Полный текст статьи
Печать

     «Речь-это канал развития интеллекта…

       Чем раньше будет усвоена речь,       

       Тем легче и полнее будут усваиваться знания» 

  В.А. Сухомлинский 

                 

Программы дошкольного образования одной из основных задач образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений определяют задачу овладения детьми речью как средством общения и культуры. Речевое воспитание ребенка дошкольного возраста включает обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры  речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой и мн. др.    

Все эти задачи должны быть  реализованы до поступления ребенка в школу, поскольку психофизиологические возможности возраста создают для этого все условия.

Однако ни для кого не секрет, что в настоящее время образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В процессе развития речи всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:

-     неумение согласовывать слова в предложении односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно говорить;

-     скудость словарного запаса;

-     нарушение звукопроизношения, плохая дикция.

-     бедная диалогическая речь - неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

-     неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

-     отсутствие логического обоснования своих высказываний;

-     отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;

-     дети не владеют приёмами и методами запоминания. Они с неохотой  учат стихи, пересказывают тексты. Заучивание стихотворений вызывает у них трудности – быстрое утомление и отрицательные эмоции;

Поэтому перед педагогами детского сада встала задача не только научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, но и, прежде всего, очень важно пробудить у детей интерес к речевой деятельности, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности.

С этой целью при обучении детей, вполне обосновано использование творческих инновационных методик и технологий, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.  Памятуя слова К. Д. Ушинского, который   писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету», мы решили организовать поиск такой технологии, которая позволит интересно для детей и, в то же время, эффективно развивать их речь, а, значит, способствовать их полноценному психическому развитию.

Такой технологией, на наш взгляд, является технология мнемотехники, которая облегчает запоминание, увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций и позволяет в увлекательной для детей форме решать задачи их речевого развития. Так ее представляет в своей работе Т.Б. Полянская [1].

Л.В. Омельченко определяет мнемотехнику как систему различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, которые тесно связаны с полноценным развитием речи [2].

Для того, чтобы овладеть мнемотехникой, педагогам необходимо было познакомиться с теорией и самой технологией работы с детьми, понять роль педагога в этом новом для нас направлении образовательной деятельности. Для этого в детском саду проводили семинары, практикумы, готовили и приобретали необходимый методический и дидактический материал.

  Мы узнали, что использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным, поскольку свое восхождение эта педагогическая технология начала в работе с логопедическими детьми, развитие речи которых не подчиняется традиционной методике. Кроме того, изучили теоретические основы технологии, способы ее применения и разнообразия.

Основной «секрет» психофизиологической основы  мнемотехники очень прост и хорошо известен. Человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, а мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга - это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».

Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать необходимую нам информацию на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней.

Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием с помощью приёмов мнемотехники. Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Особенности данной технологии заключаются в применении не изображения предметов, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например: для обозначения диких животных используется елочка, а для обозначения домашних животных домик.

Технология мнемотехники помогает в решении задач развития речи в процессе:

-     формирования умений и навыков диалогической и монологической речи (рассматривание картин, иллюстраций, беседы, разговор, составление рассказов, пересказ художественной литературы и др.);

-     активизации и обогащения словарного запаса, в т.ч, при отгадывании и загадывании загадок. ;

-     при заучивании стихов;

-      формирования грамматически правильной речи;

-     обучения детей грамоте.

Мнемотехника способствует  развитию у детей психических процессов таких, как: память, логическое мышления (умение анализировать, систематизировать) и образное мышление.

С ее помощью решаются различные общеобразовательные и дидактические  задачи: ознакомление с    различной информацией;  развитие смекалки, тренировка внимания; обучение детей умениям устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах; развиваются  навыки мелкой моторики. Дети, владеющие средствами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.                

