Полный текст статьи
Печать

Сегодня проблема безопасности образовательного учреждения приобрела ключевое, решающее значение. Происходящие изменения  в обществе, в частности в системе образования, внедрение ФГОС, с одной стороны, создают качественно новые альтернативы и возможности выбора  образовательной среды, с другой стороны – оказывают воздействие, вызывающие  у многих людей, в части отношения  между педагогом и родителем, дезориентацию в современной социальной ситуации. Повышается психологическая напряженность, появляются слухи, обсуждения в сетевых сообществах проблем выходящих за рамки компетенции родителей, что приводит к неоправданным переживаниям, и  ухудшению социального здоровья общества. Это ставит под угрозу психологическую защищенность как образовательного учреждения, (все его категории), так и общество в целом, что выражается в постоянных недовольствах, претензиях, не пониманию со стороны родителей.

Проблема: Несоответствие психологического микроклимата образовательной организации новым формам и методам работы в соответствии с ФГОС,   низкий социальный статус образовательного учреждения.

Согласно гуманистической психологии, защищенность и безопасность взаимосвязаны с признанием, принятием безусловной ценности и психологической свободой человека; безопасность и защищенность способствует развитию любви к жизни и гуманным отношениям между людьми.[1] Опираясь на  пункт 3.2.1. профессионального стандарта, «Педагогическая деятельность по реализации программы дошкольного образования», в части - стандарт  трудовых действий : «Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации», [2] мы определяем  понятие психологическая безопасность  как одно из приоритетных направлений.

В педагогической психологии имеются работы, затрагивающие понятие защищенности. Степень защищенности, толерантности, исключение каких-либо форм насилия при взаимодействии составляют эмоциональную атмосферу образовательного учреждения и представляют собой один из наиболее существенных, факторов, благотворно влияющих на динамику развития организации. Специалисты отмечают, что большинство родителей связывают понятие «Хороший детский сад», «хорошая школа», не только с качеством образования, но и с обеспечением безопасности детей, с заботой об их здоровье. Среди условий, необходимых для воспитания человека, выделяют сотрудничество  ребенка с  воспитателем, взрослым, получение необходимой помощи; совместную работу воспитанников; обеспечение психологической безопасности работы группы – установление чувства общности, доверия, защищенности, поддержки.

Теория референтных (ведущих) групп утверждает, что одним из существенных оснований выбора группы в качестве референтной является переживание эмоционального благополучия, трактуемого как чувство эмоциональной защищенности, безопасности. Именно такие группы с наибольшей вероятностью становятся референтными и рассматриваются как «Мы». Принадлежность к определенным социальным группам и общественным структурам дает ощущение защиты от возможных угроз, формирует потребность в постоянных связях с окружающим миром и потребность идентификации себя с определенной группой, социальной системой.[3]

Гипотеза: Чтобы наиболее полно раскрыть потенциал нового поколения необходимо обеспечить психологическую безопасность личности ребенка через повышение компетенций всех участников образовательного процесса. Создавая референтно- значимую зону в образовательной организации оказывать влияние на психологическую компетентность семьи, формируя гуманное мировоззрение общества в целом.

Целью нашей работы, является моделирование среды, где личность была бы востребована и функционировала, где ребенок с первого шага чувствовал бы свою защищенность от всех форм насилия. В соответствии с  профессиональным стандартом в пункте  3.1.3 « Развивающая деятельность».   Заявлены стандарты к трудовым действиям в частности « Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе».  Но создание этой среды необходимо начинать с создания безопасной среды  любого вида образовательного учреждения. Улучшение эмоционального микроклимата в образовательном учреждении, по нашему мнению приведет к оптимизации  профессиональных компетенций воспитателя. По средствам проведенной тренинговой работы, устанавливаются межличностные отношения основанные на почве профессиональных интересов. Исходя из этого   мы выделили  задачи над которыми необходимо работать: 

  1. Разработка основ культуры в организации, в круг вопросов которой включили: разработку определенных норм поведения; снижение частоты аварий и несчастных случаев; формирование в организации обстановки, в которой все ее члены разделяют одни и те же взгляды и убеждения;  минимизация всех форм насилия в межличностном взаимодействии.
  2. Профилактика и снижение психологического травматизма на основе использования закономерностей деятельности человека в условиях не только физической, но и психологической опасности; снижение угроз психическому здоровью в социальной среде; мобилизация ресурса сопротивляемости человека.

Необходимо уделять внимание сохранению основ психологической безопасности педагога. Основным принципом дошкольного образования, на котором строится работа образовательной организации, является создание условий для успешного проживания ребенком всех этапов детства, аплификации детского развития,  это развитие ребенка будет не гармоничным, если  избегать сотрудничества с семьей.

