Нужно всегда помнить, что здоровье - великое благо и достояние всего общества. Недаром народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова!»
С. Я. Чикин
Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.
Когда родители вместе с детьми совместно занимаются оздоровительной физкультурой, это помогает решить целый ряд проблем: приучить ребенка к дисциплинированности, профилактики плоскостопия, сколиоза, формирование правильной осанки.
В семейной физкультуре самое главное достижение – дополнительное общение детей и родителей в неформальной обстановке, когда папа с мамой могут быть тренерами. Психологи советуют родителям чаще общаться с детьми, в особенности в нестандартной обстановке. Плюс и в том, что дети и в дальнейшем будут иметь желание заниматься физкультурой и своим здоровьем.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольного учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельности.
Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
В целях решения проблемы нехватки мест в детское учреждении и трудоустройства женщин с детьми на базе дошкольного учреждения был разработан проект – Физкультурные семейки- «ФикС» утвержден на педагогическом совете №1 от 27 августа 2014года, по организации взаимодействия инструктора физической культуры дошкольного учреждения с педагогом и детьми семейного детского сада по средством интернета.
Здоровье человека, проблема здоровья и его сохранения стоит более чем остро. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач дошкольного учреждения. Личное взаимодействие инструктора физической культуры и семьи, «открытость» в педагогическом процессе, гибкие , дифференцированные отношения между инструктором и семьей.
Своевременное и систематическое оказание помощи маме – педагогу в организации образовательной деятельности детей в семье и в целом.
Семейная группа – это новое структурное подразделений, созданное на базе многих дошкольных образовательных учреждений. С первых дней сопровождения семейной группы коллектив ДОУ должен ответственно и максимально плодотворно организовать деятельность с семейной группой. Своевременное и систематическое оказание помощи маме – педагогу – залог успешного функционирования нового структурного подразделения.
Между тем, необходимо помнить о трудностях, с которыми могут столкнуться администрация ДОУ и педагог семейной группы, а именно:
-отсутствие программы и методических разработок для разновозрастной группы;
-недостаток методической литературы, предоставляемой маме – педагогу;
-необходимость воспитателю семейной группы приводить детей дошкольного возраста на занятия в ДОУ, в то время, детей раннего возраста нужно оставить под присмотром дома;
-обеспечение предметно – развивающей среды дидактическими и игровыми пособиями в семье в соответствии с требованиями Сан ПиНа и требованиями программы.
Еще одна проблема заключается в том, что воспитатель семейной группы не всегда может посещать педагогические советы, семинары, консультации, открытые просмотры, так как ей не с кем оставить дома детей.
Проверять воспитателя семейной группы (проводит ли она занятия, соблюдает ли режим дня и т.д.) очень сложно. Посещать группу каждую неделю на дому не предоставляется возможным.Здесь все зависит от воспитателя семейной группы, ее мотивов, стремлений и желаний.
Необходимо помнить о том, что у мам – педагогов может быть разный социальный статус и образовательный уровень. Не у всех мам педагогическое образование, поэтому, не каждая мама – педагог способна правильно организовать работу семейной группы. Многие могут испытывать трудности в проведении занятий с детьми, ведении документации и осуществлении самоконтроля. Поэтому, педагогам дошкольного образовательного учреждения необходимо учитывать все сложности, которые возникают и грамотно подойти к разрешению возникающих проблем.
Физкультура при регулярном ее выполнении способствует активизации памяти и мозговой деятельности, что также будет плюсом для учебы в школе. Такие проблемы, как сколиоз или плоскостопие также могут уйти при регулярных упражнениях.
Родителям, решившим заняться с детьми упражнениями, следует знать об основных правилах поведения:
- не настаивать, но создать атмосферу, при которой ребенку самому будет интересно заниматься, а ведь дети так любят копировать поведение взрослых;
- занятия утром разбудят тело, а вечерняя гимнастика снимет дневную усталость;
- следите за временем занятий, дети не сразу понимают, что переутомились, они очень активны. Норма – от 10 до 20 минут физкультуры.
