С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в свете его реализации, развитие самостоятельности ребёнка и обеспечение проявления его индивидуальности и творчества в процессе трудовой деятельности является одной из актуальных проблем. Однако, на практике трудовая деятельность детей становится эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах трудовой деятельности. Но современные дети не готовы самостоятельно решать возникающие жизненные задачи, касающиеся различного вида труда. Вышесказанное определило проблему исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности.
Самостоятельность, одно из основных качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собою определённые цели и добиваться их достижения своими собственными силами. Самостоятельность - свойство человека - результат самовоспитания и воспитания. [1, с. 25]. Трудовое воспитание – это целенаправленный педагогический процесс вовлечения в разнообразные, педагогически организованные виды, формирования у детей сознательного отношения к труду как основной жизненной потребности, а так же трудовых умений и навыков. [2, с.42].
Трудовая деятельность представляет собой деятельность, предполагающую целесообразную направленность усилий на достижение результата, требует умственных и физических сил и определенных затрат. [3, с. 67]. Самостоятельность в трудовой деятельности — это систематически развивающееся свойство личности, высокая степень которого характеризуется: умением поставить цель своей деятельности, стремлением к решению задач, умение удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в той или другой степени сложности действия без чужой помощи, сопоставлять полученный результат с начальным замыслом. Дети дошкольного возраста в условиях целеустремленной педагогической деятельности, направленной на развитие самостоятельности, достигают проявивших показателей самостоятельности в трудовой деятельности. [4, с. 92].
С целью подтверждения возможностей трудовой деятельности в воспитании самостоятельности и гипотезы исследования, был проведен эксперимент, который состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На первом этапе исследования был выявлен уровень сформированности самостоятельности в трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста. На втором этапе эксперимента была поставлена цель: развитие самостоятельности в процессе трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
На последнем этапе проводился сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента. В эксперименте участвовало 10 воспитанников старшей группы МДОАУ №22 «Мотылёк».
В констатирующей части исследования перед нами стояли следующие задачи: выявить у детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности самостоятельности. Для достижения поставленной цели были сформулированы последующие задачи:
1. Подобрать методики диагностики самостоятельности в трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявить уровень компетентности педагогов и родителей в формировании самостоятельности в трудовой деятельности;
3. Выявить уровень организации предметно – пространственной развивающей среды в условиях детского сада в контексте развития самостоятельности;
4. Дать характеристику уровням сформированности детей старшего дошкольного возраста;
5. Получить в исследовании качественные и количественные результаты.
Критерии оценки самостоятельности детей зависят от уровня психического умственного развития, от возраста. В нашем исследовании мы опирались на критерии развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, предложенные В.И. Логиновой,
- интерес к деятельности;
- умение поставить цель деятельности,
- стремление к решению задач деятельности;
- реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели;
- выполнить элементарное планирование,
- способность к проявлению творчества и инициативы в решении появляющихся задач.
На констатирующем этапе для проведения эксперимента нами были использованы следующие диагностические методики:
1. Беседа с детьми.
2. Наблюдение за детской деятельностью.
3. Методика «Уход за растениями».
4. Поручение: «Вымыть поддоны и баночки из-под краски».
5. Методика «Сделай цветок».
Итоги констатирующего этапа эксперимента выявили, что дети затрудняются подобрать необходимое оборудование самостоятельно, спланировать свои действия, это могут совершить 30% в количестве трёх человек. Наблюдение за детьми позволило сделать вывод, что у 20% детей, в количестве двух человек самостоятельность в трудовой деятельности сформирована, у 50% детей, в количестве пятерых человек присутствует частично. Таким образом, по результатам наблюдения за детской деятельностью 20% детей старшего дошкольного возраста в количестве двух детей присутствуют на низком уровне сформированности самостоятельности, 50% детей, в количестве пятерых человек на среднем, 30% детей, в количестве трёх человек находятся на высоком уровне. Общие результаты констатирующего эксперимента представлены в итоговой таблице № 1 и рисунке № 1.
Таблица № 1 (% от числа диагностируемых дошкольников)
Средний показатель по всем методикам |
Н-20 С-50 В-30 |
Рисунок № 1.
