Полный текст статьи
Печать

Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Поэтому социализация представляет собой процесс накопления социального опыта и активного воспроизводства его в общении и деятельности. Исходя из деятельностного подхода к проблеме социализации младших школьников разработана проектная работа по созданию анимационного фильма с учащимися 2 «Б» класса. Проект называется «Пластилиновые сказки» ипредусматривает социально-коммуникативное развитие ребенка. Анимационный фильм для ребенка является миром фантазии и сказки, а когда ребенок создает все это сам, то он проецирует свои переживания, свои эмоции и чувства на мультфильм. В процессе создания мультфильмов ребенок лучше усваивает социальные нормы и правила, проигрывая их персонажами в кадре анимационного фильма. Таким образом, дети в процессе работы над проектом учатся договариваться, обсуждать проблему, высказывать свое мнение. В результате реализации проекта «Пластилиновые сказки» дети должны успешно пройти этапы социализации и адаптации к обучению в школе.

Одна из важнейших сторон развития ребенка - развитие творческого мышления, часто обозначаемое как креативность (от английского creative). Творческие способности - очень важное качество личности, которое помогает лучше ориентироваться в современном мире, быстро познавать все новое и придумывать новое самому. Именно для творческого развития учащихся направлен наш проект «Пластилиновые сказки», так как создание анимационного фильма является универсальным средством, позволяющим раскрыть творческие способности ребенка и приобрести уверенность в собственных силах. Участвуя в проекте, учащиеся 2 «Б» класса создали следующие анимационные фильмы: по мотивам русской народной сказки «Репка», , сказки В.Г. Сутеева «Палочка-выручалочка».

Этапы работы по созданию анимационного фильма:

1. Распределение ролей. Работая над анимационным фильмом, учащихся распределили на следующие группы: сценаристы, фотографы, скульпторы-художники, звукорежиссеры-аниматоры, актеры-монтажеры.

2. Написание сценария мультфильма. Сценаристы, совместно с учителем и с остальными детьми выбирали подходящие сказки по следующим критериям: интересна ли сказка, что в ней поучительного. Важным этапом создания фильма является составление сценария. Перед сценаристами ставились следующие задачи: какие действия будут выполнять персонажи, и какие слова они будут произносить? Необходимо также разработать четкую сюжетную линию, включающую зачин, завязку, кульминацию, развязку и концовку.

3. Раскадровка. Раскадровка – это последовательность рисунков, она помогает визуально представить, каково видение режиссера, каким образом снимать фильм.

4. Лепка фигур персонажей. В этом деле у детской фантазии нет границ, и эта часть работы приносит самое сильное удовольствие для ребёнка. Надо принять во внимание то, что вылепленные фигуры были высотой как минимум 10см., а лучше 15 см.

Поскольку только с высокими фигурами легче всего создавать движения в сценах. Фигуры персонажей не должны быть массивными, а полые фигуры экономят затрату пластилина. Важным фактором является стабильность персонажей, чтобы ноги были устойчивыми при креплении.

Для изготовления персонажей нам понадобились: пластилин и проволока. Дети решали и обсуждали, как будут выглядеть герои, где будет происходить действие мультфильма, какие соответствующие декорации будут. Для создания анимационных фильмов «Репка» и «Палочка-выручалочка» дети сделали следующих пластилиновых персонажей: деда, бабку, внучку, Жучку, Мурку, ежа и зайца. Учащиеся с большим интересом создавали героев, каждый вносил свою лепту для завершения образа персонажа.

5. Подготовка декораций. Когда персонажи были готовы, декораторы изготовили декорации. Для изготовления декораций понадобились: пластилин, бумага формата А4, картон, клей ПВА, коррекционный карандаш и много фантазии.

За основу фона взяли лист белого цвета формата А-4, небо и землю раскрасили гуашевыми красками, потому что на данном материале очень удобно располагать персонажей мультфильма, легко перекладывать их с места на место, при необходимости всегда можно почистить запачкавшийся лист. К мультфильму сделали следующие необходимые декорации: дом бабки с дедом, облака и тучки, солнышко, деревья, тропинку.

6. Подготовка к съемке состояла из нескольких этапов: настройка фотоаппарата, установка фотоаппарата на штатив, выбор высоты и наклона штатива. Фотоаппарат на штативе мы закрепили так, чтобы в объективе был только фон будущей сцены, а ничего лишнего в кадр не попадало. Теперь мы были уверены, что кадры нашего мультфильма не будут прыгать на экране.

7. Съемка кадров анимационного фильма. В процессе съемки учащиеся пользовались сценарием, разбивали каждое действие персонажа по фазам и снимали эти фазы. Например, Дед сажает репку в течение шести секунд. Каждая секунда – это 12 кадров. Таким образом, для этого этапа мы сделали 72 кадра. Группа фотографов следила, чтобы во время съемки в кадре не было никаких лишних деталей – главным образом ничьих рук. Отсняв первую сцену мультфильма, мы приступаем к съемкам следующей сцены.

8. Запись звуковых дорожек – диалогов героев. Вместе со звукооператорами, дети озвучили полюбившихся героев. Учащиеся разучивали сценарий сказок и делали запись текста с помощью микрофона и компьютера. Все записанные звуковые дорожки также располагаются на шкалу времени в программе Movie Maker.

9. Монтаж. Группа монтажеров в компьютерной программе Movie Мaker смонтировала отснятый материал. Для монтирования была выбрана программа Movie Мaker, так как младшие школьники в состоянии освоить и делать мультфильмы в этой программе, а также она проста в применении и изучении. В первый раз применения программы, необходим контроль учителя потому, что нужно совмещать продолжительность кадров и звучания, менять последовательность.

Таким образом, проектная работа по созданию анимационного фильма «Пластилиновые сказки» предоставила каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности. Что касается социализации, то учащиеся во время проекта научились работать в группах, а именно, научились прислушиваться к мнению друг друга, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Мы уверены в том, что полученные умения и навыки помогут младшим школьникам успешно пройти этапы социализации и адаптации к обучению в школе.