Полный текст статьи
Печать

Сложная экологическая ситуация, постоянно осложняющая в современном мире, поставила вопрос о необходимости формирования экологической культуры. Однако разработка теоретико-методологических основ в данной области существенно затрудняется, так как все внимание уделяется в первую очередь решению практических проблем. Но вскоре научное сообщество приходит к выводу о том, что для грамотного и рационального решения экологических проблем нужно разработать актуальную теоретическую базу, которая будет отвечать запросам современного общества.

На протяжении всего времени культура и экология тесно связаны между собой. В статье Е.Ю. Захаровой приводится следующая типология культур по отношению к природе.

1. «Культура, отличающаяся приспособлением к природе (V-XVII вв.);

2. Культура, при помощи которой происходит построение второй природы, созданной человеком, не уступающей в значимости первой (XVII-XX вв.);

3. Культура, в которой учитываются природные ограничения при создании второй природы, называемая как «способ выжить» (конец XX в. до настоящего времени)»[1].

Таким образом, мы видим, что в культуре присутствует экологический аспект. Человеческая культура развивает и взаимодействует вместе с природой, что в конечном итоге приводит к разумному поведению человечества по отношению ко второй.

Само понятие экологической культуры появилось во второй половине двадцатого века. На данный момент существует множество различных интерпретаций данного термина. Приведем некоторые из них. С.Н. Глазачев вводит следующее понятие. «Экологическая культура – совокупность духовных ценностей, принципов правовых норм и потребностей, обеспечивающих оптимизацию взаимоотношений общества и природы» [2]. А.Н. Кочергин определяет экологическую культуру как «определенную программу, на основании которой субъект строит свой исторически конкретный процесс взаимодействия с природой, раскрывает содержание регулятивно-деятельностно-поведенческого компонента» [3]. Часто понятие экологической культуры связывают с категорией «повседневность». Такие ученые как В. Майстренко, Н. Курамелина, С. Павлова дают следующее определение. «Экологическая культура – это усвоение основ современной экологии, природопользования и отношения к природе, которыми необходимо постоянно руководствоваться в повседневной жизни – на работе, в быту, во взаимоотношениях с людьми»[4]. В.А. Кобылянский в своей концепции взаимодействия природы и общества в определении экологической культуры делает акцент на том, что «она позволяет выявить качественные различия природы и общества, область их взаимопроникновения, разграничить экооориентированный и экологический подходы к исследованию систем» [5]. А.М. Испандиярова дает следующее определение. Экологическая культура – «часть общей культуры, совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмоционально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром» [6]. Один из современных ученых, Г.А. Пирсаидова объясняет экологическую культуру как «сложное интегративное образование, в центре которого находятся экологическое мировоззрение, практическая деятельность и поведение, способствующие устойчивому, взаимосвязанному развитию человека, общества и природы» [7].

Для наиболее полного раскрытия феномена экологической культуры в социологии применяются следующие подходы. В системном подходе экологическая культура рассматривается как система, а процесс ее формирования – становление это системы. Изучая тему под данным углом зрения, можно определить роль каждого элемента, участвующего во взаимодействии, а также проинтерпретировать последствия их результатов. Экологическая культура может быть уровневым понятием. Ее значение будет приобретать различные вариации в зависимости от разных категорий. Важно отметить, что уровни должны располагаться не в иерархическом порядке, а с точки зрения существования различных вариантов. В качестве примера, могут выступать уровни экологической культуры разных стран. В основе деятельностного подхода лежит идея о том, что существует экологическое поведение, которое заложено в формировании экологической культуры. Так, например, Т. Е. Абрамова, одна из его представителей дает следующее определение рассматриваемого феномена. «Экологическая культура – это способность вести экологически целесообразную деятельность, ответственную по отношению к окружающей среде, воспитание ответственного отношения к природе; отражение целостного восприятия мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанный на уникальности свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека; органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой; этап развития общечеловеческой культуры, которая характеризуется общим осознанием важности экологических проблем в жизни человека» [7,8]. В рамках информационного подхода заложена идея о том, что формирование экологической культуры – один из множества процессов глобализации. Одни из наиболее ярких представителей данного подхода, ученые Месарович и Пестель разработали концепцию органического роста. Ее суть заключается в том, что если рост мировой экономики будет сбалансированным и рациональным, то человечеству не придется отказаться от нее для преодоления экологических трудностей.