Уровень развития самостоятельности дошкольников находится в прямой зависимости от уровня компетентности воспитателей и родителей. Большинство воспитателей и родителей имеют недостаточный уровень компетентности в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста. Целью формирующего эксперимента явилось создание педагогических условий, которые обеспечили бы развитие самостоятельности в процессе трудового воспитания. Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
- Определить методические основы трудового воспитания детей с целью развития самостоятельности в трудовой деятельности;
- Создать предметно – пространственную развивающую среду.
- Повыситьуровень компетентности педагогов и родителей.
В соответствии с обозначенными задачами нами определено содержание формирующего этапа, в течение которого осуществлялась разработка методики развития самостоятельности в процессе трудового воспитания и реализация их содержания в воспитательно – образовательном процессе экспериментальной группы, а также создание предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями содержащими в программе по трудовому воспитанию. Решая задачи программы, мы разработали пять этапов проецированных по времени на восемь недель. В программе разработан цикл занятий по трудовому воспитанию.
В рамках программы нами был разработан и внедрён педагогический проект по трудовому воспитанию: «Гости на подоконнике», был реализован в процессе эксперимента. Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Цель проекта: познакомить детей с опытом выращивания цветов в зимний период года. Научить детей ухаживать в комнатных условиях за садовыми растениями. Развивать и поощрять самостоятельность в трудовой деятельности. Систематизировать и обобщать представление детей о необходимости для роста растений влаги и почвы, света и тепла. Познакомить с жизнедеятельностью и со строением растений. Дать понятие – луговые, садовые, комнатные растения. Совершенствовать навыки и умения в исследовательской деятельности.
1. На первом подготовительном этапе проекта была сделана следующая работа:
- подобрана и изучена методическая, художественная и научная литература по тематике проекта;
- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, воспитания начал экологической культуры;
- целевые прогулки по территории детского сада;
- наблюдение за цветущими растениями в тёплое время года:
- беседа о цветах
- сбор семян садовых цветов;
- рассматривание семян цветов (петунии и бархатцы);
- рассматривание картинок и фотографий цветов;
- подготовка контейнеров с землей.
2. Второй этап – исследовательский. В детском саду, в группе на подоконнике разбили огород. Подписали название растений контейнеры с (датой посадки).
Подобрали художественную литературу: загадки, сказки, стихи, поговорки о цветах.
Наблюдение и уход за растениями.
3. Третий этап - заключительный.
- Выставка «Какие мы вырастили петунии и бархатцы»
- Выставка рисунков «Наши любимые цветы»
- Анализ результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.
- Обобщение и рассматривание цветущих цветов.
- Подарок мамам – цветущие цветы выращенные в группе.
- Вручение выращенных цветов мамам.
4. Подведение итогов проекта.
Мы узнали:
- из семени может вырасти цветок;
- бархатцы и петунии размножаются семенами;
- чтобы вырастить прекрасные цветы, за ними необходимо ухаживать (рыхлить землю, поливать, увлажнять, цветам необходим свет, воздух, тепло, вода);
- цветы, которые мы вырастили сами, очень приятно было получить нашим мамам в подарок. Дети познакомились с условиями содержания цветов в зимний период года и научились ухаживать за растениями. У детей сформировались знания о росте садовых растений в комнатных условиях, в зимний период. Сформировалось уважение к труду людей, желание самим трудиться и ухаживать за цветами, планировать свою трудовую деятельность, дети стали самостоятельными. Опираясь на современные подходы к проблеме трудового воспитания (М. Крулехт) нами была использована модифицированная методика обучения старших дошкольников приготовлению пищи. [5, с.162].
В процессе экспериментальной работы дети познакомились с несколькими конкретными составляющими процессами:
- раскрыть детям направленность трудовых процессов;
- познакомить с их структурой и способами осуществления;
- вызвать желание научиться готовить;
- возможность закрепить, уточнить и обобщить приобретенные знания дала система игровых упражнений с использованием моделирования. Одна из таких моделей представляет собой схему на рисунке № 2.
Рисунок № 2.
Схема приготовления салата «Винегрет».
