В современном обществе образовательные организации, в том числе и дошкольные не могут быть закрытыми структурами и решать свои образовательные задачи в отрыве от общих задач. Требуется расширение участия общества в выработке, принятии и реализации управленческих, организационных решений как в образовании в целом, так и в каждом отдельном учреждении. В условиях изменений в сфере образования социальные контакты становятся методом обновления качества образования, повышения его эффективности. Основным способом осуществления социальных контактов является диалог, в который вступают стороны с целью достижения соглашения по вопросам, представляющим взаимный интерес. В государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы сказано: «Системным приоритетом является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так непосредственно в образовательную деятельность».
Поэтому приоритетными направлениями деятельности коллектива стали:
1). взаимодействие с социальными институтами, обеспечивающими поддержку и сопровождение ребенка в социуме;
2). создание преемственных связей выпускников педагогических колледжей, вузов с развитием педагогической компетентности педагогов ДОО, призванных обеспечить качественное дошкольное образование.
В 2000 году МАДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 134» впервые занялось изучением вопроса расширения социальных контактов учреждения и получил статус экспирементальной стажировочной площадки. В результате исследований в МАДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад № 134» разработаны, апробированы модели взаимодействия, сотрудничества, социального партнерства с различными социальными институтами, призванными обеспечить счастливое протекание периода детства, его воспитанникам, однако и на сегодняшний день проблема востребована и актуальна.
В нашем учреждении социальные контакты реализуются в нескольких направлениях:
- контакты с профессиональными образовательными учреждениями, занимающихся подготовкой и повышением квалификации педагогических работников;
- контакты с учреждениями дополнительного образования детей;
- контакты с родителями;
- контакты со средствами массовой информации.
Первое направление - контакты с профессиональными образовательными учреждениями, занимающихся подготовкой и повышением квалификации педагогических работников.
МАДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 134» осваивает новые направления проектной деятельности, пропагандирует свои научно- методические, практические достижения, работая со слушателями системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров, сотрудничая с ГБОУ ДПО «Институт развития образования Краснодарского края», ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж». Пропагандируя опыт реализации инновационных проектов, творческая команда использовала множество разнообразных традиционных и нетрадиционных способов от разработки и внедрения внутрисадовских педагогических проектов, семинаров, деловых игр. Всё это обеспечило, с одной стороны развитие образовательной системы организации и механизмов социального партнерства, с другой – способствовало повышению ее имиджа, позволило стать победителем регионального конкурса на лучшее дошкольное образовательное учреждения Краснодарского края и города Краснодара, внедряющего инновационные проекты, изменило его статус – образовательное учреждение стало федеральной стажировочной площадкой. Коллектив педагогов разработал программу повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения, реализуемую в настоящее время на курсах повышения квалификации педагогов дошкольных организаций г. Краснодара, наработаны практические материалы по внедрению ФГОС ДО, которые внедрены в образовательную практику.
Таким образом, инновационная работа дошкольной организации в статусе стажировочной площадки создала условия развития системы дошкольного образования в городе Краснодаре, расширила возможности общения, обмена опытом с педагогами других регионов РФ.
Второе направление - контакты с учреждениями дополнительного образования.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Уже на этапе дошкольного детства наша образовательная организация предлагает ряд бесплатных и платных дополнительных услуг. Дети имеют возможность выбора кружков художественной направленности: хореография, театрализованная и изобразительная деятельность, физкультурно-спортивной направленности: детский игровой стретчинг. На сегодняшний день охват детей, осваивающих программы дополнительного образования, составил 100%. Кружковую работу организуют педагоги детского сада. Также детский сад сотрудничает с педагогами краснодарского краевого Центра творческого развития и гуманитарного образования», творческого объединения «Премьера», с детской школой искусств № 12, с тренерами футбольного клуба «Краснодар». Организуются совместные встречи, концерты, как на территории детского сада, так и партнеров. Воспитанники, посещающие кружок, в дальнейшем продолжают свое образование в рамах системы дополнительного образования. Таким образом, обеспечивается преемственность и непрерывность образования на уровнях дошкольного и дополнительного образования. Созданная система дополнительного образования в детском саду позволяет:
- создать образовательную среду для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса.
- создать условия для самореализации личности, ее интеграции в социокультурную систему города.
- использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей.
