Полный текст статьи
Печать

Современный динамично меняющийся уклад жизни, возрастание умственных нагрузок – факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом [1]. Не случайно  возрастает детская заболеваемость [2].

Психологи и педагоги, работающие с  детьми старшего дошкольного возраста, приходят к одному и тому же выводу, что они сохраняют особенности мышления присущие дошкольному возрасту, у них преобладает непроизвольная память, в силу специфики внимания  способны продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 мин [3]. Познавательные мотивы  еще не устойчивы и ситуативно завышенная самооценка, что приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки [4]. Получение отрицательной оценки, замечаний, вызывает тревожность, состояние дискомфорта, из-за которых дети становятся пассивны, бросают работу или требуют помощи. Неустойчивость поведения осложняет отношение с педагогами и со сверстниками [5].

Главная причина этих проблем связано с несовершенной саморегуляцией детей 5 лет. У детей 5 лет не достаточный уровень волевого развития, позволяющий ребенку достигать поставленную цель, правильно оценить свою работу, овладеть определенными правилами поведения, навыками самостоятельности выполнения работы, адекватно относиться к трудностям, оценки взрослого [6].

     В настоящие время  по изучению развития саморегуляции  проведено значительное количество исследований (Г.М. Касаткина, 1982; Д.И. Бермедова, 1986; Т.А. Чепель, Т.В. Яковенко, 1993), располагают значительными сведениями о сущности, природе и роли сознательной активности субъекта в интеллектуальной деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Ананьев и др.); сложности, интегративности ее механизмов (Б.Ф. Ломов, О.А. Конопкин, и др.); специфике формирования ее отдельных компанентов у детей дошкольного и младшего школьного возраста (Т.Ю, Андрюшенко, Л.В. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Захарова, И.И. Кондратьева, А.Х. Маркова, Д.Б. Эльконин и др.); роли специальной организации учебной деятельности в ее формировании (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин и др.).

В том числе и исследования, подчеркивающие значимость средств физического воспитания в группах детей 5-7 лет, в которых определены три направления: социально-психологическое, интеллектуальное, двигательно-волевое, развитие саморегуляции (Л.И. Лубышева, В.А. Баландин, 1999; Е.В. Демидова, 2005 и др.). Однако, на практике целенаправленное использование специфических средств  физического воспитания, влияющих на формирование саморегуляции у старших дошкольников, наблюдается крайне редко.

Анализ научных исследований показывает, что в психолого-педагогической науке отсутствует единый системный подход к решению проблемы содержания и преподавания физической культуры, в полной мере использовать ее средства и методы в формировании психологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Существующие предложения по изменению содержания и применения психологических приемов носят отрывочный, частный характер, что усложняет процесс системного развития саморегуляции у старших дошкольников и доказывает актуальность  темы.

Цель исследования - повышение эффективности развития процессов саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста средствами физического воспитания.

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ научно - методической  литературы; психологическое тестирование; анкетирование; психолого-педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Исследование  проводилось  на базе МБДОУ «Детский сад  №115»  г.  Краснодара с сентября 2013 г. по июнь 2015 г.). Количество детей, участвующих в эксперименте составило 60 человек (30 мальчиков и 30 девочек), в возрасте 6 лет.

Наиболее целесообразно, на наш взгляд для оптимизации процесса формирования осознанной саморегуляции у детей 5 - 7 лет использовать комплексную методику, своеобразие которой должно заключаться в создании условий для перехода функционирования психологических образований с более низкого уровня на более высокий. К таким условиям на наш взгляд относятся психологические приемы саморегуляции используемые в спорте (игры-эстафеты, зкаливание, психомоторные упражнения).

С детьми экспериментальной группы работа велась по экспериментальной методике, так чтобы каждый ребенок мог максимально проявлять и  развивать саморегуляцию. В основу эксперимента было положено разработанный план проведения игр – эстафет и закаливающих мероприятий. В играх-эстафетах дети упражняются разнообразных движениях: беге, прыжках, бросании, и т.п. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Важно учитывать роль растущего напряжения, радости сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Для организации игр-эстафет обязательно деление детей на команды, между которыми происходит состязание. В любой игре дети выполняют все действия в заданном или максимально возможном темпе. Правила игры составлены таким образом, что они способствуют проявлению инициативы и находчивости каждым ребенком, целеустремленности и упорства, умение собраться в решающий момент, поэтому педагогу необходимо добиваться добросовестного их выполнения.

При достижении цели и решения задач исследования определялась эффективность экспериментальной методики с целью использования ее в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, анализировалась степень развития саморегуляции у детей, экспериментальной и контрольной групп, участвующих в эксперименте по итогам обучения.

Таким образом, данные исследования говорят о том, что включение в физкультурно-оздоровительную работу проведения игр – эстафет и закаливающих мероприятий  стимулирует развитие саморегуляции, что проявляется в ее значимом росте у детей 6 - 7 лет. Показатели числа детей, у которых к 7 годам сформирована саморегуляция, у испытуемых, участвующих в эксперименте выше, чем у детей контрольной группы.

Также, в ходе исследования, были в возрастном аспекте определены оптимальные компоненты физкультурных воздействий на развитие саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста, которые можно рекомендовать для практического применения.

Констатирующий эксперимент позволил определить типичные характеристики развития саморегуляции у детей 6 - 7 лет, воспитывающихся в дошкольной образовательной организации.

 У детей, обучающихся в дошкольной организации и не занимающихся по экспериментальной методике физкультурно- оздоровительной деятельностью, те новые новообразования психики, которые способствуют развитию саморегуляции не получают возможности развиваться в силу особенности организации педагогического процесса по традиционным методикам.

Установлено, что у детей подготовительной к школе группы, занимающихся по экспериментальной методике изучаемые параметры достоверно выше, чем у дошкольников обычной группы. Это указывает на необходимость поиска более совершенных методик обучения в дошкольной организации с использованием средств физкультурного воспитания.