Концепту «душа» (наряду с такими концептами как «судьба», «тоска», «счастье», «разлука», «справедливость») в русской языковой картине мира принадлежит одно из ключевых мест.Под языковой картиной мира понимается совокупность знаний человека о мире, запечатленных в языковой форме. По определению В.А. Масловой, «картина мира — целостный, глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека, она возникает у человека в ходе всех его контактов с миром. Познавая мир, человек составляет свое представление о мире, т.е. в его сознании возникает определенная «картина мира» «…» Поскольку возникновение картины мира тесно связано с языком и во многом им определяется, ее называют «языковой картиной мира». [1, c. 64]
Следует отметить, что до настоящего времени не сформировалось единого универсального определения термина концепт, как не существует и единого мнения о роли концептов в формировании и функционировании языковой картины мира. Это обусловлено и тем, что данные термины включены в понятийный аппарат и философии, и психологии, и социологии, и культурологии, и лингвистики. И даже внутри одной научной отрасли, такой как лингвистика, не существует универсального их толкования, так как язык, языковые явления, структурные единицы рассматриваются с разных точек зрения и в разных аспектах. Так «Краткий словарь когнитивных терминов» определяет концепт как «единицу ментальных или психических ресурсов нашего сознания; оперативную содержательную единицу памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [2, c. 90].
Ю.С. Степанов в книге «Константы: Словарь русской культуры» утверждает, что с одной стороны, концепт представляет собой «сгусток культуры в сознании человека», а с другой стороны, концепт – это средство, при помощи которого рядовой человек сам входит в культуру. [3, с. 43]
В.А. Маслова, проанализировав различные подходы к пониманию концепта, сложившиеся к настоящему времени, дает обобщенное определение концепта – «это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры». По её мнению, концепт «маркирует» этническую языковую картину мира, отражает этническое мировоззрение и одновременно с этим является «квантом знания» который отражает человеческую деятельность. Он возникает при взаимодействии словарного значения слова и личного опыта человека, или социума при этом концепту присущи эмоциональность, экспрессивность, оценочность. [1, с. 47]
Концепты имеют сложную структуру, большинством исследователей в строении концепта выделяются ядро и периферия. Словарные значения лексемы представляют собой ядро концепта, так как именно они дают представление о базовом содержании концепта, которое отражено в сознании всех носителей языка. Периферия концепта включает субъективный опыт индивида или группы лиц, объединенных по каким либо признакам, параметрам, категориям, различные прагматические составляющие лексемы, коннотации и ассоциации – всё то, что обуславливается национальной культурой, социальным статусом, психическими и психологическими особенностями.
Роман Захара Прилепина «Обитель» вышел в 2014 году, и автор был удостоен за него премии «Большая книга». [4] Действие романа происходит в лагере на Соловках в конце 20-х годов XX века. Главный герой Артём Горяинов оказался в заключении за убийство отца. Именно глазами Артёма мы видим его судьбу и судьбы других персонажей, где каждый является одновременно и палачом и жертвой.
При анализе художественного текста, следует учитывать, что под «картиной мира» некоего текста понимается набор презумпций, заключенных в данном тексте».[ 5, c.307]
Литературный концепт обладает рядом особенностей. «Концепт в литературе всегда реализован в образах, но не всякий образ участвует в создании концепта. Он должен обладать инвариантным смыслом и нести в себе отсвет ментальности народа; носить «имя»; иметь устойчивый, повторяющийся характер «…» и манифестировать знаковые явления в культуре. В литературном концепте, в отличие от образа, доминирующим оказывается именно инвариантный смысл, который получает в каждом конкретном случае индивидуально-творческую реализацию. Концепт создается при участии автора, но реконструируется читателем (критиком, исследователем).» [6, с. 10]
Приступая к рассмотрению концепта душа в романе Захара Прилепина «Обитель», путем анализа словарных значений данной лексемы определим ядро интересующего нас концепта.
По данным Национальной энциклопедической службы существует 29 определений термина душа. [7] Приведем некоторые толкования, лексемы «душа», данные в различных словарях.
В словаре С.И. Ожегова душа, это - 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание; 2. То или иное свойство характера, а так же человек с теми или иными свойствами; 3 перен. Вдохновитель чего-н., главное лицо; 4. о человеке (обычно в устойчивых сочетаниях); 5. В старину крепостной крестьянин. [8, с.157-158]
В Библейской энциклопедии это «дыхание жизни – существо духовное и бессмертное», которое после смерти человека возвращается к Богу, давшему её. [9, с. 205]
Как отмечено в словаре, В. И. Даля, – это, прежде всего, бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волей; в общем знач. человек с духом и телом; в более тесном: ‖ человек без плоти, бестелесный, по смерти своей; в смысле же теснейшем: ‖ жизненное существо человека, воображаемое отдельно от тела и от духа, в этом смысле говорится, что и у животных есть душа ‖ в знач. человек иногда люди обоего пола, либо только мужского ‖ душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство [10, с. 504];
По определению, данному в «Словаре философских терминов», душа – это «универсальный концепт, обозначающий жизненную сущность преимущественно человека, отличную от тела и духа; внутренний психический мир человека или божества» [11, с.155].
И наконец, в «Словаре русской ментальности» душа - это «бессмертная жизнетворная сила человека в единстве разума, воли и чувства» [12, с. 237].