приготовления салата. На схеме обозначены компоненты трудового процесса от целеполагания до получения результата труда. Схема или модель помогает закрепить знания о конкретном трудовом процессе, формирует понимание взаимосвязи между его компонентами, легко осознается детьми как план рассказа или предстоящей работы. [6, с.79].Устойчивый интерес к тому, как взрослые готовят пищу, желание детей принять участие в этом, научиться готовить явились показателями для перехода ко второму этапу обучения. На втором этапе — обучали трудовым процессам приготовления салатов и бутербродов с использованием схемы. Формировали специальные общетрудовые умения, необходимые для элементарного включения ребенка как субъекта труда в процесс объединенного со взрослым приготовления пищи. Особенное внимание было уделено гигиеническим требованиям и кулинарным правилам техники безопасности. Занятия, проводимые небольшими подгруппами, включали две взаимозависимые части. В первой части занятия демонстрировался способ приготовления блюда, во второй — каждый ребенок имел возможность приготовить его самостоятельно. Данные занятия рассматривались как средство формирования общих знаний о способах трудовой деятельности, подводящих ребенка к самостоятельному использованию кулинарного опыта, приобретенного на занятиях, в условиях детского сада и семьи. В связи с этим мы видели ведущее средство развития самостоятельности в формировании самостоятельного анализа способа осуществления трудового процесса по приготовлению определенного блюда.
На третьем этапе мы проводили самостоятельную трудовую деятельность детей по приготовлению простейших блюд в условиях детского сада и семьи. На этом этапе детьми осваивали новые процессы по приготовлению пищи путем переноса своего «кулинарного опыта». Этот эксперимент выявил значительную динамику развития самостоятельности.
По результатам констатирующего этапа эксперимента у Кирилла С. был выявлен низкий уровень самостоятельности. При работе с детьми мы обращали на него внимание, если Кирилл С. затруднялся в выполнении порученного дела, мы советовали детям группы помогать друг другу показом, совместным действиям. Но самое главное в помощи не делать за него работу, а где – то подсказать, где – то подержать инструмент. Так при изготовлении поделки Маша Г. быстро склеила детали. А Кирилл ещё только вырезал. Когда он вырезал, Маша взяла детали, и стала сама склеивать, мы обратили внимание, и сказали: «Маша, это не помощь, ты всё делаешь сама, так он не научится. Пусть он намажет детали клеем, а ты помоги ему наклеить». Мы добивались, чтобы дети поняли, как надо помочь, и осознали, какая помощь принесёт пользу.
Когда несколько ребят выполняли одинаковое задание, и кто - то из ребят отставал или затруднялся, мы так же предлагали помощь от тех детей, которые хорошо справлялись с работой: «Ваня, покажи Саше как надо выполнять работу, и объясни, что сначала, а что потом». Ваня обращаясь к Саше, говорит: «Смотри, как делаю я, и делай также сам, поверни здесь, а теперь согни наоборот, здесь надо согнуть вот вверх» (показывает свою бумагу как складывать оригами).
В свободное время от занятий мы научили детей новой технике обрабатывания бумаги – квиллингу (бумагокручению). Квиллинг – это необычный и оригинальный вид ручного труда, основа которого заключается в накручивании бумажных полосок шириной около 4 - 5 мл и создании различных композиций при помощи полученных форм. Цель работы: обучить детей новой технике обрабатывания бумаги – квиллингу, развивать самостоятельность, учить доводить начатое дело до конца, (упорство и последовательность в достижении назначенной цели, требующие целеустремленных волевых усилий), аккуратности и усидчивости.
Была проведена большая работа по данной теме: мы провели мастер-класс для воспитателей «Квиллинг своими руками», также мастер-класс для родителей по теме «Научитесь у детей технике – квиллинг», делали поделки из квиллинга в подарок мамам, к пасхе украшали пасхальные яйца. Все свои работы мы собирали и фотографировали. Мы отправили все работы детей в интернет проект на международный конкурс «Загадочный квиллинг», и получили первое место.