 Зачастую педагогическое сообщество любого образовательного учреждения становиться в аппозицию с недовольной  родительской общественностью, действуя по принципу «худой мир лучше доброй ссоры» затаенные обиды и не понимания лишь усугубляют дистанцию. Наладить контакт и тем более оказать помощь родителям можно только через авторитет педагога.  В соответствии с ФГОС ДО, [4] одной из приоритетных целей которого является повышение социального статуса дошкольного образования, необходимо поднимать, корректировать и создавать имидж  педагога, что бы в перспективе сформировать имидж образовательной организации в целом. Большое внимание формированию имиджа педагога  уделила в своей работе доктор педагогических наук, профессор Надежда Ивановна Рослякова. [5] По мнению Н.И. Росляковой индивидуальный имидж педагога это совокупность внутренних и внешних личностных качеств субъекта воздействующих на выработку определенного мнения. Люди, объединенные любовью к детям, выбирают профессию педагога, вступая тем самым в профессиональные отношения, формируя свой имидж и имидж образовательной организации.

Только в случае сплоченной команды, смотрящей в одном направлении, мы сможем создать референтную группу, которая приведет к созданию референтно значимой среды для родительской общественности. Задача работы нашего детского сада состоит в выявлении непониманий, неприятий, трудностей работы образовательного учреждения и устранений их по средствам психолого-просветительской работы, как внутри образовательной организации (диспуты, тренинги) так и за пределами организации - участие в телевизионных программах, семинарах, родительских форумах, конференциях. Одна из форм работы проведенной  на базе нашего детского сада, это работа над корпоративным имиджем, которая включает в себя  разработку и внедрение этических стандартов,  в соответствии с профессиональным стандартом,  пунктом 3.1.1. «Общепедагогическая функция» в части «другие характеристики» заявлены как «соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики». Эта работа направлена на профессиональное взаимодействие всех категорий организации.

Под этическим стандартом  мы понимаем  совокупность обязательных требований  предъявляемых к персоналу образовательного  учреждения, в  различных ситуациях профессиональной деятельности.

Целью этических стандартов является:  Создание и поддержание положительного имиджа образовательного учреждения, установление и сохранение конструктивно – деловых отношений, повышение качества выполнения своих должностных обязанностей и эффективности деятельности всего персонала образовательного учреждения. 

Свод этических стандартов состоит из разделов:

1. Стандарт профессионального взаимодействия  сотрудника со всеми категориями образовательного учреждения в рабочее время.

2.Стандарт профессионального поведения проверяемых лиц в ситуации проведения проверки.

3. Стандарт профессионального ведения делового разговора руководителя с подчиненным.

4. Стандарт  проведения делового разговора сотрудника с вышестоящим руководителем.

5. Стандарт делового общения сотрудника образовательного учреждения с сотрудником.

6. Стандарт общения сотрудника образовательного учреждения в ходе делового телефонного разговора при входящих звонках.

Представленные этические стандарты разработаны только для использования в рамках конкретного образовательного учреждения.

Вводимые стандарты позволяют создать понятные «рамки» в которых должны действовать сотрудники образовательного учреждения. Стандарты также позволяют формировать определенную кадровую политику, при которой образовательное учреждение выйдет на качественно новый уровень.  Предложенные стандарты не носят директивный характер, они разработаны  в соответствии с П.П.Р.Ф. от 22.01.2013 «О правилах разработки, утверждении и применения профессиональных стандартов»  приняты на  профсоюзном собрании  путем голосования и подлежат изменениям в ходе жизнедеятельности образовательной организации. Эта работа проходит так же в контексте с профессиональным стандартом, в соответствии с пунктом 3.1.2. « Воспитательная деятельность» заявлены стандарты: «Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации».

Ступив на путь рыночных отношений, совершенно неожиданно образовательная организация  стала «рынком образовательных услуг», а фигура учителя, воспитателя совместила в себе одновременно и товар, и продавца. Нам приходится принимать реальность такой, какая она есть, и стараться адаптироваться к новым условиям максимально гибко и оперативно. Мы поставили своей целью создание корпоративного имиджа. Многие педагоги, для которых умение подать себя,  должно являться одним из профессиональных качеств – этого либо делать не умеют, либо не хотят.

Под корпоративным имиджем мы понимаем имидж организации в целом, а не каких – то отдельных подразделений или результатов ее работы. Здесь и репутация организации, и ее успехи, и степень стабильности.

Помимо стандартов нами создана и на сегодняшний день реализуется,  программа тренингов: «Тренинг личностного и профессионального развития», использована литература: ( Климова Е.К. 2013г.) «Тренинг формирования имиджа» использована литература:  (В.Г. Орешкин 2008г.)  «Тренинг интеллектуальных и творческих способностей» (Т.Н. Березина 2010г.)

Работа рассчитана на воспитателей и помощников воспитателя.  Рабочей творческой группой во главе с заведующим Мироненко Татьяной Викторовной, разработан и утвержден план введения ФГОС ДО в образовательный процесс ДОО, который на сегодняшний день успешно реализуется. Данная работа проводится в рамках работы пилотной  площадки, так же  в детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда,  отвечающая на сегодняшний день, запросам родителей, интересам и потребностям детей, способствующая эффективной работе педагогов.