Полный текст статьи
Печать

Всем известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА). Особую и важную роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л.С. Выготскому, должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в группе.

Существенным компонентом любого вида деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.) являются движения.

При изучении двигательной активности детей важным явились два аспекта:

- определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию;

- поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.

Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников необходимо определились приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.)

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.

Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой.

Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними.

Для формирования физкультурно-оздоровительного климата в семье необходимо начинать с семейных традиций, которые передаются младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также созданию адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.

Для реализации этой проблемы необходимо использовать хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного формирования родителей о способах физкультурно-оздоровительной работы (собрания, дни открытых дверей, акции, наглядная агитация, открытые мероприятия) и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организацией практикумов — с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря).

Основным компонентом предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды, лыжи, бадминтон.

Если в семье имеются в наличии эти основные (ключевые) предметы, необходимые для нормального физического воспитания детей в семье, то это частично поможет реализовать физическое развитие детей.

Однако, как показывает анализ полученных данных анкетирования, зачастую возможности этой предметной среды используются ограниченно.

Родителям необходимо успешнее организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья.

В домашних условиях родители выделяют круг основных предметов для самостоятельной двигательной активности ребенка дошкольника.

 

 

Развивающая среда дома:

 

  • Предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, подвесную сетку — мешок для метания мячей, простейшие тренажеры (мини-велотренажер, мини-степпер - «ступеньки»), мяч — прыгунок (хоп, гимник) и лыжи.
  • Необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты и застелив его ковровым покрытием.

Воспитатель может порекомендовать родителям во время совместных или самостоятельных игр использовать музыкальное сопровождение: включать песенки их любимых мультфильмов. По окончании следует сменить характер музыкального сопровождения на спокойный и расслабляющий, чтобы ребенка было легче переключить на другой вид деятельности.

 

Роль физкультуры для здоровья, физического и психического развития ребёнка. Создание условий для самостоятельной двигательной активности и оздоровления ребёнка. Формирование привычки к здоровому образу жизни, суть модели двигательного режима дошкольника.

 

В каждой группе необходимо иметь спортивный инвентарь на каждого ребенка (мячи, скакалки, обручи, гантели, эспандеры и др.), что позволяет детям проявлять творческую активность, демонстрируя свои умения, и достижения.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игры. Для стимулирования ДА в группе, на веранде и участке необходимо создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу-«мачту» и т.п.). В дверных проемах можно укрепить тренажер «Попади в кольцо», на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в «Классики». Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр.

Наряду с заводскими тренажерами можно использовать свое оборудо-вание из бросового и природного материала (разные массажеры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно позволяет обойтись без существенных материальных затрат, что весьма важно в условиях недостаточного финансирования дошкольных учреждений.

Кроме того, в группах хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр.

Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам. Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках. Так, соединяя карточки, дети, например, составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают ее сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.

На карточках могут быть обозначены нормативы физической подготовки, которые ребенку необходимо выполнить, чтобы получить какое-либо поощрение, например значок. Для детей старшего дошкольного возраста можно предложить карточки-нормативы, включающие возрастные показатели контрольных упражнений в беге, прыжках, метании. Кроме того, согласно нормативу ребенку необходимо освоить умение играть в «классики» (два-три вида), прыгать на скакалке разными способами (четыре-восемь способов), поймать мяч ловушкой и др. Карточки-нормативы на каждого ребенка находятся в наборном полотне в группе. После выполнения заданий на прогулке, в свободной игровой деятельности дети под руководством воспитателя режут полоски соответствующего цвета и укрепляют их на своей карточке. Итоги подводятся два раза в год (зимой и весной) и объявляются на спортивном празднике, все получают значки.

Желание одержать победу, достичь цели заставляет каждого ребенка проявлять инициативу, как можно лучше выполнять задание, совершенствовать мастерство, привлекать для контроля за своими достижениями воспитателя, товарищей. По мере овладения двигательными навыками каждый ребенок начинает получать удовольствие оттого, что качественно выполняет движения. Таким образом, уже само задание стимулирует деятельность ребенка, пробуждает желание пробовать свои силы в новых упражнениях.

Для повышения заинтересованности детей в улучшении результатов в беге, прыжках, метании и других видах деятельности имеет значение оформление «Доски чемпионов» с фотографиями воспитанников («Лучший бегун, прыгун и т.д.»), фотомонтаж (выполнение детьми различных упражнений), выпуск газеты типа «Папа, мама, я - спортивная семья», «Мой папа - мастер спорта», «Сильные, ловкие, смелые» и др. В группе рекомендуется собрать книги, журналы, проспекты, альбомы, открытки и другую наглядную информацию о спорте, а также пластинки, диски, кассеты по этой же теме.

Углублению знаний о физической культуре способствуют решение детьми кроссвордов, собирание разрезных картинок с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря. Большую роль играют также постановки спектаклей, кукольных театров, организация выставок детского творчества: рисунков, аппликаций, поделок на спортивную тему. Все перечисленные выше факторы формируют у детей знания о здоровом образе жизни и потребность в движениях.

Повышение самостоятельной ДА детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Таким образом, создание благоприятной психологической обстановки, предметной и двигательной среды побуждает ребенка проявлять ДА, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них.