Интересна по своему содержанию теория экологической модернизации, в которой рассмотрены пути выхода из экологического кризиса. Один из представителей данной концепции, И.П. Кулясов дает следующее определение экологической модернизации. «Это изменения в соответствии с новейшими, современными экологическими требованиями и нормами, выполнение которых ведет к устранению проблем между человеком и средой его обитания, обществом и природой.»[8] В рамках данной теории выделены восемь основных направлений. В первом направлении (Дж. Хубер, А. Мол) существенную роль играет замена существующих промышленных технологий на новые, энергосберегающие и безопасные. Второе направление (М.Джоник) выступает за создание государственной политики, направленной на реструктуризацию национальной экономики, отвечающей за экологическую безопасность. В третьем направлении (А.Вил, Р.Велфорд, А.Гоулдсон) преобладают идеи о создании государственной экополитики, которую в дальнейшем будут реализовывать представители, как политической, так и экономической сферы. Четвертое направление (М.Хайер и Дж.Друзек) заинтересовано в создании социологического дискурса об экологической модернизации и формирования конструктов дальнейших путей развития. Представители пятого направления (У.Бек, Э.Гидденс, С.Лэш и др.) рассматривают экологическую модернизацию как проявление институциональных изменений в разных сферах жизни. В шестом направлении (П.Христоф, Д.Гибс, М.Кохен) речь идет о рациональном распределении ролей между государством, бизнесом и негосударственными организациями в формировании экополитики. Седьмое направление (И.Кулясов, Я.Кортилайнен) учитывает важность локальных случаев нарушения экологической безопасности, т.е. подразумевается формирование экополитики снизу. Последнее, восьмое направление (Ю.Пахомов, И.Кулясов) занимается разработкой механизмов формирования экологического сознания отдельной личности. Проанализировав все направления, можно подвести итог, что, несмотря на некоторые различия, суть данной теории остается та же. Необходимо формировать экологически щадящий бизнес, эффективную государственную политику, экологизацию всего общества. В России на данный момент нельзя говорить о полноценном осуществлении идей изученной концепции, т.к. государственная власть в первую очередь делает акцент на увеличении экономического роста без учета экологической ситуации. Однако, по словам И. Кулясова, начало активной экологической модернизации уже положено по инициативе бизнеса и в дальнейшем будет получать свое распространение.

Одним из важнейших экологических вопросов в современном мире является формирование экологической культуры. Ее эффективность измеряется не только приобретенными знаниями, но и активным экологическим поведением.

О.Н. Яницкий выделял следующие формы экологической культуры: консервационизм, экологизм, утилитаризм и «глубокая экология» [9]. Основная идея консервационизма заключается в сохранении тех природных ландшафтов, которые считаются природными памятниками. Здесь делается акцент на культурных и эстетических сторонах экологической безопасности. Экологизм пропагандирует соединение охраны окружающей среды и целей эффективного хозяйствования. Суть утилитаризма в признании национальных парков и различных природных памятников бесполезными и замене их на полезные сельскохозяйственные предприятия. Глубокая экологизация напротив выступает за равные права между природой и человеком. Следовательно, необходимо создание экологического поведения, учитывающего особенности природных объектов. Данные формы экологической культуры актуальны на сегодняшний день и часто используются в основе идеологий тех или иных политических партий.

Основные трудности в формировании экологической культуры связаны с противоречиями между экополитикой и условиями ее осуществления. В России на официальном уровне идея необходимости формирования экологической культуры находит поддержку среди Государственной Думы, Совета Федерации, Общественной Палаты и в структурах гражданского общества. Концепция национальной безопасности Российской Федерации определила воспитание экологической культуры населения в качестве приоритетного направления деятельности государства в экологической сфере. В.В. Мисенжников утверждает, что «эта область деятельности не стала частью государственной политики. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» полтора десятилетия назад отнес формирование экологической культуры населения к полномочиям органов государственной власти. Однако ни на федеральном, ни на региональном уровнях не определены те органы, которые призваны этим заниматься. Сегодня полномочиями по формированию экологической культуры населения не наделены ни министерство образования, ни министерство природных ресурсов, ни министерство культуры» [10]. В последнее время проблема экологической культуры обсуждается на российских форумах. Так в 2008 году состоялись парламентские слушания в Государственной Думе и Совете Федерации, по инициативе Правительства РФ прошла Всероссийская конференция «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики». Однако на данном этапе существуют лишь рекомендации, а их осуществление застряло в планах. Для того чтобы запустить процесс, В. В. Мисенжников выделяет следующие меры, которые необходимо выполнить в первую очередь. К ним относятся «разработка и принятие стратегии формирования экологической культуры; разработка концептуальной модели формирования экологической культуры; наделение Министерства образования и науки, Министерства природных ресурсов и Министерства культуры конкретными полномочиями в сфере формирования экологической культуры населения; создание межрегионального ресурсного информационно-методического центра, обладающего банком экологической информации, современных педагогических, информационных технологий, диагностических методик измерения уровня экологической культуры и других инструментов формирования экологической культуры населения; организация работы постоянно действующего круглого стола по экологической культуре при Комитете по культуре Государственной Думы Федерального Собрания» [11].

