Полный текст статьи
Печать

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуются его мышление, внимание, восприятие.

В случаях, когда развитие ребенка протекает в стесненных условиях при наличии интеллектуальной патологии, усвоение словаря в достаточном объеме, полноте значения слова является серьезной проблемой.

У детей с ЗПР и с умственной отсталостью достаточно частыми являются нарушения лексики.

Выявление отклонений в развитии словарного запаса и преодоление их в возрасте, когда языковое развитие еще не завершено, является одной из актуальных проблем в логопедии.

Для осуществления коррекционных мероприятий по формированию и развитию лексического строя речи дошкольников имеет большое значение качественные показатели развития лексики, которые будут значительно отличаться в зависимости от характера психического дизонтогенеза.

Мы предположили, что дифференциальная оценка лексического строя речи детей с аномальным развитием является необходимым условием для организации дальнейшего коррекционного процесса.

Исследований, посвященных непосредственно изучению дифференциальных особенностей словарного запаса у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, чрезвычайно мало.

Изучив научно-методическую литературу по проблеме формирования и развития лексического строя речи при задержке психического развития и умственной отсталости у старших дошкольников, мы выявили специфические особенности лексического строя речи дошкольников 6 – 7лет с интеллектуальными нарушениями с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста в норме, доказали необходимость всестороннего обследования лексического строя речи детей с ограниченными возможностями.

 

Таблица – 1 Сравнительный анализ развития лексического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью

 

Параметры обследования

Результаты обследования

ЗПР

УО

  1.  

Коммуникативно-речевые умения

дети легко вступают в контакт, контакт, как правило, недостаточно устойчивый, малопродуктивный; в процессе общения участвуют по инициативе других; обращенную к ним речь понимают (иногда не в полном объеме); характерно ярко выраженные трудности в вербализации действий (умеют отвечать на вопросы (ответы односложные, подкрепляются жестами), в собственной речи испытывают значительные трудности в подборе нужного слова, в грамматическом оформлении фразы).

контакт устанавливают с трудом, контакт неустойчивый; наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность (что, однако, не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и расторможенности); фразовая речь отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений; некоторые дети вообще не концентрируют внимание на беседе. Одни становятся вялыми и пассивными, у других наблюдается двигательное беспокойство, подвижность. Ответы на вопросы односложные, не всегда отвечают теме разговора.

  1.  

Словарь предметов

в пассивном словаре имеется достаточно большое количество слов-предметов, трудности вызывают слова редко употребляемой лексики; в активном словаре сохраняется ситуативное значение слова, иногда неточное употребление

В количественном отношении пассивный словарь значительно преобладает над активным, но и объем пассивного словаря ограничен ситуативной лексикой, дети не знают большое количество редко употребляемой лексики, не называют частей предметов.

  1.  

Глагольный словарь

Ограничен небольшим количеством слов, самостоятельно дети могут подобрать 1 лексему, с помощью наводящих вопросов и контекстной подсказки 2-3 слова, в большинстве случаев требуется повторение, расширение инструкции;

Резко ограничен, подбор действий предмета не всегда адекватен, часто заменяется показом (рыбка вот так (открывание рта), ребенок а-а-а и т.д.). Дети как правило не используют помощь.

  1.  

Словарь наречий

Дети называют 1 или 2 слова, а затем снова повторяют уже названные

Выполнение заданий недоступно.

  1.  

Подбор определений

Пассивный словарь признаков в большинстве случаев сформирован недостаточно. Дети, как правило, хорошо понимают слова большой – маленький, толстый - тонкий, но не ориентируются в понятиях узкая - широкая, высокий - низкий; допускают ошибки при сравнении двух предметов по величине.

Способны подобрать 1 лексему, сравнение предметов осуществляют по не соответствующим признакам (этот большой,  а этот красный и т.п.)

  1.  

Многозначность слова

большинство детей испытывают трудности, им требуется помощь в виде подсказки, объяснения с опорой на наглядность

Выполнение задания недоступно

  1.  

Словарь притяжательных местоимений

Дети допускают ошибки в назывании притяжательных местоимений второго и третьего лица (Например: Их дом. Мы  живем. Она живет Мой дом Они живут), но в 70% случаев дети могут самостоятельно исправить свои ошибки после уточняющих вопросов, и только 30% детей  допускают единичные ошибки, которые самостоятельно исправляют.

Большая часть заданий выполняется с ошибками, большую часть которых исправить не удается, несмотря на помощь со стороны взрослого; характерно наличие неадекватных ответов, помощь не используют, или она малоэффективна

  1.  

Подбор синонимов и антонимов

испытывают трудности при подборе синонимов и антонимов. Большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкций, общий бал выполненных заданий

Выполнение задания недоступно

  1.  

Дифференциация близких по смыслу понятий

Задания  выполняют с ошибками которые в некоторых случаях исправлялись самостоятельно, но не всегда верно, детям  постоянно требовались уточняющие вопросы или контекстная подсказка.

Выполнение задания недоступно

  1.  

Уровень обобщений

затруднялись в отнесении предметов к нужной группе, наблюдалась склонность к расширению обобщающего понятия (фрукты – вкусная еда) и замены (одежда - вещи).

Выполнение задания недоступно

 

Таким образом, уровень развития лексического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью имеет значительные различия, как в количественном, так и в качественном отношении.

Нарушения ЦНС как правило приводят к недостаткам в развитии психической деятельности детей, что сказывается на их речевом развитии

Уровень развития лексического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью имеет значительные различия, как в количественном, так и в качественном отношении.

Несмотря на то, что у детей с задержкой психического развития показатели выше, чем у детей с умственной отсталостью, качественные показатели отстают по всем признакам от нормальных значений, и требуют основательной коррекции, хотя допускает применение традиционных форм организации и содержания коррекционных мероприятий. Что касается работы над лексическими средствами языка дошкольников с умственной отсталостью то коррекция должна осуществляться не только с целью увеличения объема лексических средств, но и должна быть направлена: на расширение понимания значений слов, особенно наречий, признаков; на актуализацию лексического запаса; на формирование многозначности слов и умения обобщать и классифицировать значения.