Основной задачей на итоговом этапе была организация самостоятельной и совместной деятельности с детьми. В режиме дня, в утреннее и дети могли закреплять практические умения и знания, приобретенные ранее. Чтобы активизировать детей в самостоятельной деятельности, мы понимали, что следует правильно организовать предметно-развивающую среду в группе. Поэтому сделали пособия, подобрали дидактический материал, внесли модели, схемы, альбомы, подобрали детские иллюстрации и литературу, которые стимулировали интерес каждого ребёнка к самостоятельной активности в деятельности.
Особенно эффективные в данный период формы и методы работы с детьми такие, как:
- работа с использованием предметно-схематических моделей, технологических и пооперационных карт последовательности выполнения трудовых действий.
- самостоятельное рисование схемы для использования в труде.
- придумывание проблемных ситуаций и обсуждение путей выхода из них.
Таким образом, проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы:
использования эффективными методами и приёмами воспитания в трудовой деятельности:
- включение всех детей в систему коллективной трудовой деятельности.
- установление отношений взаимной ответственности между детьми.
- организация системы отчётности – общественного обсуждения и оценки, выражение уверенности в достижении успеха, поддержка взрослого.
- предъявление точных требований к осуществлению обязанностей в трудовом процессе.
- применение общественных мотивов деятельности.
- установка на самоконтроль и взаимоконтроль в ходе выполнения трудового процесса.
- работа с использованием предметно-схематических моделей, технологических и пооперационных карт последовательности выполнения трудовых действий.
- подбор и применение русского народного фольклора и детской художественной литературы.
- осуществление дифференцированного подхода с учётом уровня самостоятельности у каждого ребёнка.
- создание разнообразных игровых ситуаций.
- создание необходимых условий для организации самостоятельной трудовой деятельности.
- установления доверительных отношений с родителями;
- повышение их компетентности в трудовом воспитании детей, оказывает положительное влияние на развитие у детей самостоятельности и ответственности.
Проведённая работа с родителями дала результаты: из бесед и анкетирования выяснили, что родители понимают важность задач самостоятельности в трудовом воспитании детей, предоставляют детям возможность трудиться дома вместе со взрослыми. Проведя Родительские собрания, Беседы, Консультации, Мастер – классы у родителей повысилась компетентность по трудовому воспитанию. Так же мы проводили дни открытых дверей, субботники, трудовые акции, организовывали тематические стенды. Сопоставляя данные констатирующего и контрольного этапов исследования по диаграммам видно, что самостоятельность в трудовой деятельности у детей повысилась, с низким уровнем детей не оказалось. Средний уровень- 20 % детей; 80 % детей - высокий уровень. Данные контрольного эксперимента показали, что проведённая работа оказалась эффективной: сформированы элементарные трудовые навыки; произошло повышение уровня развития самостоятельности дошкольников и её компонентов. Гипотеза исследования подтвердилась.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента в диаграммах.
Диаграмма констатирующего эксперимента представлена на рисунке № 3.
Рисунок № 3
Диаграмма контрольного эксперимента представлена на рисунке № 4.
Рисунок № 4Вывод: по диаграммам видно, что самостоятельность в трудовой деятельности у детей повысилась, с низким уровнем детей не оказалось. Средний уровень 20 % детей, в количестве двух человек; 80 % детей, в количестве 8 человек высокий уровень. У детей изменилось отношение к трудовой деятельности, появилось уважение к труду взрослых и сверстников. Большинство детей деловиты, уверенны, самостоятельны. И что самое ценное, дети знают и стараются выполнять последовательно трудовой процесс действия в разных видах труда. Проведённая работа с родителями дала результаты: из бесед и анкетирования выяснили, что родители понимают важность задач самостоятельности в трудовом воспитания детей, предоставляют детям возможность трудится дома вместе со взрослыми. Таким образом, данный метод эксперимента позволил выявить компетентности родителей экспериментальной группы и показал:
- родители стали проявлять больше заинтересованности в воспитании самостоятельности у детей;
- в процессе взаимодействия с ребенком родители стремятся понять мотивы его поступков, поддержать его интересы;
- активно применяют эффективные методы воспитания самостоятельности.
Данные контрольного эксперимента показали, что проведённая работа оказалась эффективной: сформированы элементарные трудовые навыки; произошло повышение уровня развития самостоятельности дошкольников и её компонентов. Гипотеза исследования подтвердилась.