Важно понимать, что речь идет о сложном процессе, требующем серьезной проработки. Необходимо создание общего подхода к проблеме, который будет включать в себя множество различных аспектов и поможет воссоздать ясную и полную картину происходящего.

Традиционным каналом трансляции культурных ценностей принято считать образование людей. Для формирования экологической культуры необходимо использовать все формы образования. К ним относятся формальное (дошкольное, начальное общее, основное, полное среднее, дополнительное, профессиональное), неформальное (деятельность различных экологических организаций, направленных на просвещение населения). Однако некоторые признанные в данной области авторитеты в процессе слушаний в Общественной Палате высказали свои сомнения по поводу эффективности общеобразовательной школы. По мнению такого ученого как В.В. Мисенжников, такое очевидное заблуждение появилось в результате отсутствия продуманной государственной политики, направленной на создание системы непрерывного экологического образования [12]. Важно отметить, что предусмотренные Федеральным законом разработка и внедрение этой системы так и не появились в российских школах. Еще одним важным заблуждением является отождествление экологического образования с преподаванием предмета «экология». В.В. Мисенжников говорит о том, что «знания – необходимы, но лишь один из многочисленных факторов, определяющих мировоззрение» [13]. Действительно, большинство людей, которые получили хорошее образование, занимаются загрязнением окружающей среды и имеют неуважительное отношение к природе. Следовательно, экологическую культуру нельзя сформировать на уровне предметного знания. Обязательными компонентами экологического образования являются опыт деятельности и ценностное отношение. На вопрос о том, что же подразумевается под опытом деятельности, дает ответ Е.В. Колесова. «Как известно, одной и важнейших задач экологического образования было «научить огромное количество людей согласованным действиям, направленным на улучшение окружающей среды» и следствием этого должно было стать уменьшение антропогенной нагрузки на биосферу» [14]. Деятельность человека часто сводится к участию в субботниках по уборке территории, экономии и воды. Однако она не содержит в себе серьезных действий, направленных на реализацию устойчивой экологической культуры. Другим фактором, как уже говорилось раннее, является ценностное отношение, которое представляет одну из важных категорий развития общества. Большинство людей рассматривает природу, как абстрактную ценность, и не прикладывает серьезных усилий для ее сбережения. Еще одной проблемой является периодическое обновление содержания экологического образования.

Важно отметить, что экологическая культура должна проявляться в поведении всех людей, а не у отдельных личностей. Ю.А. Агешин говорит о том, что «экологическая культура, как и всякая культура это не только комплекс знаний, это еще совокупность навыков, постепенно преобразующихся в устойчивую привычку. Обязательно надо, чтобы получаемые знания подкреплять практическими делами» [15]. Необходимо, не ослабляя внимание к экологическому образованию, делать акцент на практическую реализацию получаемых знаний, реальное преобразование их в какие-то общественно-значимые инициативы, движения и т.д. Экология не должна касаться не только экологов, а каждого человека в частности. Этого можно добиться лишь через массовые общественные инициативы.

На формирование экологической культуры влияет зависимость экологического мышления от социальной ситуации. Неблагоприятные тенденции, ведущие к социальной напряженности в обществе, постоянно увеличиваются. Людям некогда думать об экологии, т.к. им в первую очередь приходится решать проблемы нормального существования, а вопросы об экологии стоят на последнем месте. Ю.Агешин говорит о том, что лечить по отдельности все проблемы, существующие в нашем обществе, бесполезно и предлагает следующий выход [16]. Основную причину таких неудач он видит в духовно-нравственном состоянии общества, к лечению которого необходимо подходить системно, целостно. В качестве основного «лекарства» должна выступить культура. «Лекарство такое есть. Это наша Великая Культура. У нас в стране сохраняется существенная недооценка определяющего значения культуры в диктуемых жизнью преобразованиях, глубокое недопонимание того, что именно Культура, и только она может служить первоосновой, базисом для построения будущего. Только опираясь на весь неисчерпаемый духовно-творческий потенциал Культуры, можно исцелить наше больное общество» [17]. Современный этап человеческой цивилизации открывает перед культурой безграничные возможности. Культура, которая на сегодняшний день вооружена новейшими достижениями научно-технического прогресса, осознала потребности общественной жизни. Эти потребности связаны с необходимостью усиления духовно-нравственного воздействия на все слои населения. Благодаря этому она стоит на пороге невиданного рывка в освоении качественно нового инструментария воздействия на людей, приведения разрозненных, стихийных масс к единому пониманию неотвратимой неотложности находить пути к духовному согласию, социальному равновесию, взаимовыгодному сотрудничеству, творческому взаимодействию в разрешении всех глобальных и региональных проблем, стоящих перед человечеством. Поворот к культуре должен, прежде всего, произойти в политике. Реформы не должны противоречить естественным устремлениям человека. Они должны сформировать общество разумного существования, устремленного к улучшению жизни. При рассмотрении культуры как основание политики, государство делает политику действенной эволюционной силой, справедливой и целесообразной. В синтезе этих двух сфер, возможно, разрешить существующие проблемы в России. Вознесение культуры на пьедестал высших ценностей не должно развиваться стихийно. Государству необходимо осмысленно и целеустремленно корректировать этот процесс. Ю.Агешин предлагает создание специального государственного научно-исследовательского центра - Исследовательский центр духовной культуры, который будет заниматься социально-культурным инжинирингом, оценивать и вырабатывать новые формы, новый инструментарий духовного преображения людей [18].  

