Полный текст статьи
Печать

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ориентирует педагога дошкольной организации  проектировать структуру занятий с детьми на новом методологическом  уровне.

Непосредственно образовательной деятельность  на современном этапе определяется обеспечением условий для социализации и индивидуализации дошкольника.

Ключевой задачей, согласно стандарту является  построение  занятий  в игровой развивающей форме [1].

Проведение занятий в «инновационном режиме» возможно с опорой на гуманистические принципы, которые заложены в ФГОС ДО:

  • поддержка разнообразия детства, по мнению, О.А. Скоролуповой заключается в том, что педагог вовлекает в игру детей, учитывая их особенности, способности и интересы, взаимодействует только с теми детьми, которые сами проявляют интерес к игровой ситуации [1], [6];
  • формирование познавательных  интересов и действий ребенка в различных видах деятельности,  согласно О.В. Бережновой, происходит в условиях создания полноценной предметно-игровой среды, инициирования свободной, самостоятельной игры детей. [1],[2];
  • возрастная адекватность дошкольного образования  определяется целесообразностью соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка [1],[2];
  • признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений при организации и проведении совместных игр,  по мнению О.А Скоролуповой, ориентирует педагога занимать позицию равноправного партнера [1],[6];
  • поддержка инициативы детей в  различных  видах деятельности [1].

Данные принципы регламентируют деятельность педагога при проектировании занятий с детьми.

Рассмотрим  пример построения занятия по физической культуре  с детьми раннего возраста.

Первый этап  - (диагностический)   связан с комплексной диагностикой, предваряющей проектировочную деятельность.  Первоначально нами были    изучены карты здоровья детей раннего возраста. С родителями проведено анкетирование, которое  включало  открытые и закрытые  вопросы   о состоянии здоровье детей,  особенностях их характера, о том, проводятся ли спортивные игры, развлечения и физические упражнения с детьми в домашних условиях. Кроме того, было организовано  наблюдение за физическим и психомоторным развитием ребенка с последующим занесением показателей в карту.  Исследование показало, что вначале года у большинства детей двигательный опыт  -  небольшой, движения часто непреднамеренны, прослеживалась слабая координация частей тела, на минимальном уровне была  самостоятельная двигательная активность детей.

Следовательно, оценка состояния  здоровья детей раннего возраста обуславливает состояние их психического и физического здоровья, готовность к проведению занятий по физической культуре.

Второй этап – (целеполагание)  программирование занятия по физической культуре детей раннего возраста.

Проектирование организации  занятия по физической культуре включает     4 взаимосвязанных компонента: образовательный, предметный, развивающий,   адаптационно-психологический. Каждый из перечисленных компонентов   направлен   на развитие психологической,   интеллектуальной и физической   готовности детей.

Образовательный  компонент   подразумевает создание  необходимых условий для формирования интеллектуальной готовности детей раннего возраста. Правильный подбор подвижных развивающих игр и упражнений открывает широкие возможности для развития познавательных способностей детей, через активизацию  психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи[4].

Предметный компонент  был  представлен физкультурным оборудованием, инвентарем и атрибутами.  Перед началом занятий продумывалось и организовывалось пространство для его  проведения: освобождалось место, т.е. соответствующим образом была расположена мебель.  Нами  было подобрано оборудование,  которое  позволило расширить круг упражнений, сформировать своеобразные двигательные навыки детей. В набор для общеразвивающих упражнений    были выбраны предметы, используемые в разных по структуре движениях (ленты, мячики, палочки, флажки), с целью    усиления их влияние на организм. Специально подобранный инвентарь позволит  целенаправленно влиять на отдельные группы мышц. Упражнения с использованием физкультурного инвентаря способствуют развитию физических качеств детей.

Таким образом, рационально подобранное оборудование служит полем для обеспечения двигательной активности детей раннего возраста. Педагоги должны  заботиться  о насыщении  среды  элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную деятельность и двигательную активность детей.

Развивающий компонент  занятия,  по мнению Е. Л. Пузариной, находит свое выражение  в переходе от простых форм к  более сложным, следовательно, содержание занятия должно соответствовать «зоне актуального развития» деятельности слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка [5].

Адаптационно – психологический компонент, согласно Ю.Ю. Золотухиной, включает в себя занятия и различные виды коммуникаций в группе. Этот компонент лежит в основе  психологической готовности детей к  проведению занятия [3].

