Полный текст статьи
Печать

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями,
способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему…
Её можно назвать воплощением всего прекрасного и возвышенного»[1]

Платон

Мы педагоги детского сада №163 в г. Краснодар  - Сапожкова Ольга Анатольевна и Зайдан Елена Александровна. Наша деятельность непосредственно связана с музыкой. Нам часто приходится наблюдать, как дети радуются, приходя на музыкальное занятие. Они с удовольствием поют песни, с радостью танцуют, но когда дело доходит до слушанья музыки, большая часть детей начинает скучать.

К сожалению, если ребенок с детства не приучен слушать классическую музыку, на музыкальных занятиях, на этапе «слушания музыки», он ерзает, отвлекается, пытается найти себе занятие по душе, например, начинает чем то играться.  И это понятно, ведь даже не каждый взрослый человек слушает классическую музыку, потому что, он не понимает ее, а ребенок и подавно. Дети больше любят простые, весёлые, незатейливые песни.

Музыка имеет огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Помогает развивать чувство прекрасного, прививает хороший вкус, поднимает культурный уровень. Особенную роль в воспитании ребёнка играют классические мелодии, отличающиеся гармонией, богатством оттенков, благородством интонаций, изысканной сложностью. Воспринимать их, конечно же, сложнее, чем современные песни. Именно поэтому и была разработана  нами  «Музыкальная кисть», ведь для развития музыкально – эстетического сознания, развития музыкальности, побуждения детей к проявлениям различных форм творческой активности необходимы новые виды музыкальной деятельности[2]

В наше время по-настоящему цельной личностью можно назвать лишь человека, у которой в полной мере развито и эмоциональное и интеллектуальное начало. Воспитать такую цельную личность – нелёгкая для педагога задача.

Интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества.

Интеграция содержания эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на детей, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением детей в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичных для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой), а также образованию ассоциативных связей.

Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться.

Восприятие классической музыки позволило показать ребенку красоту, выразительность и изобразительность лучших примеров музыкальных произведений композиторов – классиков, воспитать любовь к музыке, увидеть ее красоту и научиться ее понимать.

На занятиях мы с детьми не просто слушаем музыку, а учимся сравнивать, сопоставлять музыкальное произведение и произведение живописи, выделять их основные выразительные средства.

Дети даже 5-го года жизни легко усваивают связь между высокими звуками и светлыми красками, между мрачными низкими звуками и темными красками. И в этом случае большое практическое значение имеет навык цветовидения, т.е. ребенку просто необходимо дать элементарные представления о смешивании красок, развить умение получать новые оттенки, пользоваться палитрой.

Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.

«Музыкальная кисть» - это комплексное занятие, где дети окунаются в мир искусства. Данная интегрированная образовательная деятельность проходит в четыре этапа, один раз в сезон. С музыкой и природными явлениями дети встречаются каждый день. Музыка и природа проходит невидимым фоном мимо них. Обращая внимание, на одно, потом на другое, мы привлекаем детей к миру прекрасного. И поэтому, за основу «Музыкальной кисти» были взяты времена года.

Праздничное оформление музыкального зала в соответствии с текущим временем года, позволяет создать нужную атмосферу и настроение. Осенний лес, зимняя сказка, весеннее пробуждение и летнее буйство красок  даёт детям глубоко прочувствовать характер музыкальных произведений замечательных зарубежных и неподражаемых отечественных композиторов.

Первый этап – дети рассаживались в свободной форме на ковер (в прохладное время года, мы для детей расставляли стульчики, создавая им амфитеатр) и просматривали ряд фотографий связанных с тематикой (осень, зима, весна, лето). В блок просмотра фотографий о времени года входили, как пейзажи и природные явления, характерные данному сезону, так и животный мир, картины художников и детские рисунки. Просматривая фото- презентацию, дети на бессознательном уровне слушали музыку, характерную для данного времени года, русского композитора П.И.Чайковского и итальянского композитора А. Вивальди, параллельно перекликая музыкальные композиции с поэтическими представлениями о временах года великих писателей и поэтов (А.С. Пушкин, С.Есенин, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев и др.). Осознание и понимание закреплялось на слуховом и визуальном уровне.

Так как детское внимание сложно надолго удержать, то, не отвлекаясь от темы, для этого проводились физ. минутки, которые включали в себя занятия по отображению  явлений природы характерные данному времени года (осенние листья-листопад (осень), снежинки, снежный ком (зима), первый росточек-распускаются свежие листочки, бегут ручейки (весна), летают яркие бабочки (лето)).

Положительный результат в занятиях  достигался посредством беседы, а так же с помощью игрового метода. В беседе дети отвечали на заранее подготовленные педагогом вопросы, пытались рассуждать на предложенную тему, делились мнением, впечатлениями и эмоциями. В процессе обсуждения воспитанники слышали альтернативные мнения других детей, учились  выслушивать до конца не перебивая, иногда дополняли ответ другого ребенка.