Ж.Т. Тощенко предлагает следующие пути формирования экологической культуры [19]. В первую очередь градостроителям необходимо освоить один из принципов современной экологии, который пропагандирует создание и поддержание устойчивого, продуктивного мозаичного ландшафта, который подразумевает чередование преобразованных и естественных участков. Вторым, но не менее важным условием полноценной экологической культуры является создание различных заповедников, заказников, которые позволяют сохранить растительный и животный мир нетронутыми, помогают защитить редкие, вымирающие виды. Кроме того, их создание и поддержание должно быть согласовано в развитии с хозяйственным освоением территорий, а также в гармонизации с модернизацией производства. Третьи и обязательным условием выступает проведение природовосстановительных и природообогащающих работ, таких как озеленение, создание водоемов, садоводство и т.д. Необходимо уделить внимание развитию экологического контроля, хотя некоторые меры уже предприняты. Так, например, в некоторых городах создаются системы контроля за состоянием водного и воздушного бассейнов, утилизацией отходов, разумным использованием человеком окружающей среды. Нормы концентрации вредных веществ в воздухе и воде также являются одной из мер социального контроля.

Н.А. Михеева рассматривает процесс экосоциализации и ее осуществление путем развития в Российской федерации экологического туризма. Экотуризм предполагает посещение различных заповедников, национальных парков и т.п. На территории России на данный момент существует 101 заповедник, 35 национальных парков, 68 федеральных заказников [20]. В рамках данного подхода экологическая социализация подразумевает усвоение экологических ценностей во время посещения экотуров. Процесс экосоциализации может осуществляться в двух направлениях: как для учащихся в рамках образовательных программ, так и для любых групп населения. Однако стоит отметить, что уже существующий экологический туризм не направлен на экологическую социализацию. Его основная цель – получение прибыли. Н.А. Михеева предлагает следующие варианты социализации в экотуризме:

1. «Развитие системы экологического образования, просвещения и воспитания.

2. Создание новых рабочих мест в ООПТ, связанных с организацией фольклорных мероприятий, изготовлением сувениров, работой в качестве местных гидов. Таким образом, не следует ограничивать представления людей только кругом потребительских интересов, связанных с лесозаготовками, охотой, рыбалкой, сбором ягод, грибов, лекарственных трав и т.д.

3. Рекреация и реабилитация в процессе общения с природой. Это лечение с помощью природных факторов: чистого воздуха, природных ландшафтов, экологически чистых продуктов и среды обитания.

4. Поддержка экологические движений, которые существуют во многих регионах страны. Представители этих движений постоянно обращают внимание общественности на существующие экологические проблемы, призывают бережно относиться к природе и непосредственно влияют на формирование экологических знаний у населения» [21].

Все перечисленные аспекты могут помочь повысить уровень экологического сознания населения в нашей стране.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Существует огромное множество понятий экологической культуры, но все они имеют схожее значение, указывающее на непосредственное взаимодействие экологии и культуры человека. В настоящее время, осознав неизбежность надвигающегося экологического кризиса, общество пришло к пониманию важности формирования экологической культуры, как в теоретическом, так и в практическом плане. Ученые выделяют следующие подходы к изучению экологической культуры: системный, уровневый, деятельностный, информационный и т.д., которые не только раскрывают ее понятие, но и объясняют формирование экологической культуры. Одной из наиболее актуальной теорией, занимающейся вопросами экологической теории, считается теория экологической модернизации. Данная теория рассматривает различные способы выхода из экологического кризиса. Важным моментом является формирование экологической культуры у населения путем укрепления законодательной базы, через образовательные структуры, при помощи бизнеса и т.д. Нестандартным является подход к созданию полноценного экологического туризма, который только начинает развиваться и может принести большие успехи в формировании экологической культуры жителей нашей страны. Экологическая культура тесно связана с экологическим волонтерством, т.к. этой деятельностью занимаются люди, как правило, уже с достаточно сложившимся уровнем экокультуры, которые видят своей целью не только в защите окружающей среды, но и в вовлечении населения в нее.