Эффективность использования технологии зависит от определенных условий:

-     содержание материала  должно быть доступно для восприятия ребенка данного возраста;

-     использование различных приемов наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово. Например «веселый праздник» - шарик, салют; знак, изображающий ногу, может означать ходить, стоять. Примеры пиктограмм - дорожные знаки, на одежде (уход за одеждой)

Можно использовать пиктограммы с изображением: слов-предметов, (например, «девочка», «солнце», «бабочка» и т.д.), слов-признаков («большой», «маленький», «грустный», «веселый» и т.д.), слов-действий («идет», «светит», «летает»), символов-предлогов («под», «над», «в» и т.д.). Личное творчество педагога позволяет воспроизвести это в различных вариациях.

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком-либо различии между предметами, их признаками.

Разыгрывание речевого содержания с помощью заместителей, по мнению О.М. Дьяченко, лучше начинать с народных сказок, т.к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели. На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные. Вначале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки.

Особое место в работе с детьми занимает использование такого дидактического материала, как мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

В мнемотаблице можно изображать практически все - графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что педагог, использующий данную технологию посчитает нужным. Главное - изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Изучив теоретические основы, овладение технологией  мнемотехники начали на основе принципа «от простого к сложному»: на тренингах, практических занятиях педагоги знакомились сначала с техникой применения  простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.

В практической работе с детьми приступили после того, как был разработан алгоритм работы с моделью.

В работе с опорными схемами выделили несколько этапов.

На 1-м этапе вводили элементы схем и символов. Например, обозначения цвета, формы, величины, действия.

На 2-м - использовали элементы опорных схем, символов во всех видах непосредственной образовательной деятельности (в дальнейшем НОД) и в различных видах детской деятельности. Руководствовались тем, что у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.

 На 3-ем  этапе вводили прием от противного или прием отрицания. Например, не гладкий, не сладкий и т.п.

Четвертый этап – этап обучения сочетанию символов, «чтения» цепочки символов.

Далее, на 5-м этапе организовывали самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа был активный поиск изображений. Здесь формировали у детей умение обосновывать свой выбор.

На следующем – 6-м этапе учили детей рассматривать таблицы и разбирать содержание того, что на ней изображено.

В процессе 7-го этапа учили детей перекодированию информации, т.е. преобразованию из абстрактных символов в образы.

8-ой этап был заключительным, здесь уже пересказывали сказку или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

Пересказу, как методу развития связной речи, принадлежит особая роль в ее формировании. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность,  умение строить предложения. Здесь мнемотаблица должна была помочь детям запомнить последовательность событий, очередность появления сказочных героев, их действий.

Работу с мнемотаблицами по обучению детей пересказу начинали с простого воспроизведения хорошо знакомых детям кумулятивных сказок, особенностью которых было построение сюжета по цепочке. По мнению Т.В. Большовой, тексты сказок – самый благодатный материал для развития речи и мышления детей дошкольного возраста. Это были сказки «Колобок», «Репка», «Теремок». Они знакомы детям по содержанию, многократные повторы сюжета быстро запоминались детьми. Поэтому эти сказки всегда использовались на начальном этапе работы по технологии мнемотехники даже с детьми старшего возраста [3].

 Пересказ с помощью мнемотаблиц помогал детям видеть всех действующих лиц, концентрировать свое внимание уже на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Когда дети начинали получать удовольствие от успеха результатов своей деятельности по этим сказкам, качественный потенциал их речевого развития поднимался. У них появлялась уверенность в своих возможностях логично и правильно воспроизводить текст. Они стали уверено пользоваться алгоритмом работы с текстом. После этого переходили к литературным художественным произведениям.

Постепенно мы стали расширять диапазон своих действий поиспользованию мнемотаблиц. Проводили предварительную работу по развитию и обогащению речи. Сначала давали готовые мнемотаблицы, они были цветными, правильно исполненными в цветовом и графическом отношении, образы были понятны детям. Мнемотаблицы не превышали требуемый объем информации, который соответствовал возрасту детей группы. Затем стали пробовать создавать мнемотаблицы сами. На начальном этапе предлагали готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включался в процесс создания своей схемы.

