Полный текст статьи
Печать

Современная педагогическая действительность характеризуется усложнением профессионального содержания подготовки педагога дошкольного образования. Сегодня необходим педагог высокой культуры, развивающий индивидуальный потенциал своих воспитанников, способный к постоянному личностно-профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.

Сложные и противоречивые изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, серьезно повлияли на все институты жизни общества, прежде всего, на образование, и потребовали переосмысления качества профессиональной подготовки педагогических кадров. В условиях гуманизации образования, когда индивидуальность человека является высшей ценностью, формирование профессиональной индивидуальности будущего педагога становится одной из важнейших задач системы профессиональной подготовки.

В современной системе высшего образования происходит переход от подготовки специалиста к развитию личности и формированию субъектности человека, что, в свою очередь, требует реального воплощения на практике гуманистической парадигмы личностно-ориентированного обучения.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается, что «Российская система образования должна осуществить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, непрерывному индивидуализированному образованию для всех,  к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики». Решение этой задачи в определенной мере сопряжено с реализацией в системе профессионального образования принципов индивидуализации и вариативности, которые выражают требования предоставлять обучаемым варианты образовательных маршрутов, программ, видов образовательных услуг с целью их выбора в соответствии с индивидуальными возможностями.

В этой связи обучение современного педагога дошкольного образования в вузе должно обязательно сопровождаться знакомством будущего специалиста с такими средствами, которые необходимы для дальнейшего самосовершенствования, для развития профессиональной компетентности, грамотности, выбора индивидуально-творческого стиля деятельности. Профессиональная индивидуальность в этой связи является высшей социальной ценностью, востребованной современной педагогической практикой, сущностной характеристикой профессионализма и результатом качества образовательной деятельности вуза.

Немаловажным фактором в процессе развития профессиональной компетентности и индивидуальности будущего педагога дошкольного образования выступает использование рефлексивного подхода в процессе обучения студентов, куда включены инновационные формы рефлексиоориентированых занятий со студентами, основная цель которых – подготовка студентов к рефлексивному взаимодействию с детьми дошкольного возраста, а также развитие способностей у студентов, позволяющих рефлексировать собственный педагогический опыт.

Рефлексивное взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста – сложный и многокомпонентный процесс, включающий  такие составляющие как: целевую (основная цель – развитие рефлексии у ребенка, сопутствующие ей – воспитательные, дидактические), содержательную (обучение детей действиям анализа и самоанализа, сравнения реального и прошлого опыта для установления наиболее желаемых взаимоотношений с другими), методическую (способы организации взаимодействия), социально-психологическую (установление психологического контакта между педагогом и ребенком, ребенком и группой на основе социально-полезной, творческой, познавательной в широком значении деятельности), результативную (развитие ребенка как субъекта деятельности и общения на основе его рефлексивных действий). В системе данных составляющих выделяют способы педагогически целесообразного осуществления взаимодействия, одновременно развивающего рефлексивные возможности ребенка и реализующего рефлексивное мышление будущего педагога дошкольного образования. Основным инструментом воздействия выступает общение, требующее рефлексивных действий, а средством его реализации применительно к дошкольному возрасту служит система развивающих игровых занятий. Для обучения студентов способам установления такого общения чрезвычайно важной является диагностика их рефлексивных возможностей в организации рефлексивно-развивающих игр для детей дошкольного возраста.

Специфика профессиональной педагогической деятельности позволяет применить рефлексивно-гуманистический психологический подход к ее изучению (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов). В большей степени он связан с управленческим аспектом педагогической деятельности, требующим принятия решения и его реализации в условиях либо нестабильности межличностных отношений, либо их чрезвычайной сложности и противоречивости.

Вторая ситуация характерна для рефлексивного взаимодействия педагога и детей в процессе специально организованных сложных, рефлексивно-развивающих игр. Учитывая, что они должны обеспечивать взаимодействие педагога и детей как субъектов целостного образовательного процесса, взаимосвязь собственно управленческого, воспитательного, учебного процессов, межличностных отношений и индивидуальных контактов  «педагог↔дети», «педагог↔ребенок», «ребенок↔ребенок», «ребенок↔дети», «ребенок↔педагог», «дети↔педагог», выбор данного рефлексивно-гуманистического психологического подхода к выявлению организационных возможностей у студентов в этом аспекте наиболее оптимален.

По сути, мы говорим о новом профессиональном мировоззрении молодых кадров системы дошкольного образования, их способности адаптироваться к современным меняющимся условиям. Педагог-профессионал сегодня должен стать социально-ценной личностью, а его профессионализм социальным явлением.

