Полный текст статьи
Печать

В современном обществе  образовательные организации, в том числе и дошкольные  не могут быть закрытыми структурами и решать свои образовательные задачи  в отрыве от общих задач.  Требуется расширение участия общества в выработке, принятии и реализации управленческих, организационных решений как  в образовании в целом, так и в каждом отдельном учреждении. В условиях изменений в  сфере образования социальные контакты становятся методом обновления качества образования, повышения его эффективности. Основным способом осуществления социальных контактов является диалог, в который вступают стороны с целью достижения соглашения  по вопросам, представляющим взаимный интерес. В государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы сказано: «Системным приоритетом является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так непосредственно в образовательную деятельность».

Поэтому приоритетными  направлениями деятельности коллектива стали:

1). взаимодействие с социальными институтами, обеспечивающими поддержку и сопровождение ребенка в социуме;

2). создание преемственных связей выпускников педагогических колледжей, вузов  с развитием педагогической  компетентности педагогов ДОО, призванных обеспечить качественное дошкольное образование.

В 2000 году МАДОУ МО г. Краснодар  «Центр – детский  сад № 134» впервые занялось изучением вопроса расширения социальных контактов учреждения и получил статус экспирементальной стажировочной площадки. В результате исследований в МАДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад № 134»  разработаны, апробированы  модели взаимодействия, сотрудничества, социального партнерства с различными социальными институтами, призванными обеспечить счастливое протекание периода детства, его воспитанникам, однако и на сегодняшний день  проблема востребована и актуальна.

            В нашем учреждении социальные контакты реализуются в нескольких направлениях:

  • контакты с профессиональными образовательными учреждениями, занимающихся подготовкой и повышением квалификации педагогических работников;
  • контакты с учреждениями дополнительного образования детей;
  • контакты с родителями;
  • контакты со средствами массовой информации.

Первое направление - контакты с профессиональными образовательными учреждениями, занимающихся подготовкой и повышением квалификации педагогических работников.

 МАДОУ МО г. Краснодар  «Центр – детский  сад № 134» осваивает новые направления проектной деятельности, пропагандирует свои научно- методические, практические достижения, работая со слушателями системы повышения квалификации,  подготовки и переподготовки  педагогических кадров, сотрудничая с ГБОУ ДПО «Институт развития образования Краснодарского края», ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж». Пропагандируя опыт реализации инновационных проектов, творческая команда использовала множество разнообразных традиционных и нетрадиционных способов от разработки и внедрения  внутрисадовских педагогических проектов, семинаров, деловых игр. Всё это обеспечило, с одной стороны развитие образовательной системы организации и механизмов социального партнерства, с другой – способствовало повышению ее имиджа, позволило  стать победителем регионального конкурса на лучшее дошкольное образовательное учреждения Краснодарского края и города Краснодара, внедряющего инновационные  проекты, изменило его статус – образовательное учреждение стало федеральной  стажировочной  площадкой.   Коллектив педагогов разработал программу повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения, реализуемую в настоящее время на курсах повышения квалификации педагогов дошкольных организаций  г. Краснодара, наработаны практические материалы по внедрению ФГОС ДО, которые внедрены в образовательную практику.

Таким образом,  инновационная работа дошкольной организации в статусе  стажировочной площадки создала условия развития системы дошкольного образования в городе Краснодаре, расширила возможности общения, обмена опытом с педагогами других регионов РФ.

Второе направление - контакты с учреждениями дополнительного образования.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Уже на этапе дошкольного детства наша образовательная организация предлагает ряд бесплатных и платных дополнительных услуг. Дети имеют возможность выбора кружков художественной направленности: хореография, театрализованная и изобразительная деятельность, физкультурно-спортивной направленности: детский игровой стретчинг. На сегодняшний день охват детей, осваивающих программы дополнительного образования, составил 100%.  Кружковую работу организуют  педагоги детского сада. Также детский сад сотрудничает с педагогами краснодарского краевого Центра творческого развития и гуманитарного образования», творческого объединения «Премьера», с детской школой искусств № 12, с тренерами футбольного клуба «Краснодар». Организуются совместные встречи, концерты, как на территории детского сада, так и партнеров. Воспитанники, посещающие кружок, в дальнейшем продолжают свое образование в рамах системы дополнительного образования. Таким образом, обеспечивается преемственность и непрерывность образования на уровнях дошкольного и дополнительного образования. Созданная система дополнительного образования в детском саду позволяет:

  • создать образовательную среду для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса.
  • создать условия для самореализации личности, ее интеграции в социокультурную систему города.
  • использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей.
  • совершенствовать формы сотрудничества с учреждениями дополнительно образования для расширения социально – образовательной системы детского сада.
  • обеспечить успешность в новой социальной среде.
  •  повысить имидж образовательной организации.
  • увеличить спрос на образовательные услуги для детей и вовлечение максимального количества семей.
  • повысить качество образовательных услуг и уровень реализации стандарта дошкольного образования.

