Полный текст статьи
Печать

Переход на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает  становление новой культуры человека, ценностями которой являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностью ответственности за общественное благосостояние, взаимодействие общества и природы. Задачи образования сегодня – не просто вооружить  дошкольника знаниями, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью  воспитателей, родителей в совершенствующихся методах педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития обучения и воспитания дошкольников посредством игры.

Выдающиеся исследователи в области педагогики и психологии Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, B.Н.Шацкий и другие  утверждали, что неповторимая специфика игры дошкольников  заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

В дошкольной педагогике изучением и методикой проведения игр занимались и занимаются многие специалисты (Ж. Пиаже, В.Н. Аванилова, Г.М. Андреева, В.П. Зинченко, О.М. Дьяченко, А.И. Сорокина, Е.И.  и др.).

На современном этапе образования, игра содержит в себе большие возможности: и в  образовании и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться  как форма образования, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. А также отвечает идеологии  Стандарта «Детоцентризм»  (А.Г.Асмолов). В логике ФГОС ДО, собственно образовательная ценность дошкольного образования вытекает из самоценности дошкольного детства.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Взрослые стремятся научить детей читать, писать, считать и редко обращают внимание на способность чувствовать, думать и творить. Эмоционально-духовная сущность ребенка превращается во вторичную ценность (а это чуждо российскому архетипу и ведет к увеличению количества неврозов как у детей, так и у взрослых). Наши дети много знают, но мало восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость; их интересы ограничены, а игры однообразны. Отсутствие дворовых сообществ, малое количество детей в семье, недостаток общения с родителями, увлечение компьютерными играми – все это приводит к тому, что нет возможностей для стихийной передачи игрового опыта. К тому же жизнь в современной семье характеризуется тем, что не только у взрослых, но и у детей мало свободного времени, а если оно есть, то они не умеют его организовать, так как их не научили играть. По мнению взрослых, игра  - пустое занятие, времяпрепровождение. Для детей игра – их жизнь, не выдуманная, а реальная. В последние годы открылось много так называемых «школ развития» (в частности у нас в Краснодаре «Умники и умницы», студии предшкольной подготовки, как в школах, так и в детских садах), удовлетворяющих потребность в интеллектуальной подготовке ребенка к школе, и ни одной «ШКОЛЫ ИГРЫ». А ведь именно в игре, принимая на себя различные роли, ребенок учится сочувствовать, сопереживать, понимать отношения между людьми, согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Игра для ребенка – это умственная созидательная деятельность, «машина времени», дающая малышу удивительную возможность пожить той жизнью, которая предстоит ему через много лет. Это и работа ребенка над самим собой – в игре он преодолевает свое несовершенство, по мнению Л.С.Выготского ребенок становится «на голову выше себя» он может все. Это и символический язык самовыражения, позволяющий понять, что пережил ребенок, как он реагирует на пережитое; в игре малыш преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт, невротические состояния и становится способен к личностному развитию.

Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе. Большинство игр формирует у дошкольников культурно-гигиенические навыки. Дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща, укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания, ярко проявляются черты характера каждого ребенка, как положительные - настойчивость, целеустремленность, честность, так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость.

          Игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности ребенка. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра несла ребенку новые эмоции, знание, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность. А.В. Запорожец отмечал: «Чтобы игра появилась, ребенку необходимо овладеть некоторыми способами игрового воспроизведения действительности, научиться пользоваться игрушками, приобрести умение разыгрывать известные сюжеты и подчиняться правилам игры».

С.Л.Рубинштейн говорил: «Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности, а не готовится к тому, чтобы в дальнейшем жить. Но именно потому, что он живет, он в игре получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности ребенка; проявляясь, они вместе с тем и формируются».

Дошкольное детство – очень важный этап  фомирования человека.  Достаточно вспомнить слова Толстого «От меня до пятилетнего ребенка – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – целая вечность». Дошкольный возраст – этап стремительных изменений  от раннего возраста к младшему дошкольному возрасту, далее к старшему дошкольному возрасту.  Необходимо обеспечить полноценное проживание этого периода (делает акцент ФГОС ДО) и сформировать за это время готовность к школе.  Владимир Собкин сравнивает сформированное желание  учиться с персонажем  рассказа Толстого «Филиппок» - готовым и желающим учиться, со сформированным произвольным, то есть волевым поведением. Известный исследователь детской игры Эльконин говорил, когда к нему обращались с просьбой определить, готов ли ребенок к школе, всегда интересовался только одним: как он играет? Умеет играть – к школьному обучению готов, не умеет – не готов». Так как предпосылки учебной деятельности закладываются  в играх.  Игра создает глубинную и предельно широкую основу для любого учения.

Таким образом, игра является существенным компонентом развития личности дошкольника, важным механизмом социализации и обладает бесспорной образовательной ценностью.