Следует отметить, что Ю. Степанов, к мнению которого мы присоединяемся, считает, что определение, данное В.И. Далем, является наилучшим, полностью отвечающем «тому концепту душа, который присутствует в русской культуре и сегодня». [3,c. 736]
Авторитетные исследователи русской языковой картины мира, анализировавшие концепт «душа» делают вывод о том, что «душа в наивно-языковом представлении воспринимается как своего рода невидимый орган, локализованный где-то в груди и «заведующий» внутренней жизнью человека [5, с.86], носителями русского языка «душа воспринимается как некое вместилище внутренних состояний. [там же, с. 87]
Согласно нашим наблюдениям, в романе «Обитель» красной нитью проходит мысль, что только обладая душой, сохранив её чистоту и веру в её бессмертие, человек может называться человеком. Именно душа является центром ядра концепта человек в данном произведении. [13]
Слово душа употребляется в тексте 77 раз. Что же происходит с ней на страницах романа «Обитель»?
Душа в романе, может выполнять какие-либо действия: душа надорвётся, душа ожила, полетела человеческая душа, душа его молила, чтоб душа покойного не могла выйти, душа не должна выйти, душа сама себе вставила кольцо в губу, душа спеклась, душа твоя легко и безошибочно вела тебя, душа саднит и трепещет, душа гниёт, душа обретала вес шёлка – 13 употреблений.
Душа может стать объектом воздействия: душу – выпускают из лабиринта, доброе дело сберегло мою душу, теперь душа моя в цветах, и её щекочут кузнечики, не показывай душу, что-то качнулось в душе, ни души, ни сердца он в это не вкладывал, любяй ю душу свою – погубит, а ненавидяй ю душу свою – обрящет, душу убить не сможет, и душу, и тело погубить в геенне, разросся душой, сорвать душу, в душе его, как в том пианино, образовалась дыра, в самую душу нападает снег, не пробило в душе Артёма ещё одной чёрной дыры, поместить свою душу в геенну огненную, и можно поймать куполом колокольчика человеческую душу, чистоту души надо стеречь и охранять – 18 употреблений.
Душа может находиться в каком-либо состоянии, выражать отношение к кому-то, чему-то, или к какому-либо действию, поступку или бездействию: душа с бодуна, было тепло на душе, души не чаял, жутко на душе, такой трепет, хорошо на душе, поймёшь всей душою, было ещё дурней на душе и раздражительней, так легко на душе, так славно, стало чуть забавней на душе, от души захохотал, так хорошо и страшно было на душе, и волнительно, и бесстыдно, на душе было несколько противно, на душе уже становилось теплее и будто бы чище, привирает – от всей души, закрепили, от души промёрзнув, били от души, на душе было тупо, было тепло на душе, на душе становилось удивительно, на душе было не очень хорошо, от души прокашлялся - 24 употребления.
Прилепин на страницах романа употребляет слово душа всего с несколькими прилагательными: словосочетание человеческая душа встречается 5 раз, а словосочетания упокоенная душа, бессмертная душа, ампутированная душа – по одному разу.
Анализ концепта «душа» в романе З. Прилепина «Обитель» показал, что в картине мира проанализированного текста данный концепт занимает важнейшее место и имеет формирующее человека значение. Отрицая существование души, человек перестает быть человеком. Душа не эквивалентна психике, хотя, на первый взгляд, если заменить душу психикой – легче выжить в нечеловеческих условиях Соловецкого лагеря:
« – Здесь все понемногу звереют, – ещё помолчав, сказал Василий Петрович. – Страшно – душа ведь.
Артём подумал и ответил очень твёрдо:
– Наплевать. Психика» . [4, с. 151]
Душа в романе, прежде всего, является живым существом, человек разделяет себя и её: Я думал, что пришли забрать… даже не меня, а душу. [4, с. 293] Всего 12 примеров. Значение душа – человек реализуется, главным образом,в устойчивых сочетаниях с предлогом по - по чью-то душу в значении за кем-то (3 примера) либо в сочетании с числительным: «Чуть ли не три дюжины живых душ пристыли глазами к колокольчику, …»[4, с. 553], «Семь тысяч человек, и у каждого бессмертная душа, а я взял её в плен, – сказал Ф.». [4, с. 719]Устойчивыми сочетаниямиод души и с душой характеризуются в романе какие-либо действия, которые можно выполнять искренне, старательно, что не выходит за рамки их лексического значения, которое имеетположительную коннотацию. Но такие сочетания как от души промёрзнув, били от души, злобно – придают миру «Обители» зловещую, абсурдную атмосферу.Душа - осязаемый орган или часть тела, имеющая те или иные физические свойства (6 примеров): «Нераскаянный!.. – вскрикивал Зиновий. – Гниёшь заживо… Злосмрадие в тебе – душа гниёт!..» [4, с. 570 ] Душа - место, которое нельзя никому показывать, место, где локализуются чувства, переживания, настроения, показатель внутреннего состояния человека. (13 примеров). Именно закрытость этого места обеспечивает человеку выживание в лагере. Душа – сущность, которая после смерти человека возвращается к Богу, а если ей этого не удается – она обречена на мучения – (7 примеров): Артём поискал глазами, куда полетела человеческая душа. Ведь полетела же куда-то? [4, с. 244].
На наш взгляд, можно утверждать, что концепт «душа» в романе З. Прилепина согласуется с пониманием данного концепта в русской наивной языковой картине мира, тяготея при этом к пониманию души в соответствии с религиозной картиной мира и библейской традицией.