  в  начальной  школе.

         Важным аспектом качества образования является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Прежде всего, образовательный процесс должен осуществляться в условиях развивающего взаимодействия между педагогами, детьми и родителями. Оптимизация данного процесса может касаться либо изменения условий протекания общения, либо системы форм и способов его реализации. Второй путь управления качеством образовательного процесса предполагает воздействие на его компоненты (И.П. Подласый) – целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Это значит, что повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса. Третий путь совершенствования образовательного процесса в ДОО, предполагает формирование связей между информационным, коммуникативным и организационно-деятельностным компонентами педагогической системы. Основой совершенствования системы управления качеством образовательного процесса в ДОО здесь выступают единство компонентов, целостность и гибкость функционирования системы воспитательно-образовательной или коррекционно-развивающей работы в ДОО. 

        Проектная деятельность в ДОО.

         Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

        Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

        Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

          Мы считаем этот метод очень эффективным, т.к. он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

  Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

 Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

 Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

 Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

Преимущества проектного метода:

  • является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  • повышает качество образовательного процесса, позволяя решать разноплановые задачи;
  • служит развитию критического и творческого мышления.
  • способствует повышению компетентности педагогов.
  • способствует приобщению родителей воспитанников к деятельности ДОО.

Мы считаем, что использование на практике технологии проектной деятельности позволит нам, решая многочисленные задачи организации педагогического процесса, достичь нового качества деятельности дошкольной образовательной организации.

         Проектная деятельность — сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.

          Проектный метод в МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 221» проходит через все виды детской и педагогической деятельности в учреждении. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОО, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию  познавательной и творческой активности.

          Работая в инновационном режиме,  мы используем педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.   

          К тому же технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

          Реализуя проектную деятельность, мы изучили множество рекомендаций, матриц и методик разработки педагогического проекта, которые имели рекомендательный характер. Вариативность подходов проектной деятельности позволили сделать нам вывод о том, что проектирование – это творчество педагога при обязательном выполнении алгоритма поэтапной работы.

        Используя в своей работе педагогическое проектирование, мы планируем в полной мере реализовывать личностно-ориентированный, компетентностный и развивающие подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а с ними и новых компетенций, технологий. Мы понимаем, что проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.

В этой связи основными предполагаемыми результатамивнедрения системы технологий проектной деятельности в образовательный процесс ДОО должны стать:

- обеспечение условий осуществления поддержки индивидуальности и инициативы детей;

- обеспечение условий построения развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка;

- обеспечение условий осуществления взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка;

- разработка системы технологий проектной деятельности.

- разработка авторских проектов для детей дошкольного возраста.

- организация внедрение системы технологии проектной деятельности в образовательный процесс, апробация механизмов управления ею в ДОО

- выработка рекомендаций по организации проектной деятельности в ДОО, в которой задействовано максимальное количество детей, педагогов и родителей.