- могут появляться упражнения, которые делать хочется и которые нет. Тем не менее нужно соблюдать баланс, дабы не навредить организму;
- детям свойственна переоценка своих физических возможностей. Появление травм приведет к негативному отношению детей к гимнастике и спорту. Родителям следует со всем вниманием следить за интенсивностью занятий и нагрузкой у детей, а также за уровнем сложности упражнений.
Общие занятия физкультурой должны делиться на три части. Разминка, главная часть и заминка. В занятиях с детьми это не настолько явно разделяется. Вместо разминки можно делать первые подходы с меньшей интенсивностью и амплитудой, как бы раскачивая ритм. В завершении можно просто лечь на спину и расслабить тело.
Десятилетние дети активно осваивают интересные им движения. Взрослым следует по максимуму разнообразить комплекс упражнений. У детей этого возраста увеличиваются возможности тела, но несколько снижается эластичность связок и мышц, поэтому следует подбирать упражнения с учетом данного факта. В это время родители уже могут понят, к какому виду спорта предрасположен их ребенок.
Естественно, подбирать комплекс упражнений следует строго индивидуально, с учетом всех особенностей вашего ребенка.
Независимо от возраста, образа жизни, профессии – физическое воспитание человека всегда имеет огромное профилактическое значение.
Физкультура так же важна, как и здоровое питание, поскольку она способна в значительной мере продлить активное долголетие и снизить риск многих заболеваний. Для людей с малоподвижным образом жизни характерны ранняя мускульная слабость, замедление тока в крови, застойные явления в организме, что, разумеется, самым неблагоприятным образом сказывается на общем состоянии человека.
Несложные физические упражнения благотворно влияют на организм. Благодаря физкультуре, укрепляется мышечная и костная системы, улучшается обмен веществ, увеличивается поясничный изгиб позвоночника и амплитуда подвижности суставов. Во время упражнений ритмичные и глубокие дыхательные движения способствуют правильному кровообращению, что очень важно для сердечной деятельности.
Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма, повышения работоспособности и выносливости. Ни одно лекарство не дает такой прекрасной возможности нейтрализовать вредные последствия нервных перегрузок и гиподинамии, какую дает физическая культура.
Семья - это коллектив единомышленников. Все члены семьи должны неуклонно соблюдать правила, от которых зависит их здоровье. Нужно всегда помнить, что главное в занятиях физической культурой, спортом - систематичность и регулярность. Эти занятия должны стать органической частью повседневной жизни и быта каждой современной семьи.
Виды физкультурных занятий в режиме дня семьи
Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм, оказывая большое оздоровительное и воспитательное влияние. Утреннюю зарядку желательно проводить на свежем воздухе. Бег является универсальным средством воздействия на организм. В результате занятий бегом человек отлично себя чувствует, у него хороший аппетит, настроение, работоспособность. Ежедневная порция оздоровительного бега защищает организм от действия хронических интоксикаций и инфекций. Поход, прогулка или экскурсия содействуют укреплению здоровья, физическому развитию и повышению общей работоспособности, воспитанию выносливости, ловкости и уверенности в своих силах. Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для «семейной» физкультуры. Они улучшают физическое развитие, благоприятно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, способствуют эмоциональности спортивных занятий.
Проводить подвижные игры можно на открытом воздухе в любое время года. Игра преследует определенную цель, учитывающую интересы и возможности всех членов семьи, принимающих в ней участие. Обязательным элементом физического воспитания в семье, имеющим большое значение для укрепления здоровья, повышения работоспособности и сопротивляемости инфекции, является закаливание.
В результате закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям различных погодных факторов, таких как холод, жара, сырость и других, которые плохо влияют на работоспособность и могут привести к заболеваниям.
Совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные результаты:
- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка.
Хочется надеяться, что у родителей проснется интерес к гармоничному развитию личности ребенка, с тем, чтобы они сами активно занимались с ни физкультурой и таким образом способствовали укреплению взаимоотношений в семье, воспитанию любви и уважения детей к родителям. Наукой доказано, что совместные занятия физическими упражнениями родителей с ребенком являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь.
Естественно, не каждый из малышей станет чемпионом, но каждый обязательно должен вырасти крепким и здоровым. Когда люди говорят о счастье, они, прежде всего, желают друг другу здоровья. Так пусть дети будут здоровыми и счастливыми. А это значит, что здоровыми и счастливыми будем мы все.