Дошкольная образовательная организация сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. В любом случае конкурентоспособное образовательное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг.
Новые задачи, встающие перед дошкольной организацией, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное сотрудничество различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Сотрудничество дошкольной организации с социальными партнерами: учреждения науки, здравоохранения, культуры и досуга, внутренних дел, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, общественные организации позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Модель социального партнерства ДОО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Еще лет пять назад сочетание слов «имидж детского сада» звучало, по меньшей мере, необычно. А сейчас все больше руководителей дошкольных образовательных учреждений задумываются над целенаправленной работой в этом направлении.
Необходимость формирования имиджа ДОО определяется следующими причинами:
- во-первых, сложная демографическая ситуация усиливает конкуренцию среди ДОУ одной территории в борьбе за набор детей;
- во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ ДОУ к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.;
- в-третьих, имея сформированный позитивный имидж, ДОУ при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, так как предстает способным в большей степени обеспечить стабильность, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;
- в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения ДОУ определенной силы в том смысле, что создает залог доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе инновационным процессам.
Главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему- либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что важно в насыщенной разнообразной информацией публичной деятельности.
Важным компонентом качественного сотрудничества ДОО с социальными институтами, творческим двигателем и взрослых в проявлении активной позиции сотворчества является, на наш взгляд, грамотная мотивация деятельности, в первую очередь педагогического коллектива.
Правильно подобранная мотивация ведет к полному самораскрытию потенциальных возможностей участников сотрудничества. Наше дошкольное учреждение работает над решением задач социального развития своих воспитанников через социальное партнерство в нескольких направлениях:
Первое направление – это попытки установить долговременные, постоянные связи с ближайшими социальными партнерами с целью конкретного знакомства наших детей с их возможностями.
Второе направление – это взаимодействие с родителями нашего ДОО, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами. Участие заинтересованных родителей и представителей различных организаций и учреждений в решении актуальных вопросов финансирования и развития дошкольного учреждения делает управленческую модель открытой и прозрачной для контроля качества организации.
Целью является - анализ благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса через установление социального партнерства с различными организациями и учреждениями для успешной социализации выпускника детского сада в окружающем мире.
Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:
- активизировать воспитательные возможности родителей;
- привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;
- использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;
- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения;
- установить позитивные отношения с родителями и общественностью, с целью единого пространства социального развития ребенка;
- построить партнерские отношения нового типа не только между детьми и педагогами, но и педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;
- создать систему взаимодействия ДОО с социокультурными объектами по расширению воспитательного пространства.
Реализация модели социального партнерства позволяет добиться следующих результатов:
- создание эмоционально-психологического комфорта для ребенка в дошкольной организации в условиях максимально приближенных к семейным;
- достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
- снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;
- признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;
- повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольной организации;
- эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;
- участие родителей в планировании и организации деятельности дошкольной организации;
- участие родителей в контроле за деятельностью дошкольной организации;
- сотрудничество родителей «неорганизованных детей» раннего и старшего дошкольного возраста с организацией.
Такая модель социально - педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Она ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.
Для сближения родителей с окружающим социумом реализуется ряд мероприятий, предусматривающих общение в семейных клубах, проведение совместных праздников, встреч с интересными и знаменитыми людьми, тематических недель. Большую роль играет участие родителей в деятельности дошкольной организации совместно с детьми, благоустройство детских участков и территории прилегающей к образовательному учреждению. Очень важным условием взаимодействия является доверие и уважение сторон друг к другу. Кроме того, для родителей имеет значение имидж дошкольной организации, результаты участия детей и педагогов во всевозможных конкурсах, выставках. В связи с этим информация о достижениях является доступной и открытой для всех участников образовательного процесса. Система работы дошкольной организации предусматривает совместное с семьей определение перспектив, параллельные действия, взаимное дополнение и взаимную коррекцию. Все это находит отражение в работе заседаний родительского комитета дошкольной организации и совета педагогов ДОУ.
Сотрудничество с библиотекой И.С. Тургенева позволило нам сформировать и удовлетворить потребности старших дошкольников в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании, приобщить детей, к мировой и национальной культуре. Библиотеке принадлежит весьма важная роль в процессе социализации личности ребенка. Наряду с другими учреждениями она осуществляет весьма серьезную по своим последствиям работу, помогающую ребёнку через источники информации усвоить те ценности и нормы, которые характерны для данной общественной формации или социальной структуры.
Доброй традицией стало партнерство с детской школой искусств имени Г.Ф. Пономаренко. Одним из результатов такого сотрудничества являются совместные мероприятия, знакомящие дошкольников с миром классической музыки.
Необычной формой социального партнерства стало взаимодействие с гуманитарно-технологическим колледжем Краснодарского края и ремесленным училищем из немецкого города-побратима Карлсруэ. Наше сотрудничество началось с 2012 года. Между дошкольной организацией и колледжем заключено соглашение о сотрудничестве, разработан план мероприятий.
Совместные мероприятия позволяют раскрыть творческий потенциал и наших воспитанников и студентов колледжа, способствуютформированию активнойжизненной позиции и накоплению социального опыта.
Такое сотрудничество позволяет улучшать материально-техническую базу, формировать имидж дошкольного учреждения, расширять социальные контакты в рамках международного сотрудничества и побратимских связей Карлсруэ – Краснодар, транслировать опыт российского дошкольного воспитания на международном уровне.
Мы надеемся, что существующий опыт социального партнерства будет способствовать дальнейшему развитию нашей организации и привлечет новых социальных партнеров.