Полный текст статьи
Печать

Все развитые общества приоритеты развития связывают с молодежью – экономической основой и локомотивом развития. В этих рамках особое внимание должно уделяться условиям формирования и реализации человеческого и трудового капитала молодых специалистов, выпускников вузов как полноценного субъекта экономических отношений, наиболее мобильную, устойчивую социальную подгруппу, «активно интегрирующуюся в систему экономических отношений и формирующую новые приоритеты развития, преследуя экономические и управленческие интересы» [1].

В современных условиях неформальные формы занятости приобрели огромные масштабы и стали проблемой в большинстве стран мира вне зависимости от уровня их социально-экономического развития [2].

В России удельный вес занятых в неформальном секторе в общей численности занятых в экономике увеличился с 2006 г. на 2,3% и составил в 2015 году 20,5% (рис. 1). Нетрудно заметить, что неформальной занятостью в большей степени охвачена молодежь, доля которой в структуре занятых в неформальном секторе за последние годы стремительно увеличивается.

Особое место в структуре неформальной занятости занимают молодые люди в возрасте 20-29 лет. Несмотря на то, что они повсеместно являются носителями передовых идей, далеко не все из них могут реализовать себя. Данная группа населения наиболее уязвима и испытывает сложности при трудоустройстве и для нее зачастую важным является сам факт занятости, а не качество трудового контракта. В таких условиях молодежь нередко вынуждена обращаться к неформальной занятости.

Стоит отметить, что молодые люди, находящиеся в возрастной категории 24-29 лет более осознанно, чем группа в возрасте 20-24 года, подходят к выбору формы трудовой деятельности. Понимая необходимость и важность официального трудоустройства, которое может стать гарантом определенной стабильности, молодежь отдает предпочтение неформальной занятости в основном в качестве вторичной занятости. На формирование такой ситуации оказывают влияние такие факторы как изменение семейного положения, появление детей, социально-экономическая ситуация, влияние СМИ, окружения и т. д.  

Рис. 1. – Удельный вес занятых в неформальном секторе в общей численности занятых в экономике по возрастным группам [3] 

Рассматривая структуру неформальной занятости по половому признаку, можно отметить меньшее вовлечение женщин рассматриваемой возрастной группы в занятость в неформальном секторе по сравнению с мужчинами (рис. 2). Это связано с тем, что женщины выше оценивают важность формальных трудовых отношений. Официальное трудоустройство позволяют им рассчитывать на определенную поддержку и защиту со стороны государства, включающее выплату различных социальных пособий и обеспечение права на оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком. 

Рис. 2. – Структура занятых в неформальном секторе по возрастным группам [3] 

Почему молодежь все больше переходит на неформальную занятость?

Молодое поколение является социально-уязвимой категорией населения, т.к. первую очередь попадает в группу риска по вовлечению в занятость в неформальном секторе. Молодые специалисты испытывают сложности с трудоустройством, что обусловлено следующими причинами:

1)  отсутствие опыта работы;

2)  низкая конкурентоспособность выпускников вузов;

3)  недостаточность у выпускников вузов необходимых теоретических знаний и практических навыков;

4)  несоответствие профессионально-квалификационной структуры выпускников потребностям экономики, рынка труда и структуре имеющихся вакансий;

5)  отсутствие механизмов и институтов, регулирующих взаимосвязь рынка труда с высшим образованием.

Кроме того, у молодых людей сформировался довольно низкий уровень доверия к официальному трудоустройству. Молодежь не уверена в возможности карьерного роста и финансовой стабильности. Некоторые молодые люди отказываются от официального трудоустройства из-за представлений о выполнении статичной, рутинной и неинтересной работы, не дающей перспектив для развития и самореализации в будущем [4].

Неформальная же занятость, напротив, в виду отсутствия строгих регламентов является для молодых людей более привлекательной и ассоциируется с динамикой, развитием, самостоятельностью принятия решений, возможностью в большей мере проявлять себя и оставаться свободным и независимым. Особую роль здесь играют рост прагматизма (активность, практицизм, ориентация на будущее) и индивидуализма (ориентация на собственные интересы, вера в свои собственные силы и опора на личностные ресурсы, стремление дифференцировать себя от других), а также стремление к приобретению материальных ценностей и обеспечении комфортных условий жизни [5].