- совершенствовать формы сотрудничества с учреждениями дополнительно образования для расширения социально – образовательной системы детского сада.
- обеспечить успешность в новой социальной среде.
- повысить имидж образовательной организации.
- увеличить спрос на образовательные услуги для детей и вовлечение максимального количества семей.
- повысить качество образовательных услуг и уровень реализации стандарта дошкольного образования.
В детском сад разработана модель организации дополнительного образования, которая включает пять взаимосвязанных этапов.
- Мониторинг потребности родителей (законных представителей) в дополнительных образовательных услугах.
Мониторинг родительского мнения проводится с помощью анкетирования: «Какое направление дополнительного образования вы хотели бы видеть в детском саду?
- Презентация образовательных услуг.
Родители знакомятся с педагогами и предлагаемой образовательной программой, с материально-технической базой для проведения кружков в детском саду в режиме родительских собраний и открытых показов. Информация также представляется на официальном на сайте учреждения.
3. Оценка качества условий реализации дополнительных образовательных программ. Анализ отчетной документации педагогов дополнительного образования.
4. Мониторинг удовлетворенности обучающихся и родителей качеством оказываемых услуг.
5. Выявление выпускников, продолживших дополнительное образование по профилю деятельности кружка. Анализируя деятельность системы дополнительного образования детей в своей образовательной организации, мы пришли, что 80% воспитанников при переходе в начальную школу продолжают посещение дополнительных образовательных учреждений той направленности, которая была выбрана в детском саду.
Реализация дополнительных услуг позволяет нашим воспитанникам быть успешными как в детском, так и взрослом сообществе, готовым к новому этапу – обучению в школе. Желание продолжить заниматься любимым делом выступает как главный результат педагогической деятельности. Ведущая идея педагогического коллектива - создание ребенку ситуации успеха, условий для самореализации в самых различных видах деятельности, поощряя его инициативу и формируя ответственность.
Третье направление – социальные контакты с родителями.
Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как сотрудничество. Расширение сферы участия родителей в организации образовательного процесса учреждения – это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на развитие детей. Это и есть установление социальных контактов с целью полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Тесное педагогическое взаимодействие позволяет не только привлечь внимание родителей к образовательной деятельности, но и сделать их ведущими при решении некоторых образовательных задач. Также требования ФГОС ДО предполагают более гибкое образовательное пространство и активное включение в процесс развития детей, их родителей, что актуализирует необходимость интеграции родителей. Так один из родителей наших воспитанников, являющийся доцентом кафедры оптоэлектроники физико-технического Кубанского государственного университета, организует встречи с детьми старшего дошкольного возраста по робототехнике, осваивают азы робототехники за счет создания простых действующих моделей из конструкторов. Задачу , которые ставит преподаватель перед детьми – помочь ребенку научиться общаться, наблюдать, анализировать, презентовать свои решения и самое главное найти собственный путь развития в мире высоких технологий.
В нашем случае такое взаимодействие показало высокую эффективность. В ходе встреч реализовались образовательные задачи, которые педагоги учреждения на данном этапе не могут осуществить в полной мере.
Четвертое направление — контакты со средствами массовой информации. На протяжении двух лет наше учреждение взаимодействует с газетой «Кубанские новости». Журналисты газеты берут интервью у детей по современным, актуальным темам жизни современного общества: «Трудно ли быть губернатором?», «Зачем нужны дети?», «Кто такой патриот?», «Что наши дети знают о войне». Такое сотрудничество с одной стороны позволяет отразить в средствах массовой информации взгляд детей на серьезные события и явления, а для детей – это знакомство с профессией репортер, ощущение взрослости и значимости, развитие любознательности и находчивости. Помимо этого метод интервью позволяет решать образовательные задачи: развитие связной диалогической речи, расширение и активизация словарного запаса, закрепление навыков ведения переговоров.
Качественной характеристикой деятельности МАДОУ МО г. Краснодар «Центр-детский сад № 134» в направлении развития социальных контактов является:
- повышение профессиональной компетенции педагогов, транслирующих свой опыт для учреждений учреждениями, занимающихся подготовкой и повышением квалификации педагогических работников.
- Эффективная организация образовательного процесса для детей с разными образовательными потребностями.
- Успешность воспитанников на следующей ступени образования
Развитие социальных контактов в целом становится условием развития образовательного учреждения.