Третий этап -  (организация деятельности) характеризует развертывание системы занятий, в ходе которых происходит  вовлечение  детей в игру, с учетом их  психофизиологических особенностей, способностей и интересов.

С.Я Лазайне считает, что занятие должно быть построено из трех частей: первой – вводной (ходьба с чередующим бегом); второй – основной (3-4 общеразвивающих упражнений с предметами). После основных видов упражнений проводились  подвижные игры, в которых принимали участие большинство детей. Третьей – заключительной была ходьба или спокойная игра [4].

На формирующем этапе совершенствовалось умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучали  действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы в соответствии  с сигналом педагога.  Упражнения проводились с музыкальным сопровождением, что способствовало развитию чувства ритма, темп, слаженности движений во время ходьбы. Также в работе   с детьми были  использованы игровые приемы «Пойдем тихо как мышки», «Пойдем легко, как кошечки». Заинтересованными такими игровыми заданиями, дети выполняли упражнения более охотно, так как было необходимо.

У некоторых детей были затруднения при выполнении  общеразвивающих упражнений. Мы старались помочь им выполнить действие, если не получалось повторить показ движения, они выполняли так, как смогут.

Общеразвивающие упражнения проводились в разных положениях (стоя, сидя, лежа, на четвереньках). При подборе  движений  старались  распределять на грузку на разные группы мышц; включать упражнения с мелкими предметами и игрушками. Подражательные упражнения с предметами, проведенные в игровой форме всегда несли положительные эмоции.

Во время проведения подвижных игр дети были поделены на подгруппы, исходя из диагностических данных. В процессе работы мы постоянно обращались к детям поощряли, помогали им, чтобы у них не пропадал интерес к деятельности. Если застенчивые дети отказывались выполнить задание, предлагалось выполнить задание другому, более активному ребенку. Это помогало малышам преодолеть робость.

Наблюдения с детьми во время игры, позволили отметить, что застенчивые дети, которые вели себя несмело, заинтересовавшись , также активно включались в игру.

Таким образом, ежедневно удовлетворяя потребность в движении, дети значительно улучшили свои качественные показатель,  обогатили двигательный опыт более сложными движениями.

 На данном этапе необходим учет особенностей  детей  раннего возраста: быстрая утомляемость, неуравновешенность и последовательность   и поведения

т. д. Движения ребенка этого возраста считаются правильными, даже когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются  для ребенка ошибкой. В этой возрастной период  ребенок осваивает  новое движение в общих чертах (в целом).

Педагог  во время занятий  следит за правильным чередованием процессов возбуждения и торможения, не перегружает их однообразными движениями, обеспечивая, таким образом, активный  отдых после нагрузок и быстрое восстановление сил [4].

Следовательно, учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, педагог должен рационально организовать их деятельность во время занятий,  предъявляя к ним минимальные требования.

Четвертый этап - свободный вход и выход ребенка из игры, поддержка инициативы.  Педагог взаимодействует только с теми детьми, которые сами проявляют интерес к игровой ситуации. В связи с этим необходимо проявлять гибкость  в организации образовательного процесса с  учетом  потребностей детей раннего возраста.

О.А. Скоролупова считает, что эффективность  обучения повышается, если умело заинтересовать ребенка к самостоятельному проявлению волевых усилий для достижения цели. Это важно, так как разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста [6].

Также следует поощрять самостоятельность действий детей. Выполняя упражнение впервые, ребенок все делает медленно, неуверенно, требует помощи взрослого. Осваивая это движение при многократном повторении, он действует самостоятельно, сохраняя при этом индивидуальный темп и ритм. Постепенно увеличивается объем движений ребенка, обогащается его самостоятельная двигательная активность.

Пятый этап (контрольно – корректировочный)   производится  системой  оценки эффективности занятий с детьми, которая    определяется  личными результатами воспитанников в плане повышения здоровья, физической подготовленности

Таким образом,  федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования  к организации  непосредственной образовательной деятельности  с детьми. В новых  условиях    занятия  выстраиваются     с учетом  возрастных особенностей детей, поддержки разнообразия детства, инициативности детей    и  свободной самостоятельной игры.  

 Спроектированные  занятия, в основе которых - гуманистические принципы, позволяют педагогам  выстроить эффективную работу с воспитанниками.