Для представителей молодежи, не желающих работать под надзором начальства или в коллективе, преимуществом неформальной занятости становится возможностью обеспечения автономии и минимизации контроля в процессе трудовой деятельности. Кроме того, молодые люди могут подбирать удобный для них график работы, что позволяет совмещать несколько занятий.  

Неформальная занятость также дает возможность устроиться на работу без высокого уровня образования, квалификации, а также избежать уплаты налогов.

Однако, несмотря на ряд преимуществ, которые предоставляют неформальные трудовые отношения, у них имеется существенные недостатки. В сочетании с низким уровнем образования человеческих ресурсов нестандартная занятость может увеличивать риски задержаться надолго на периферии рынка труда, где работники чаще обречены на нестабильную, малоквалифицированную и низкооплачиваемую работу. В случае же возникновения конфликтных ситуаций с работодателем в силу недобросовестности последнего, неформально занятые молодые люди не имеют возможности осуществить разрешение трудовых споров в суде. Молодежь занятая неформально лишена прав, предусмотренных Трудовым кодексом РФ на трудовой стаж. На них не распространяются гарантированные Конституцией РФ права на обязательное социальное и пенсионное страхование.

На наш взгляд, определяющим фактором развития неформальной занятости среди молодежи является образование. Неформальная занятость в большей степени характерна для лиц со средним профессиональным и средним общим образованием. Но и получение высшего образования еще не гарантирует возможности успешного трудоустройства. Об этом свидетельствует увеличение доли занятых в неформальном секторе среди имеющих высшее образование) (рис. 3).

В последние годы стремительно возросла престижность высшего образования (многие молодые люди просто запрограммированы на получение высшего образования), однако найти работу по специальности после окончания вуза становится все сложнее. Большинство россиян оценивают качество современного высшего образования на среднем уровне и поддерживают идею лишать неэффективные вузы государственной аккредитации.

Рис. 3 – Структура занятых в неформальном секторе по уровню образования [3] 

По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в 2015 году, большая часть респондентов в России (56%) оценивает качество подготовки в российских вузах как среднее, оценка работодателей схожа (55%), а среди молодых специалистов такой точки зрения придерживается лишь треть (36%). Около 22% опрошенных россиян считают, что уровень подготовки выпускников в отечественных университетах и институтах высокий. Данное мнение разделяют большая часть молодых специалистов (58%) , и только каждый десятый работодатель (13%). Около 16% россиян отмечают, что подготовка профессиональных кадров в отечественных вузах находится на низком уровне, чуть больше четверти работодателей (28%) разделяют данное мнение, а вот среди тех, кто недавно получил высшее образование, это соображение нашло отклик лишь у 5% опрошенных.

Большинство молодых специалистов (56%) указывают на такую проблему как недостаточное развитие практических навыков у выпускников российских вузов, эту же проблему признает и почти все опрошенные работодатели (91%). Если говорить о теоретической подготовке, то можно отметить, что нехватку теоретической подготовки ощущает только четверть молодых специалистов (25%), в то время как подавляющее большинство представителей этой аудитории считают полученное теоретическое образование достаточным. Среди работодателей распространено иное мнение: каждый второй работодатель (53%) склонен считать теоретические знания выпускников вузов недостаточными, а тех, кто придерживается противоположной точки зрения – 43% [6].

Производство постоянно меняется. Вузы очень неповоротливы в плане обновления устаревших программ обучения. Взаимно обогащающие связи между учебными заведениями и предприятиями ослаблены. В результате и происходит несоответствие между знаниями, полученными в учебном заведении, и требованиями, которые предъявляют работодатели. Молодые люди получают образование, которое не дает необходимых практических навыков, в связи с чем идеальные представления большинства молодых людей об их будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реально сложившейся ситуацией на рынке труда.

Более того многие молодые люди несерьезно подходят к выбору будущей профессии, что в последствии приводит к нежеланию работать по специальности. И в такой ситуации молодежь прибегает к поиску альтернатив в неформальном секторе.

Неформальная занятость среди молодежи – серьезная проблема для российской экономики. Молодежь – это та часть населения, на которую опирается экономика страны и от которого зависит ее будущее. Поэтому обеспечение комфортных условий для трудоустройства молодежи должно стать одним из главных направлений экономической политики страны. И главный упор следует сделать на систему образования, т.к. от ее качества зависит то, будет ли востребован работник на рынке труда и будут ли соответствовать уровень его знаний, квалификация и, самое главное, практические навыки современным потребностям рынка труда.