Качество системы дошкольного образования во многом определяется уровнем профессиональной подготовки педагогов. В настоящее время качество профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования регламентируют: федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». ФГОС как стандарты нового поколения призваны стать «проводниками» перпективных отечественных, международных и европейских тенденций реформирования и  развития высшего образования, исходя из стратегических интересов и культурно-образовательных традиций России. Кубанский государственный университет, кафедра дошкольной педагогики и психологии ориентируется на необходимость использования актуальных для педагогов форм профессиональной деятельности, в том числе общедоступных интернет ресурсов для проектирования программ профессионального образования, включая создание специализированных порталов по направлениям подготовки.

Разработка и апробация нововведений становится делом педагогических коллективов реализующих инновационную деятельность, обеспечивающую переход от работы образовательной организации в режиме функционирования к деятельности в режиме развития. Инновационный характер образования назван специалистами важнейшим инструментом повышения его качества. Однако осуществление инновационной деятельности большей части образовательных организаций требует совершенствования: главная задача состоит в формировании инновационных систем, способных выявить и решать актуальные проблемы образования с учетом объективных потребностей и возможностей.

Реализация инновационных процессов в образовании должна осуществляться с учетом их специфики, которая определена учеными –исследователями А.В. Сластениным, Л.С. Подымовой, А.И.Пригожиным и другими, а именно : педагогические новшества сохраняют все родовые черты инновации; объект воздействия на предмет деятельности - развивающаяся личность; на возникновение и существование новшества влияет социальный заказ; необходима социально-психологическая готовность педагогического сообщества к восприятию, принятию и реализации новшеств; существуют как идеальные продукты деятельности новаторов; наблюдается относительная растянутость инновационных процессов во времени; целостный характер целей инноваций; зависимость инновационных процессов от социально-педагогических условий, и т.д. Направление подготовки Педагогическое образование ориентирует углубленную подготовку будущих педагогов системы дошкольного образования к проектной деятельности, формированию у выпускников готовности решать следующие задачи: проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через преподаваемые предметы. Моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитание и развития обучающихся а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры (3 п.4.3).

На кафедре дошкольной педагогики и психологии факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета разработана и внедрена программа (Вариативные подходы к профессиональной индивидуальности педагога дошкольного образования). Целью программы является развитие профессиональной готовности выпускника вуза к проектированию вариативных подходов в дошкольной образовательной организации, перевода из режима функционирования в режим развития на основе глубокого анализа гуманистических и социокультурных тенденций в современном дошкольном образовании. Основными задачами реализации являются: 1. Формирование социально-педагогической ориентации студентов в современной образовательной деятельности в логики развития ребенка в условиях вариативных подходов профессиональной индивидуальности педагога;2. Формирование навыков и умений моделирования вариативных подходов к профессиональной индивидуальности педагога обуславливающей развитие и саморазвитие дошкольника в дошкольной образовательной организации;3.Развитие проективного мышления будущих педагогов дошкольного образования, осознанной потребности постоянном, систематическом самопознании, рефлексии и профессиональном развитии, своей профессиональной индивидуальности и личностной неповторимости.

Подготовку студентов к рефлексивному взаимодействию мы организовываем на нескольких уровнях: методологическом и ориентационном.

Обучение студентов организации рефлексивно-развивающего взаимодействия осуществлялось на специальных занятиях: смыслонаправляющая категориально-модульная лекция, соответствующая методологическому уровню подготовки и осуществления рефлексивного взаимодействия, тренинговое практическое занятие, включающее техники рефлексивного слушания, соответствующее ориентационному и развивающе-коррекционному уровню.

Инновационная работа со студентами в  проблематике развития профессиональной компетентности и индивидуальности будущего педагога дошкольного образования реализовывалась  через такие формы, как научные конференции и семинары, круглые столы, дискуссионные клубы, где  обсуждались данные направления в контексте  актуальных вопросов науки и практики подготовки специалиста.

Особое внимание мы уделяем совершенствованию профессиональной индивидуальности и компетентности педагогов. Приоритетными являются следующие задачи: уделять особое внимание развитию субъектных, личностных и индивидуальных качеств у студентов, реализации их субъектной позиции в «диалогизированном» процессе профессионального обучения; разработать и активно внедрять систему учебных занятий, в процессе которых инструментом воздействия будет выступать общение, требующее рефлексивных действий для развития рефлексивных возможностей студентов; оказывать всестороннюю помощь специалистам-практикам в автономном поиске способов саморазвития профессиональной индивидуальности и компетентности.

В заключении, надо отметить, что обозначенные нами подходы к обновлению содержания подготовки специалиста дошкольного образования в вузе способствуют качественно иной системе отношений между педагогами и студентами, создают ситуацию личностно - интеллектуального саморазвития  и становления профессиональной индивидуальности специалистов дошкольного образования в современных условиях.