Практика работы в технологии мнемотехники показала, что мнемотаблицы достаточно эффективны и при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Здесь работа строилась по тому же принципу – «от простого к сложному». Сначала добавляем лишь простые символы, схемы (например, обозначения: цвета, формы, величины, действия) и увеличиваем объем информации (допустим объем уже более 9 мнемоквадратов).

Наиболее трудный вид монологической речи – этосоставление описательного рассказа и пересказа с элементами творчества. Здесь важно было научить ребенка выделять признаки предмета.

На этапе составления описательного рассказа продолжали вводить в мнемотаблицы символы, обозначающие слова. Например: при виде символа в виде знака вопроса или контурного изображения объекта – детям предлагали назвать предмет или объект. Затем дети обозначали цвет, они рассказывали о цвете предмета по цветовому пятну-палитре. Геометрические фигуры – обозначали форму объекта. Если символом была «рука» - дети понимали, что надо говорить о том, какой предмет на ощупь или называть действие с ним. «Образ человека» - символизировал, для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - напоминали о том, что рассказывать надо, из каких частей состоит объект. По мере необходимости использовали и другие символы. Далее знакомили детей с понятием отрицания, вводили символы, обозначающие частицу «не», например, символ «перечеркнутый рот» обозначал слово «несъедобный».

Обращали внимание на то, что мнемотаблицы даются в одном цвете и без детализации изображений, все образы также должны быть доступны и понятны детям, объем информации увеличивали по мере необходимости.

Кроме того, в процесс создания мнемотаблиц вовлекали детей, их участие способствовало развитию не только графо-моторных навыков, но и лучшему запоминанию и кодированию информации.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречали радостно и здесь немаловажную роль стали играть таблицы. Но чтобы рассказы детей были неоднообразные, логично построенные, существенную помощь окажут снова мнемотаблицы. Когда дети по данной технологии усвоили алгоритм пересказа, составление описательного рассказа и рассказа по памяти, приступили к более сложному этапу использования ее в процессе творческого рассказывания.

При обучении детей составлению рассказов с элементами творчества решали следующие задачи:

-     развитие связной речи на основе самостоятельно созданной воображаемой ситуации;

-     развитие творческого воображения;

-     актуализация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем;

-     развитие словесно-логического мышления;

-     формировать умение составлять план развития воображаемой ситуации.

Применительно к мнемотехнике использовали различные методы обучения –словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседу, дискуссию; наглядные: образец, показ, иллюстрации, демонстрационные); широко использовали  познавательно‑практическую деятельность.

В процессе НОД создавали максимально возможные условия для рассуждения, описания обстоятельств развития событий. Учили детей самостоятельно мыслить, анализировать, высказывать свои мысли, выражать свое отношение к создаваемым событиям – это важная задача при использовании мнемотехники в обучении детей связной речи.

В процессе работы по новой технологии и на основании анализа достаточно эффективных результатов развития навыков связной речи детей своей группы пришли к выводу, что рассказывание  по схеме помогает детям развивать диалектику и логику мышления, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, аргументировать свои высказывания, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить оригинальные речевые решения и обороты.

Приём мнемотехники применим ко всем повествованиям и описаниям, прозаическим и поэтическим. Любое ёмкое и живописное стихотворение детям легко иллюстрировать серией рисунков, а по ним выучить текст стихотворения. Это мы поняли, благодаря знакомству с книгой Н. Чохонелидзе «Учим стихи по картинкам [4].

   Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его. Постепенно память дошкольников укрепилась, стала более «цепкой». Появились качественные изменения в развитии не только памяти, но и образного мышления, и, конечно, творческого воображения. Дети стали запоминать намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Наша работа по развитию связной речи у детей не ограничивается мнемотаблицами. Использование мнемотехники мы восприняли, как начальную, «пусковую», но при этом эффективную технологию, так как она позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Мнемотаблицы, в свою очередь, служат лишь дидактическим материалом в работе по развитию связной речи.

Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и информативным, мнемотехника справляется просто великолепно.