            В детском сад разработана модель организации дополнительного образования, которая включает пять взаимосвязанных этапов.

  1. Мониторинг потребности родителей (законных представителей) в дополнительных образовательных услугах.

Мониторинг родительского мнения проводится с помощью анкетирования: «Какое направление дополнительного образования вы хотели бы видеть в детском саду?

  1. Презентация образовательных услуг.

Родители знакомятся с педагогами и предлагаемой образовательной программой, с материально-технической базой для проведения кружков в детском саду в режиме родительских собраний и открытых показов. Информация также представляется на официальном на сайте учреждения.

3. Оценка качества условий реализации дополнительных образовательных программ. Анализ  отчетной документации педагогов дополнительного образования.

4. Мониторинг удовлетворенности обучающихся и родителей качеством оказываемых услуг.

5. Выявление выпускников, продолживших дополнительное образование по профилю деятельности кружка. Анализируя   деятельность системы дополнительного образования детей в своей  образовательной организации, мы пришли, что 80% воспитанников при переходе в начальную школу продолжают посещение дополнительных образовательных учреждений той направленности, которая была выбрана в детском саду.

            Реализация дополнительных услуг позволяет нашим воспитанникам быть успешными как в детском, так и взрослом сообществе, готовым к новому этапу – обучению в школе. Желание продолжить заниматься любимым делом выступает как главный результат педагогической деятельности. Ведущая идея педагогического коллектива - создание ребенку ситуации успеха, условий для  самореализации в самых различных видах деятельности, поощряя его инициативу и формируя ответственность.

Третье направление – социальные контакты с родителями.

            Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как сотрудничество. Расширение сферы участия родителей в организации образовательного процесса учреждения – это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на развитие детей. Это и есть установление социальных контактов  с целью полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Тесное  педагогическое взаимодействие позволяет не только привлечь внимание родителей к образовательной деятельности, но и сделать их ведущими при решении некоторых образовательных задач. Также требования  ФГОС ДО предполагают более гибкое образовательное пространство и активное включение в процесс развития детей, их родителей, что актуализирует необходимость интеграции родителей. Так один из родителей наших воспитанников, являющийся доцентом кафедры  оптоэлектроники физико-технического  Кубанского государственного университета, организует встречи с детьми старшего дошкольного возраста по робототехнике, осваивают азы робототехники за счет создания простых действующих моделей из конструкторов.  Задачу , которые ставит преподаватель перед детьми – помочь ребенку научиться общаться, наблюдать, анализировать, презентовать свои решения и самое главное найти собственный путь развития в  мире высоких технологий.

            В нашем случае такое взаимодействие показало высокую эффективность. В ходе встреч реализовались образовательные задачи, которые педагоги учреждения на данном этапе не могут осуществить в полной мере.

            Четвертое направление — контакты со средствами массовой информации. На протяжении двух лет наше учреждение взаимодействует с газетой «Кубанские новости».  Журналисты газеты берут интервью у детей  по современным, актуальным темам жизни современного общества: «Трудно ли быть губернатором?», «Зачем нужны дети?», «Кто такой патриот?», «Что наши дети знают о войне». Такое сотрудничество с одной стороны позволяет отразить в средствах массовой информации взгляд детей на серьезные события и явления, а для детей – это знакомство с профессией репортер, ощущение взрослости и значимости, развитие любознательности и находчивости. Помимо этого метод интервью позволяет решать образовательные задачи: развитие связной диалогической речи, расширение и активизация словарного запаса, закрепление навыков ведения переговоров.

Качественной характеристикой деятельности МАДОУ МО г. Краснодар «Центр-детский сад № 134» в направлении развития социальных контактов является: 

  • повышение профессиональной компетенции педагогов, транслирующих свой опыт для учреждений  учреждениями, занимающихся подготовкой и повышением квалификации педагогических работников. 
  • Эффективная организация образовательного процесса для детей с разными образовательными потребностями.
  • Успешность воспитанников на следующей ступени образования

            Развитие социальных контактов в целом становится условием развития образовательного учреждения.