Второй этап занятия так же сопровождался уже знакомыми музыкальными и поэтическими произведениями,  но на данном этапе фото блок сменился видео фильмом, в которой раскрывались природные изменения, поведение животных в рассматриваемый сезон, но что самое интересное - это создание на холсте «шедевра» профессиональным художником. Детям был очень интересен этот фрагмент занятия, так как они с интересном наблюдали за действиями художника, с чего начал рисовать, какими пользовался цветами, как работал кистью. И так же проводились физ. минутки и беседа.

Третий этап носил практический характер. В гости к детям приходили «времена года». Дети пели песни, рассказывали стихи, беседовали, задавали вопросы и затем рассаживались за мольберты и под знакомые музыкальные произведения «рисовали музыку», (если погода была теплой, положительным моментом было расположить мольберты на улице, чтобы созерцая  красоту самой природы они могли проявлять свои творческие способности). Здесь творчество детей не ограничивалось только красками, кисточками, дети могли использовать поролоновые спонжи, вату, цветную бумагу для аппликации. Так же на выбор оставался за детьми работать самостоятельно или объединиться в группу. В этом просматриваются элементы раннего коллективизма, умения работать в команде. Подавляющее большинство детей индивидуалисты и объединение в совместной работе для достижения поставленной задачи является социально необходимой составляющей для адаптации детей в нашем обществе. Некоторые дети в процессе работы даже поддавались музыкальным порывам и двигались в такт музыке. Как мальчики, так и девочки, все были очень увлечены своей работой. Эмоциональность, творчество отражалось везде, дети привлекали внимание взрослых к своим работам, рассказывали им о своих впечатлениях, некоторые даже цитировали строки стихотворений русских поэтов, которые они изобразили на своих холстах.

Таким образом, используя интегрированный подход в образовательной деятельности дошкольников, мы наблюдаем общую заинтересованность и увлеченность детей в этом процессе.

Итогом проделанной работы была выставка, где каждый мог рассмотреть работы, высказать свое мнение. Дети очень гордились собой, достигнутому результату. Это нашло отражение в их повседневной жизни.

При реализации данного проекта были использованы следующие методы:

  1. Метод беседы
  2. Метод созерцания
  3. Метод теоретического анализа
  1. Игровые методы
  1. Метод подмастерья [3].

Был проведен анализ действий детей и их поведенческой реакции на проведенный цикл занятий и сделаны общие выводы.

Эти методы показали, что дети более свободно и образно стали высказывать свое мнение и отношение к поставленной задаче. У них появились познавательные, регулятивные навыки. Стали активнее проявлять инициативу для участия в общественных поручениях. Научились, не перебивая выслушивать чужую точку зрения, а затем высказать свою, не осуждая и отвергая сказанное товарищем, а дополняя своим видением данного вопроса.

Дети, которые прошли цикл интегрированных занятий «Музыкальная кисть - Времена года», слушая классическую музыку, стали с большей заинтересованностью и увлеченностью вслушиваться в музыкальные произведения, изменения характера музыки, интонации. В процессе беседы, было выявлено, что дети могут увязывать характер музыкального произведения с художественным образом, характеризуя их эпитетами из литературных произведений. Количество детей желающих включиться в беседу, обсуждение резко увеличилось. Рисунки детей стали более динамичными, живыми, светлыми, отражающие возвышенное эмоциональное состояние ребенка.

Дети стали активнее проявлять навыки общения, помощи товарищу, регулятивные навыки, научились общаться в команде, выбирать цель, планировать способы и приемы для ее достижения, а так же сравнивать полученный результат с предполагаемым. Можно с уверенностью сказать, что все приобретенные навыки и умения дети смогут перенести с собой во взрослую жизнь.

Неожиданным моментов в проведении цикла интегрированных занятий была просьба - обращение Атамана казачьего хуторского войска Каданина А.В. «подарить частичку детского тепла жителям Донбасса».

Основываясь на положительных результатов с начала проведения цикла интегрированных занятий, видя детскую заинтересованность, в целях патриотического воспитания дошкольников, цикл «Времена года» был дополнен интегрированным занятием «Музыкальная кисть – урок мужества».

Для ознакомления, детям был предложен фото и видео материал, а так же музыкальные и поэтические произведения. Завершилось занятие, беседой с детьми на военно-патриотическую тему. Так как военные действия не приносят радости, атаман казачьего хуторского войска Каданин А.В. попросил детей нарисовать «мир, доброе счастливое время, радостные лица людей, прекрасный мир вокруг нас». Дети с удовольствием откликнулись на просьбу, и передали множество своих рисунков и поделок для жителей и защитников Донбасса.

Дети смогли почувствовать, что их вклад и труд важен для других и несет светлый позитивный настрой.

Мы благодарим администрацию детского сада и родителей воспитанников за согласие в проведении экспериментальной деятельности. 

«Музыка – универсальный язык человечества»

Г. Лонгфелло